Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коммуникативная компетентность учителя .



2018-07-06 491 Обсуждений (0)
Коммуникативная компетентность учителя . 0.00 из 5.00 0 оценок




Критерием компетентности педагогического общения Томас Гордон (Gordon Th.) назвал сохранение внутренней свободы партнера по общению.

Коммуникативная компетентность (быть компетентным – быть способным, соответствующим ситуации) – способность человека реализовать коммуникативные функции в соответствии с условиями ситуации. Основой коммуникативной компетентности является умение встать на точку зрения партнёра по общению, строить высказывание так, чтобы оно было понято и принято партнёром.

Типичные ошибки собеседников, вызывающие проблемы во взаимоотношениях:

· сумбурная, неясная, неполная информация;

· личностные оценки-ярлыки, склонность видеть недостатки и указывать на них (упрёки, выговоры, запреты), причём без предложения позитивных вариантов поведения;

· категоричные требования, личные приказания и др.;

· неумение выслушать;

· неумение понять эмоциональное состояние собеседника, его отношение к ситуации и др.

 

Уровни развития коммуникативной компетентности учителя(по Р.Каркуффу).

Можно выделить четыре уровня коммуникативной компетентности, которые могут быть диагностированы в педагогическом общении.

Таблица

Самый низкий А) Не замечают эмоциональных проявлений учеников, вызывая их враждебность. Б) Их реакции не соответствуют чувствам (за “маской”).  
Посредствен- ный А) Реагирует не на истинные чувства учеников, а на те, которые сам им приписывает. Б) Искренно выражает только негативные чувства.  
Хороший. А) Реагирует на поверхностные чувства других, и делает это вовремя и точно. Б) Не боится выражать мимикой и действиями и позитивные, и негативные чувства, но не подтверждает это словесными высказываниями.  
Отличный. А) Понимает глубинные чувства ученика, скрытые для него самого , мягко помогает их осознать. Б) Даёт искреннюю реакцию, как положительную, так и отрицательную; как несловесную, так и словесную, причём негативная реакция не унижает достоинства собеседника.

Коммуникативная компетентность учеников обычно ниже, чем у учителей, поэтому учитель не должен остро реагировать на не всегда корректные высказывания школьников, а быть примером позитивного собеседника.

Пример диалога:

Ученик: «Более тупой книги быть не может! Почему мы должны были ее читать?»

Учитель: «У тебя были трудности с чтением книги. Было сложно читать и это расстроило тебя?»

Принципы вежливости” Дж.Лича:

Принцип одобрения: минимально выражай неодобрение по отношению к другому.

Принцип скромности: минимально выражай одобрение себе самому.

Принцип согласия: своди к минимуму несогласие между собой и собеседником.

Принцип симпатии: своди к минимуму антипатию между собой и собеседником.

Правила информирования в не директивном общении:

Передавать информацию тому, кому она нужна.

Однозначность и ясность информации.

Полнота информации, не скрывать.

Иметь обратную связь о степени понимания сообщения и реакции на наше сообщение.

 

Коммуникативная компетентность при реализации экспрессивно-оценочной функции речи.

Следует различать оценку действий человека и оценку его личности. Оценивать правильность или неправильность конкретных действий чётко и прямо имеет право каждый учитель. Серьёзной ошибкой будет использование оценок личности, оскорбляющие человека.

“Любители точных характеристик (т.е. те, кто настаивает на чёткой оценке других людей) подобны патогенным микроорганизмам, которые овладевают своей жертвой, паразитируют на ней и часто разрушают её; и всегда те, чья сопротивляемость низка, оказываются наиболее чувствительными к нападению. А это означает, что подобно тому как те, у кого слабы механизмы иммунной защиты, скорее заражаются инфекционными заболеваниями, так те, у кого слабы механизмы социальной защиты, т.е. дети и старики, больные и бедные и так далее, по-видимому, скорее всего получат оскорбляющие их достоинство оценки.” Т.Шаш.

Если вы хотите выразить своё недовольство то надо использовать Я-высказывание.

«Я –высказывание» - это словесное утверждение, которое дает партнёру в специфической форме информацию о его поведении и о том, какое оно про­изводит на вас впечатление.

Правила выражения отношения в не директивном общении.

1. Описать свои чувства, а не оценивать ученика или ставить ему диагноз.

2. Описать желательные действия, а не запрещать нежелательные.

При этом:

1.Описывайте свои чувства, а не оценивайте. Нельзя использовать «ты –высказывания», приклеивать ярлыки, например, «Ты- лентяй».

1а. Полезно описать действия, которые вызвали эти чувства.

2.Описывайте желаемые действия другого (а не запрещайте нежелательные действия).

2а. Можно выразить свои потребности и желания.

2б. Можно сообщить о последствиях, если изменения произойдут.

 

Алгоритм реализации Я – высказывания .

Выражение того, что я чувствую (мои чувства «здесь и теперь», в данный момент, искренно).

Я ЧУВСТВУЮ... (МНЕ НРАВИТСЯ, МНЕ НЕ НРАВИТСЯ, Я РАЗДРАЖЕН, Я ОГОРЧЁН,..)

А. Высказывание о действиях другого, которые вызвали эти чувства (описание поведения).

КОГДА Я ВИЖУ.....



2018-07-06 491 Обсуждений (0)
Коммуникативная компетентность учителя . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коммуникативная компетентность учителя .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (491)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)