Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение о душе и об «идеальном государстве» Платона



2018-07-06 598 Обсуждений (0)
Учение о душе и об «идеальном государстве» Платона 0.00 из 5.00 0 оценок




Душа, по мнению Платона, бессмертна. Он приводит в своем произведении ≪Федон≫ четыре доказательства бессмертия души:

 

  1. Взаимопереход противоположностей. Как смерть является из жизни через умирание, так и жизнь возникает из смерти через оживление. В таком случае душа ≪должна существовать и после смерти: ведь ей предстоит родиться снова≫.

 

2. Душа человека способна познавать неподвижное и вечное (мир идей). Но если это так, она должна иметь ту же природу, что идеальный мир, быть родственной ему, поскольку, в

противном случае, все вечное осталось бы недоступным ей. Так же философ говорит о припоминании: например, путем наводящих вопросов можно заставить человека, не смыслящего в какой-нибудь науке, дать правильное решение любой проблемы этой науки. Это значит, что в душе человека до его рождения и земного пути пребывают все истины, следовательно, душа бессмертна (см: прием майевтики Сократа – вопросы в диалоге могут навести неискушенного на истину).

3. Все сущее делится на два вида: на самотождественное, неизменное и простое и на изменчивое и сложное. Поскольку тело ближе к изменчивому и сложному, душа,

напротив, больше всего походит на неизменное и простое, которое в силу своей простоты не может разделиться на какие-то части и уничтожиться. Так же, неизменное и простое постигается только мышлением, тогда как сложное и уничтожающееся ощущением. Душа, которую нельзя ни видеть, ни слышать, оказывается в числе невидимого, неизменного и простого. Затем, душа, по Платону, испытывает наибольшую радость в познании и мышлении, ощущения же портят душу.

 

4. Диалектический вывод (теория души как идеи жизни) о том, что душа,

сущностным признаком которой является жизнь, не может быть причастной ее противоположности - смерти. Чтобы тело стало живым, в нем должна появиться душа. Все, чем душа обладает, становится живым. Душа не принимает смерти, а значит, она бессмертна. Бессмертие неуничтожимо, душа не может погибнуть, когда к ней приблизится смерть. Ни Бог, ни сама идея жизни, ни все иное бессмертное ни-

когда не гибнет.

В ≪Федре≫ Платон использует в качестве доказательства бессмертия

души её самодвижение. ≪Каждое тело, движимое извне, - неодушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, - одушевлено, потому что такова природа души. Если это так и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа непорождаема и бессмертна≫.

 

Душа, по Платону, делится на три части: разумную, яростную и

страстную. В своём диалоге ≪Федр≫ он даёт знаменитый образ колесницы души: ≪Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони, и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него -- один прекрасен, благороден и рождён от таких же коней, а другой конь -- его противоположность и предки его -- иные. Неизбежно, что править нами -- дело тяжкое и докучное≫. Возница изображает здесь разум, добрый конь - волевую часть души, а дурной конь - страстную или эмоциональную часть души.

Разумное начало, обращено на познание и всецело сознательную деятельность разуму. Это душе подчиняются две следующие души, так как только она может сделать поведение нравственным.

Яростное начало, стремится к порядку и преодолению трудностей.

Платон замечает, что яростное начало особенно заметно в человеке, ≪когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений - либо добиться своего, либо умереть, разве что его смирят доводы собственного рассудка≫.

И страстное начало, выражающее бесчисленные вожделения человека. Именно этой душой влюбляются, испытывают голод, жажду и другие вожделения.

 

Так же душа находится в теле человека, но это противоречие по Платону. Тело есть обиталище души. Благодаря душе тело живет, поэтому оно должно находиться на службе души. Но тело - корень всех зол, поскольку оно источник страстей, которые порождают враждебность, несогласие, вплоть до безумия и психических болезней. Поэтому для

души тело - не самое лучшее место обитания, оно является ≪темницей души≫, из которой она стремится вырваться.

Душа властвует над телом. Поэтому от качества души зависит и общая

характеристика человека, и его предназначение, и социальный статус. В диалоге ≪Федр≫ Платон различает 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку. Разделение идет по степени познания душами мира идей: ≪Душа, видевшая всего больше, попадает в зародыш будущего философа и любителя красоты,

преданного Музам и Эроту; вторая за ней - в царя, соблюдающего законы, в человека воинственного и способного управлять, третья – в государственного деятеля, в хозяина, в дельца; четвертая - в того, кто усердно занимается упражнением или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя или причастного таинствам;

шестая станет поэтом или художником; седьмая станет ремесленником или земледельцем; восьмая - софистом или демагогом; девятая - тираном. Из всех них тому, кто проживет, соблюдая справедливость, достанется лучшая доля, а тем, кто ее нарушит, - худшая≫._

 

Миф о пещере (!)

 

Теория идеального государства полнее всего представлена Платоном в „Государстве” и развита в „Законах”. Истинное политическое искусство есть искусство спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой.Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей

ценности Правды и Блага. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме. Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастнуюструктуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ)население делится на три сословия:

 



2018-07-06 598 Обсуждений (0)
Учение о душе и об «идеальном государстве» Платона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учение о душе и об «идеальном государстве» Платона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)