Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия рационализма в эпоху Нового времени



2018-07-06 1444 Обсуждений (0)
Философия рационализма в эпоху Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок




Специфика философии Нового времени.

Рационализм – философское направление, согласно которому основой бытия и познания является разум. Имеет 2 направления: онтологическое и гносеологическое. Согласно онтологическому рационализму, в основе бытия лежит разумное начало – бытие разумно. Гносеологический рационализм: в основе познания также лежит разум. (-> противники средневековой схоластики и оппоненты эмпиристов). Наибольший вклад внесли: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц.


Рационализм и дуализм Декарта.

Рене-Декарт (1596-1650) – французский ученый-математик, основоположник рационализма. Обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, её атрибутах и модусах, теорию о научном методе познания и врожденных идеях, стал автором теории дуализма, попытавшись примирить материалистическое и идеалистическое направления в философии.

 

Философские воззрения Рене Декарта.

1. Рационализм. В основе бытия и познания лежит разум. В любом явлении и вещи можно усомниться -> сомнение существует, это свойство мысли. Если человек сомневается, он мыслит. Мыслить может только реально существующий человек -> мышление – основа бытия и познания. Мышление – работа разума -> в основе бытия может лежать только разум. Cogito ergo sum.

2. Проблема бытия. Субстанция – все, что существует, не нуждаясь ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством может обладать только одна субстанция – ею может быть только Бог, который вечен, неуничтожим, всемогущ, источник и причина всего сущего. Бог создал мир, состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции также обладают главным качеством субстанции – существуют, не нуждаясь ни в чем, кроме самого себя. Сотворенные субстанции самодостаточны только по отношению друг к другу. По отношению к высшей субстанции, Богу, вторичны и производны и зависят от него. По роду субстанции делятся на материальные вещи и духовные идеи. Все материальные субстанции обладают протяженностью (в длину, в ширину, вглубь) и делимы до бесконечны. Все духовные субстанции обладают свойством мышления -> неделимы. Остальные свойства материальных и духовных субстанций производны от этих коренных свойств – модусы. См: модусы протяжения – форма, движение, положение в пространстве, мышления – чувства, желания, ощущения.

3. Проблема человека. Человек состоит из материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей) субстанций. Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе субстанции, это позволило ему возвыситься над природой.

4. Идея дуализма. Основной вопрос философии решается с т.з. дуализма: спор о том, что первично – материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке. Поскольку человек дуалистичен, ни материя, ни сознание не могут быть первичными. Они существуют и являются 2 различными проявлениями единого бытия.

5. Проблема познания. Познание мира должно быть основано на научном методе. В кач-ве метода предлагается дедукция (не в математическом – от общего к частному, а в философском смысле). В процессе познания необходимо опираться только на достоверные знания и с помощью разума, используя логически достоверные приемы, получить новые достоверные знания.

6. Учение о врожденных идеях. Существует особый род знаний, не нуждающийся в доказательствах. Эти истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Это врожденные идеи, которые существуют в разуме Бога и человека, передаются из поколения в поколение. Это идеи 2 видов: понятия (Бог существует, число существует) и суждения (целое больше своей части, из ничего не бывает ничего, нельзя одновременно быть и не быть).

Бенедикт Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ, последователь Рене Декарта. Предмет философских исследований: проблема субстанции, теория познания и этика (вопрос соотношения свободы и необходимости)

Критика декартовской теории субстанции: противоречие между независимостью субстанций от всех субстанций и их зависимости от Бога ->

Учение о единой субстанции: существует единая субстанция, заключающая в себе все сущее: окружающий мир и Бога. Природа и Бог едины. Только Природа-Бог обладает способностью творить. Единичные вещи существуют не сами по себе, а являются лишь проявлениями, модусами единой субстанции – Природы-Бога. Модусы подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Качества субстанции Природа-Бог:

Существует, самостоятельна, независима, имеет внутреннюю причину самой себя, множество свойств, основные из которых – мышление и протяжение, бесконечна в пространстве и времени, несотворима и неуничтожима.

 

Проблемы гносеологии

Три ступени познания:

1. Познание в чистом виде. Исходит из разума человека, не зависит ни от чего. Высшая.

2. Познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций).

3. Чувственное отражение окружающего мира. Недоказуемо, недостоверно, неполно, поверхностно.

 

Этика

Проблема детерминизма (обусловленность всего в природе) и соотношения свободы и необходимости. Свобода и необходимость объединяются в субстанции в одно целое. Бог наделен свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости. Модус-человек отличается от всех остальных модусов наличием мышления, но, как модус, несвободен. Путь к свободе заключается в нахождении условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю (свобода – познанная необходимость). Чтобы достичь большей степени свободы, человеку необходимо:

1. Максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога)

2. Освободиться от аффектов – «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

 

Готфрид Лейбниц (1646-1716). В сфере исследования основные проблемы – субстанции и познания.

Учение Лейбница о монадах/множественности субстанций:

1) Весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую, а единую природу – монад.

2) Монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием. Обладает 4 качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением.

3) Монада – деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние. В силу непрерывности своего существования монада осознает себя.

4) Монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга

Все существующие монады Лейбниц делит на 4 класса:

  1. Голые монады – лежат в основе неорганической природы
  2. Монады животных – обладают ощущениями
  3. Монады человека – обладают памятью, сознанием, мышлением
  4. Бог – высшая монада

 



2018-07-06 1444 Обсуждений (0)
Философия рационализма в эпоху Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия рационализма в эпоху Нового времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)