Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Главные препятствия при делегировании ответственности со стороны учеников.



2018-07-06 471 Обсуждений (0)
Главные препятствия при делегировании ответственности со стороны учеников. 0.00 из 5.00 0 оценок




Свобода без ответственности за неё – желаемая позиция многих подростков. У части подростков проявляется потребительское отношение к взрослым. Лучший взрослый – даёт всё, ничего не требуя взамен. Поэтому на словах они готовы быть самостоятельными, но при появлении трудностей провоцируют взрослых взять снова ответственность на себя, например, запугивая последствиями.

Частые препятствия передачи ответственности:

— Нежелание ученика брать на себя ответственность. Некоторые ученики избегают ответственности. Они считают удобнее спросить у учителя как делать, чем самому искать информацию, решать проблему.

— У ученика отсутствует уверенность в себе.

— Ученик боится критики за совершенные ошибки. Поскольку большая ответственность увеличивает возможность совершения ошибки, ученик уклоняется от нее. Часто даже если берутся за работу, то постоянно консультируются, чувствуют необходимость спрашивать, правильно ли выполняют работу.

— Ощущение перегруженности учебной работой.

— Недоверие к учителю, ощущение несправедливого отношения учителя, несправедливости оценок.

— Ученик полагает, что школа и так отнимает слишком много времени.

— Ученик ждёт каких-либо положительных стимулов за дополнительную ответственность.

— У ученика отсутствуют информация и условия, необходимые для успешного выполнения задания.

Этапы делегирования

Срок, на который осуществляется делегирование ответственности, особенно при первых попытках, должен строго соответствовать возможностям учеников. Чем менее самостоятельны дети, тем на меньший срок заключается договор о передаче ответственности за выполнение дел, тем тщательнее учитель наблюдает, если появляются трудности и осуществляет поддержку.

Действия учителя на разных этапах делегирования ответственности.

Таблица

  Этап работы по делегированию Действия учителя
Определение цели и задач. Выбор задания для делегирования, что надо получить в результате и что конкретно для этого должно быть сделано.
Оценка возможностей ученика. Может справиться с задачей?
Объяснение цели, задач ученику Описание желаемого результата и примерной последовательности действий
Обеспечение мотивации, стимулирование ученика Объяснить, для чего и кому полезна предлагаемая деятельность, достижение результата должно быть желанным и важным самому ученику.
Понимание задачи учеником, получение подтверждения того, что задача, ее важность, требования к результату поняты правильно. Обсуждение с учеником процесса деятельности, обсуждение препятствий, которые могут появиться.
Согласование с учеником сроков и требуемых материалов, сроков выполнения. Если требуется – корректировка сроков. Обсуждаются сроки выполнения, объем выполненной работы, периодичность проверки.
Поддержка, помощь в преодолении трудностей Замечать трудности, предлагать помощь
Оценка Предложить критерии для оценки, поощрять самоанализ и самооценку
Анализ и коррекция Совместное определение причин несоответствия результата ожиданиям, анализ сложностей в процессе выполнения, факторов, которые мешали или помогали в процессе
Поощрение ученика Похвала, предоставление самостоятельности, повышение самооценки

Не рекомендуется делегировать выполнение задач, требующих сложных навыков и умений, которых у ученика недостаточно, например, оценку работы других учеников, улаживание разногласий, мотивирование других учеников и т.п.

Советы педагогам.

· Понятно и подробно объясните ученикам их новые обязанности.

· Организуйте четкий обмен информацией, систему периодического обмена информацией (ученик может не решиться задать вопросы из-за боязни выглядеть глупым).

· Для немотивированных учеников создайте положительные стимулы (вознаграждение за результат работы).

· Заботьтесь о создании хорошего психологического климата.

· Проведите самоанализ, определите свои проблемы, страхи и развивайте свою компетентность в области лидерства и оказания влияния.

· Развивайте у себя установки группоцентрированного лидера: склонность распределять власть, делегировать полномочия, развивать ответственность, а не послушание.

· Поставьте цель - развивать лидерские качества у учеников.

 

Подведем итоги:

1. Важно правильно организовать первые недели работы с классом: правила и процедуры; мотивировать и увлекать; поощрять за выполнение и не допускать нарушения правил; изучать детей и быть осведомленным обо всем; управлять динамикой учебной деятельности.

2. В нашем обществе идет переход от авторитаризма к демократии — переход от личной власти к власти закона. Этот же процесс происходит и в школе. Нормативная регуляция поведения школьников на основе согласованных правил должна стать основным ресурсом власти учителя, без этого демократизация школы не может произойти.

3. Учителя используют целесообразные, запретительные и согласованные правила, последние используются крайне редко.

4. Существуют «порочные круги» во взаимодействии учителя и учеников, внешнее стимулирование и контроль вызывают пассивность ученика, большое количество негативных реакций снижают самооценку ученика, а значит мотивацию учения.

5. Необходимо установление «зон ответственности» учителя и ученика, а также «зоны совместной ответственности». Правила и процедуры должны касаться «зоны совместной ответственности».

6. Дисциплинированность — позитивное отношение к правилам и процедурам, согласие следовать которым появляется, если ребенку объясняют правила поведения, верно говорят «нет» и не ставят чрезмерное количество запретов. При неправильном воспитании появляются «дети-роботы» и «дети-разбойники».

7. Правила указывают на ожидаемые и запрещаемые действия в классе, что надо и что не надо делать, они обычно пишутся или четко формулируются. Правила должны быть объяснены и обсуждены с учениками и приняты ими.

8. Процедуры описывают, как выполнять задания в классе. Как раздается и собирается материал; в каком случае ученик может покинуть класс; как и когда ставятся оценки.

9. При установлении правил и процедур надо учитывать сложившийся сценарий взаимоотношений с прежним учителем, а также общешкольные правила и процедуры (устав школы). Правила и процедуры для разных возрастных групп отличаются.

10. Установление правил — четырехступенчатый процесс, для этого желательно определить правило, обсудить его и заключить соглашение с учениками, контролировать выполнение правил, объяснить логические следствия их нарушения.

11. Верный стиль общения учителя при требовании соблюдения правил – уверенный стиль. Учитель ясно определяет, какого поведения он ждет, смотрит в глаза, имеет спокойный, уверенный голос, не вовлекается в споры о справедливости правил. Некомпетентность учителя проявляется в использовании пассивного и враждебного стилей.

12. Процесс делегирования ответственности имеет много препятствий, как со стороны учителей, так и учеников.

13. Необходимо проанализировать возможности школьников, уровень сложности задач, сроки передачи полномочий, периодичность контроля.

 



2018-07-06 471 Обсуждений (0)
Главные препятствия при делегировании ответственности со стороны учеников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Главные препятствия при делегировании ответственности со стороны учеников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)