Корректируем собственные установки и поведение.
Начните работу с «трудными» учениками с самоанализа и коррекции собственного поведения. 1. Измените свое восприятие. Найдите что-то хорошее и в «трудных» учениках. Один из способов облегчить эту трудную задачу — начать воспринимать слабости как сильные стороны. Например, ученики, требующие к себе особого внимания, жаждут общения, в том числе с учителем. Они очень хотят вам понравиться, но не умеют этого делать нормальным способом. Скорее всего, дома они тоже не получают достаточного количества любви и душевного тепла. Многие ученики, демонстрирующие статус, — интересные, незаурядные личности, которые обладают лидерскими способностями, честолюбием, склонностью к самоутверждению, независимым мышлением. Такие ученики редко становятся безвольным орудием в руках других людей. Они хотят сами думать, принимать решения и контролировать свою собственную жизнь, что уже является отличной предпосылкой для формирования в будущем здоровой, активной личности. Некоторые ученики выбрали активный способ защиты себя от обид. Это агрессия, направленная на других, а не на себя. В действиях таких детей присутствует способность к выживанию. Ради сохранения своего психического здоровья они предпочитают хоть что-то делать, это лучше, чем безнадежность и апатия. Ученики, отказывающиеся от деятельности, направлены на избегание неудач, очень хотят уважать себя, достигнуть высоких результатов. Иногда самооценка ученика катастрофически низкая, и он нуждается в поддержке друзей и педагогов. 2. По возможности действуйте уверенно. С «трудными» учениками особенно важен уверенный стиль общения. Как собака нападает на того, кто испытывает страх, так и мстители атакуют нас, заметив растерянность или неуверенность. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, хотя бы делайте вид, что держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, вы можете в какой-то момент действительно почувствовать уверенность. Вашу неуверенность может выдавать агрессивность, направленность на самоутверждение, что проявляется в попытках использовать личную власть, а не правила. Это сразу распознается учениками и провоцирует ответную агрессию. 3. Показывайте, что вы заботитесь о «трудном» ученике не меньше, чем об остальных. При первом знакомстве важно сразу предложить ученикам доброжелательный и деловой стиль взаимоотношений. Если ученики заняты делом на уроке и достигают успеха, то у них не остается времени на выяснение отношений. Возникающие иногда проблемы полезно отложить на внеурочное время. Акцентируйте внимание на поступках и поведении, а не на личности ученика. · Объясняя ребенку, почему его поступки неправильны, избегайте таких слов, как «плохо», «неправильно», «глупо». · Обсуждая проступок ученика, говорите только о том, что случилось, не обобщайте, не наклеивайте ярлыки: «ты как всегда…». · Контролируйте свои негативные эмоции, лишите желаемой реакции «проблемного» ученика. Например, гнев — это то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Мстительному ученику нужны ваш страх или беспомощность. · Готовьте почву для дальнейшего успешного взаимодействия. Думайте о деле, а не о самозащите. · Позже дома высвобождайте отрицательные эмоции. Для разрядки советуем выбирать физические упражнения или общение. Не усиливайте напряжение ситуации. · Не используйте позы превосходства, уничижительные жесты, оскорбительные выражения, сарказм. · Не сравнивайте учеников друг с другом, не втягивайте в конфликт других ребят. · Не давите, не командуйте, не настаивайте жестко на своей правоте. · Не прибегайте к необоснованным изобличениям, оправданиям или «подаче взятки». · Не обсуждайте ситуацию в состоянии возбуждения, дайте «остыть» и себе, и ученику. · Проводите время от времени общие дискуссии о нарушениях поведения, чтобы объяснить, что является приемлемым в определенных ситуациях, а что — нет. Позволяйте ученику «сохранять лицо». · Если ученик выполняет ваше распоряжение, но при этом «тянет» несколько секунд, прежде чем согласиться, делает какой-то жест, свидетельствующий о неуважении, говорит «не буду, не хочу», чтобы оставить за собой последнее слово — делайте вид, что не заметили этого. · Не делайте «из мухи слона», создавая «козла отпущения», не самоутверждайтесь за счет ученика. Демонстрируйте неагрессивное поведение. · Не позволяйте себе вспышек агрессии, таких как крик, обвинения, унижения, ругань. · Показывайте выход из сложной ситуации без эскалации агрессии. Социальные и индивидуальные эталоны оценивания. Важной характеристикой учителей, ориентированных на развитие личности ученика, является их ориентация на индивидуальный подход к ученикам, что проявляется в склонности использовать социальные или индивидуальные эталоны оценивания. Индивидуальные эталоны оценивания — оценивание успеваемости ученика в сравнении с его прошлыми успехами и темпом продвижения по индивидуальному учебному плану. Социальные эталоны оценивания — оценка успеваемости ученика в сравнении с успеваемостью других учеников (Хейкхаузен) Индивидуальные эталоны оцениванияпроявляются в сравнении результата деятельности каждого учащегося с его же предшествующими достижениями: «Сегодня ты работаешь хуже, чем всегда», «Посмотри, вчера не получилось, а как хорошо решил сегодня!» Социальные эталоны оцениванияпроявляются в сравнении детей друг с другом, что демонстрирует ранговое место ученика в классе: «Саша опять не справляется, посмотри на остальных, как они хорошо решают», «Миша, ты опять опередил своих соседей». Исследования немецких психологов показали, что учителя, использующие разные эталоны оценивания, отличаются и рядом других характеристик. Различия учителей, использующих индивидуальные и социальные эталоны оценивания[7].
Ситуация социального сравнения вызывает чувства унижения у одних и высокомерия у других. Страх быть униженным заставляет ученика действовать в данный момент, но вызывает неприязнь к учителю и неприятие ситуации в целом, что постепенно уменьшает мотивацию учения. Ни у слабых, ни у сильных учеников не возникает реалистического уровня притязаний, так как всегда можно найти ученика, который выполнил задание лучше или хуже. Поставить перед собой конкретную цель, соответствующую возможностям и пережить успех каждому, можно только при использовании индивидуальных эталонов оценивания. Учителя, использующие индивидуальные эталоны оценивания, могут гибко оперировать различными нормами оценивания в ситуациях поурочного и итогового тестирования, учителя, использующие социальные эталоны оценивания, главным считают «объективность» оценки. В школах начинается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую школу. В Западной Европе дети-инвалиды обучаются в школе в тех же классах, что и остальные дети. Это возможно только при использовании индивидуальных эталонов оценивания всеми учителями. Подведем итоги: 1. Группоцентрированный подход в управлении, активно-положительная установка учителя наиболее плодотворна при решении проблемы – развить самостоятельность и ответственность учеников. Развивать веру в успех. 2. Индивидуальные эталоны оценивания — отражает личные склонности в выборе способа оценивания и сочетается с целым комплексом индивидуальных особенностей. Признавать и видеть достижения каждого – важное условие развития личностных компетенций ученика. 3. Социальное сравнение погубно действует на мотивацию учения. 4. Важно найти общий язык со всеми учениками без деления на сильных и слабых, поощрять все их добрые начинания, достигнутые цели и стремление к учебе. Установки учителя проявляются во время опроса через виды задаваемых вопросов, время для ответа и поддержку, что сильно влияет на мотивацию учеников. 5. «Эффект Пигмалиона в классе» — ожидания учителя могут оказывать сильное влияние на успеваемость ученика. 6. Самоосуществляющееся пророчество — ложная или беспочвенная надежда, которая осуществляется только потому, что этого ждали. 7. Следствие, подтверждающее застывшие ожидания, или «эффект ореола» — учитель не изменяет своего отношения к ученику, не принимает во внимание имеющиеся улучшения. На появление ожиданий учителя влияет: знание семьи ученика, его старших братьев и сестер; социально-экономическое положение семьи; пол; предшествующие оценки и достижения; поведение ученика, его дисциплинированность; внешность ученика. Важно найти общий язык со всеми учениками без деления на сильных и слабых, поощрять все их добрые начинания, достигнутые цели и стремление к учебе. Установки учителя проявляются во время опроса через виды задаваемых вопросов, время для ответа и поддержку. 14. Как строить отношения с учениками, которые вам не нравятся? Измените свое восприятие, найдите сильные стороны у неудачника. По возможности действуйте уверенно. Показывайте, что вы заботитесь о каждом ученике. 15. Правила для учителя в ситуации трудного общения: научитесь акцентировать внимание на поступках и поведении, а не на личности ученика; следите за своими негативными эмоциями; не усиливайте напряжение ситуации; обсудите с учеником его проступок позже; позволяйте ученику «сохранить лицо»; демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |