Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристики класса как объекта управления.



2018-07-06 629 Обсуждений (0)
Характеристики класса как объекта управления. 0.00 из 5.00 0 оценок




Учитель организует деятельность учащихся на уроке в условиях сложившейся организационной структуры и организационной культуры класса. В ходе своей управленческой деятельности, он может изменять то и другое.

В условиях классно-урочной системы в учебной группе обязательно имеется только две роли: учитель и ученик.

С точки зрения теории управления такая рабочая группа имеет две особенности:

· низкую степень организованности,

· очень высокий диапазон руководства, находящийся на границе норм управляемости.

Высокая степень организованности[2] (со степенью организованности 100%) наблюдается в группе, где существует столько ролевых позиций, сколько и людей в группе. У каждого своя роль, отличная от роли другого, нет сомнений относительно зон ответственности, прав и обязанностей. По формальным подсчётам, в классе, где 25 человек и две роли, степень организованности всего 8%. Это приводит к тому, что в классе всегда можно отсидеться или даже не присутствовать на уроке и это не повлияет на эффективность деятельности группы.

Диапазон руководства (норма управляемости) в теории управления – предельное число лиц, которыми можно эффективно управлять, иметь возможность держать ситуацию под контролем. Максимальная норма управляемости в группе, однородной по составу и в которой участники выполняют простые функции – это 25, 30 человек.

Не случайно учителя постоянно жалуются на переполненные классы, на сложность управления группой, где каждый ребёнок – индивидуальность, да ещё с очень разным уровнем обучаемости.

Для увеличения управляемости класса можно использовать специальные способы. Например, некоторые учителя, создают микрогруппы, «команды учебных достижений», назначают руководителей групп. Иногда вводят постоянные дополнительные роли, распределяя ответственность за организацию деятельности на уроке. Примеры ролей учеников:

«Адвокат». Он передают все жалобы учеников по домашнему заданию (непонятно, слишком много и т.д.) Спорные вопросы об оценках по письменным работам также решаются на стадии разговора ученика с адвокатом.

«Психолог», «Медиатор». Эта роль вводится тогда, когда есть проблемы во взаимоотношениях учителя и учеников. В конце урока "психолог" оценивает атмосферу урока, степень ее дружелюбности, деловитости, или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме (подскажите ему - как) замечания любому участнику урока, в том числе – учителю.

«Организатор». Он записывает на полях своей тетради-конспекта время, когда учитель начинает новый этап урока. Отмечает потери времени на уроке.

«Критик, скептик». Учитель предлагает гипотезу, набор фактов. Как только произносится гипотеза, набор фактов, любая идея, способная вызвать сомнение учеников, взметается вверх рука и следует реплика: "Я сомневаюсь. Почему..."

«Связник». Его роль - найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями, в том числе и по другим учебным предметам.

«Эксперт», «подводящий итог». Он скажет, какая мысль, (вывод, результат) на уроке была, по его мнению, главной.

«Консультант». Это тот, к кому может обратиться за помощью отставший по болезни ученик.

«Почемучки». Их роль (это может быть один или несколько учеников) - подготовить серию вопросов к фронтальному устному опросу.

«Штурман». Это группа учеников, задача которых разработать программу повторения какой-то давно пройденной темы. Конечно, при помощи учителя.

Процесс ведения урока требует больших энергетических затрат учителя. Это объясняется следующими характеристиками класса как объекта управления:

Многомерность. В классе присутствует много личностей, все с различными целями, вкусами и способностями. На уроке все дети должны быть постоянно заняты - выполняют различные задания, используют учебный материал, находятся в курсе событий и т.д.

Одновременность. Учитель должен одновременно объяснять учебный материал, направлять внимание на то, внимательны ли ученики, нужно решить, игнорировать ли тех двух разговаривающих учеников или остановить, определить, достаточно ли времени, чтобы начать следующую тему, и решить, кто должен ответить на вопрос, который только что задан и т.п.

Немедленность и непредсказуемость. Поток жизни класса богат событиями и непредсказуем. Учитель должен немедленно реагировать на огромный объём поступающей информации – реплики и молчание, улыбки и ссоры, обиды и непонимание. Учителя обмениваются информацией буквально сотни раз с учениками за один день.

Публичное общение. Учитель и ученики постоянно чувствуют себя немного «на сцене». Каждое действие или реплика оцениваются окружающими. Ученики всегда видят прав ли учитель, справедлив ли он. Есть ли у него любимчики? Публичное общение должно идти по определённым правилам и соответствовать принятым нормам. Надо убедиться, что все знают, как себя вести в той или иной ситуации.

Учёт истории класса и взаимоотношений. Значение отдельных действий учителя или ученика зависит ещё и от того, что произошло до этого. Пятнадцатое опоздание ученика должно восприниматься по-другому, не как первое. Взаимоотношения в течение первых нескольких недель предопределяет жизнь класса на год вперёд. Сложившийся в первые недели сценарий взаимоотношений очень трудно изменить.

Необходимость во взаимопомощи, организация сотрудничества. Важная задача управления для учителей - это достижение поставленной цели путём повышения взаимопомощи учеников в классе, обучение детей сотрудничеству, например, создание микрогрупп для работы над проблемой.



2018-07-06 629 Обсуждений (0)
Характеристики класса как объекта управления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристики класса как объекта управления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)