Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



2018-06-29 884 Обсуждений (0)
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

_______________________________________________________________

Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности

АКМЕОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ,
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ


Материалы научной сессии,
посвященной 75 - летию
члена-корреспондента РАО,
Президента МААН
Нины Васильевны КУЗЬМИНОЙ

Москва 1998

ББК - 88.8 Акмеология: методология, методы и технологии / Материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Н.В. Кузьминой. /Под общей редакцией вице-президента МААН, заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, профессора. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 1998. - 230 с.

Редакционная коллегия:

Гусева А.С. - доктор психологических наук,
профессор, академик Академии социальных технологий

Петрусинский В.В. - доктор педагогических наук,
академик Международной академии
информатизации

Степнова Л.А.- кандидат социологических наук, доцент

 

 

В настоящий сборник вошли материалы научной сессии "Методологические и теоретические проблемы акмеологии и пути их решения", посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Н.В.Кузьминой. Освещаются теоретико-методологические и теоретико-прикладные проблемы акмеологии., представлены результаты исследований, проводимых профессорско-преподавательским коллективом кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ среди государственных служащих систем федерального и регионального управления.

Для слушателей, аспирантов, научных работников, преподавателей, практиков и всех, кто интересуется вопросами акмеологии, психологии развития, психологии профессиональной деятельности.

 


©Авторский коллектив 1998

©Издательство РАГС 1998

 

Москва 1998

 

Член-корреспондент Российской академии наук, Президент

Международной академии акмеологических наук, доктор

педагогических наук Нина Васильевна КУЗЬМИНА

 

“АКМЕ” Н.В. КУЗЬМИНОЙ

Кузьмина (Головко-Гаршина) Нина Васильевна родилась 23 сентября 1923г.в г. Нальчике. Окончила в 1947г. ЛГПИ им. Герцена, в 1950г. аспирантуру при отделении педагогической психологии АПН РСФСР под руководством Б.Г.Ананьева, защитив кандидатскую диссертацию на тему “Психолого-педагогический анализ трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов”. В 1965г. - защитила докторскую диссертацию: “Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности”.

Основные места работы Н.В.Кузьминой:

1950-1953 - заведующая кафедрой педагогики и психологии Вельского государственного учительского института;

1956-1984 - доцент, профессор, заведующая кафедрой педагогики и педагогической психологии ЛГУ.

С 1995 года - заведующая кафедрой ШГПУ. Под ее руководством защищено 207 кандидатских и докторских диссертаций.

В 1978 году избрана членом-корреспондентом АПН СССР. На основе обобщения результатов исследования сформулировала предмет акмеологии [1] и основала Всесоюзную акмеологическую ассоциацию.

В 1991 году, 15 июля, акмеология зарегистрирована в ГКНТ СССР как новая область знаний в системе наук о человеке. В ноябре 1992 года основала общественную Академию Акмеологических Наук. Избрана ее президентом. При ААН имеется учебное заведение - Санкт-Петербургская акмеологическая академия. Наиболее выдающимися учениками, каждый из которых создал собственное направление в акмеологии, являются доктора наук, профессора: А.А.Деркач, А.М.Зимичев, А.А.Реан, Л.М.Ахмедзянова, И.Д.Багаева, А.А.Дубавенюк, З.Д.Жуковская, Е.П.Бочарова, В.В.Карпов, Н.В.Кухарев, С.И.Мещерякова, Г.И.Михалевская, Ю.П.Платонов, Л.И.Холина, Е.Н.Хрыков.

Являясь ученицей действительного члена АПН СССР, заслуженного деятеля науки, продолжателя идей В.М.Бехтерева, основателя ленинградской школы психологов, профессора Б.Г.Ананьева, Н.В.Куьмина самостоятельно разработала предмет акмеологии профессионального образования и организовала междисциплинарные комплексные исследования проблем профессионализма деятельности учителя во всем Образовательном Маршруте (ОМ) от детского сада (воспитатели, учителя конкретных дисциплин всех звеньев общеобразовательной школы, преподаватели высшей школы, аспирантура). Участниками исследований были школьные учителя, преподаватели профессионально-технических училищ, техникумов и вузов (педагогических, технических, медицинских, военных, инженерных, государственных университетов) разных специальностей: русского языка и литературы, иностранных языков, физики, математики, истории, педагогики, психологии и частных методик.

В процессе этих исследований, построенных на сравнительных принципах фундаментальных наук, с помощью оригинальных методик измерения качества функционирования Образовательных Организаций (ОО) в ОМ: продуктивные, малопродуктивные, непродуктивные ОО [4,5], продуктивные, малопродуктивные, непродуктивные системы деятельности учителей [3.6.7.8], и преподавателей профессиональной школы [9,10], студентов [9], - создавалась, уточнялась, совершенствовалась акмеологическая теория образовательного искусства.

Критерием эффективности данной теории является сам факт ее создания с участием преподавателей-исследователей, пришедших чаще всего соискателями ученой степени в целях совершенствования собственной деятельности. В качестве главного ключа к самосовершенствованию каждый аспирант, соискатель использовал изучение результативности своего труда по признакам развития своих учащихся средствами акмеологического конструирования той научной дисциплины, которую он преподавал, обеспечивающим их вхождение в новые ОО.

Определение предмета акмеологии [1,2] и акмеологии образования позволило обобщить результаты исследований в акмедидактике, исследующей закономерности конструирования учебной информации специальной дисциплины, как главного средства развития личности учащегося. Наиболее разработанными оказались те направления акмедидактики, в которых исследовались проблемы предупреждения неуспеваемости и отсева: акмедидактика начальной школы, акмелингвистика, акмематематика, акмефизика в профессиональной школе. Такие отделения есть в ААН.

Главными разделами акмеологической теории образовательного искусства являются:

I-Теория функционирования образовательных организаций, методы измерения их качества, диагностики факторов достижения искомых коллективных и групповых, текущих и конечных результатов [5];

II-Теория искусства в образовательной эстафете (воспитатели, педагоги, преподаватели в образовательном маршруте) [8,9,10];

III-Теория обучения основам мастерства в образовательном искусстве - средствами проектирования студентами Авторских Систем Деятельности с учетом условий, факторов и стимулов самореализации Творческого Потенциала (ТП) их будущих учащихся и развития у них Творческой Готовности (ТГ) к предстоящей образовательной деятельности;

IV-Теория совершенствования, коррекции и реорганизации профессиональной деятельности, включая методы диагностики факторов самоблокирования Творческого Потенциала (ТП), переосмысления и переструктурирования авторской системы деятельности;

V-Акмеологическая служба в помощь профессионалам как средство гуманизации профессиональной среды в образовательных организациях.

Основными центрами развития акмеологической мысли являются кафедры акмеологии: Российской академии государственной службы при Президенте РФ (зав. каф. д. п. н., проф. А.А.Деркач), Института проектирования образования Ленинградской области (зав. каф. д.п.н., проф. В.Н.Максимова), Шуйского ГПУ (зав.каф. проф. Н.В.Кузьмина), Института повышения квалификации г. Гомель Белоруссии (зав.каф.проф. Н.В.Кухарев), отделения ААН в разных городах.

Адрес президиума ААН: г.Санкт-Петербург, ул.Думская,3

Основные труды Н.В.Кузьминой:

1. Акмеология - наука о факторах достижения вершин профессионализма. Проблемы профессионализма преподавателя.//Сб.тезисов Всесоюзн. конф.-Усть-Каменогорск-Ленинград, май,1989.

2. Предмет акмеологии. - СПб.,1995.

  1. Методы исследования педагогической деятельности. - Л.,1970.
  1. Методы системного педагогического исследования. - Л.,1980.
  2. Методы диагностики факторов продуктивной деятельности коллективов профтехучилищ. -Л., 1988.
  3. Формирование педагогических способностей. - Л.,1961.
  4. Способности, одаренность и талант учителя. - Л., 1985.
  5. Очерки психологии труда учителя. - Л.,1967.
  6. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1989.
  7. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990

 

 

Н.В.Кузьмина - член-корреспондент РАО, академик МААН, доктор психологических наук, профессор

АКМЕОЛОГИЯ - НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ



2018-06-29 884 Обсуждений (0)
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (884)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)