Мотивация достижения как стремление к самоуважению.
Успешный педагог учитывает, что главный «возрастной» мотив школьников — мотив достижения. Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребенком, увлеченно играющим в компьютерные игры, и учеником, стремящимся учиться все лучше и лучше? У каждого из них активизирован мотив достижения успеха, стремление к повышению уровня собственных возможностей, связанное со стремлением личности добиваться успехов и избегать неудач. Мотив достижения — стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности. Уровень развития мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач может различаться: одни люди больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое. Индивидуальные различия в мотивации достижения проявляются в следующих вариантах поведения: Проявление в поведении индивидуальных различий в мотивации достижения Таблица 4
Ученики с мотивацией стремления к успеху, в отличие от избегающих неудач и вообще не мотивированных, умеют ставить реалистические цели, планировать, оценивать свою деятельность, самостоятельны, настойчивы и упорны в достижении цели, то есть имеют развитые регулятивные учебные действия. Регулятивные универсальные учебные действия включают: • целеполагание, включая постановку новых целей; • планирование пути достижения целей; • определение целевых приоритетов; • умения осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. Самооценка —это личностное суждение о собственной ценности, оценка своих качеств, отражает степень развития самоуважения и отношения ко всему, что входит в сферу «Я». Серии неудач снижают самоуважение, человек, пытаясь сохранить хорошее отношение к себе, начинает неадекватно относиться к деятельности, отказываться от неё. Диалог двух десятилетних мальчиков, которые по очереди играют в компьютерные игры. Первый мальчик: Играй. Я не хочу больше играть. Второй мальчик: Ты проигрываешь? Первый мальчик: Ничего не проигрываю, а наоборот. Второй мальчик: Так не бывает. Когда выигрываешь, всегда хочется играть. Самооценка в деятельности — оценка своих возможностей в данном виде деятельности, например, в изучении математики. Самооценка связана с уровнем притязаний личности, который определяется степенью сложности целей, поставленных личностью перед собой. Уровень притязаний может быть реалистичным (соответствующим возможностям) и нереалистичным (завышенным или заниженным). Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности и связана с начальным уровнем притязаний – сложностью поставленных целей. У. Джеймс описал изменение самооценки в деятельности с помощью следующей формулы: Самооценка = успех: уровень притязаний (сложность целей). Если цели слишком сложные, очень трудно поддержать высокую самооценку, так как любой успех будет казаться незначительным. При достижимых целях успех резко повышает самооценку (слабые ученики так рады малейшему успеху). Регулятивные умения развиваются, долговременные и стабильные усилия появляются в том случае, если человек имеет реалистичный уровень притязаний, ставит достижимые цели и периодически переживает успех в деятельности. Х. Хекхаузен выделил дополнительные факторы, влияющие на самооценку в деятельности: используемые человеком нормы оценивания и интерпретация им причин происходящего. Чтобы оценить результат деятельности, его, во-первых, надо соотнести с нормой, стандартом, увидеть, хуже он или лучше того, что получалось у меня раньше или получается у других людей. Во-вторых, оценка может быть более или менее значима в зависимости от приписывания причин происходящего самому себе (это результат моих усилий) или внешним факторам (мне помешали внешние обстоятельства). При самооценке деятельности, люди используют различные эталоны сравнения. Индивидуальные эталоны позволяют переживать свой успех при малейшем улучшении собственной деятельности, что повышает самооценку.. При использовании социальных эталонов как бы человек ни старался, всегда можно найти того, у кого результат еще лучше. Появляются чувства зависти и высокомерия, которые разрушают внутреннюю мотивацию. Причины происходящего люди интерпретируют по-разному. В зависимости от того, видит ли человек причины происходящего в себе или вне себя, различают людей «источников» и «пешек» (Де Чармс). «Источник» — это человек, который ищет причины внутри себя, воспринимает их как контролируемые, имеет чувства самоуважения, гордости, вины или стыда, считает себя ответственным за свою судьбу, полагается на собственные усилия, умения и навыки. «Пешка» — это человек, который ищет причины происходящего вне самого себя, считает причины стабильными, не зависящими от него, не контролирует ситуацию. Восприятие причины происходящего как контролируемой связано с уверенностью в себе и высокой оценкой вероятности достижения успеха. «Учителя-источники» воспитывают «учеников-источников», «учителя-пешки» воспитывают «учеников-пешек». Дети подражают учителю, перенимают его способ интерпретации причин происходящего. Таким образом, развитие мотива достижения проявляется в укреплении чувства компетентности и ответственности, что включает умение использовать индивидуальные нормы оценивания и находить причины происходящего внутри себя (чувствовать ответственность за происходящее). Многие считают, что чувство ответственности — ключ к мотивации. Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т. п., так и развивающий стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке. Технология развития мотива достижения в полном виде представлена во внутренней организации компьютерных игр: · Существует серия заданий, различающихся по сложности, и возможность выбора заданий. · Существует возможность получить ясную информацию о результате деятельности, оценить качество выполнения задания (обратная связь). · Сложность заданий такова, что успех возможен только при определенных усилиях, находится на грани возможностей. · Человек воспринимает свою ответственность за ситуацию. Сопоставим условия для развития мотивации достижения в компьютерной игре и процессе обучения в классе.
На каждом уроке учитель влияет на мотивацию ученика. Хекхаузен описывает способы, которыми учителя могут развить мотивацию достижения у своих учеников. Влияние учителя на мотивацию достижения учеников на уроке
Таким образом, понимание мотива достижения как системы самооценки задает три главных точки приложения сил учителя для развития мотива достижения у ученика: · создание реалистического уровня притязаний, · развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе), · поддержка уверенности ученика в своих силах (позитивная самооценка). Благоприятное сочетание этих факторов возможно только при использовании индивидуальных эталонов оценивания. При обсуждении технологии развития мотива достижения у учителей возникает резонный вопрос: а как ставить оценки? Если одинаковые усилия прилагают сильный и слабый ученики, то нужно тому и другому ставить высокую оценку, но при накопительной системе оценок по журналу и итоговая оценка будет одинакова, однако реальный уровень знаний этих учеников несопоставим. Выход из этой ситуации есть. Индивидуальные нормы оценок следует использовать при поурочном оценивании, в процессе изучения темы. Итоговая же оценка определяется с помощью тестирования в конце изучения темы, эта оценка сообщается только ученику, она не обсуждается в классе. Ученик должен стремиться к тому, чтобы баллы, полученные при итоговом тестировании, с каждым разом становились все выше, независимо от того, с какой начальной отметки идет отсчет. Советы педагогам. При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности: · Спрашивайте у ученика: «Ты удовлетворен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой». · Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |