Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АКМЕОЛОГИЯ: проблемы теории и практики



2018-06-29 1177 Обсуждений (0)
АКМЕОЛОГИЯ: проблемы теории и практики 0.00 из 5.00 0 оценок




Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Человек, волнующий акмеологию как науку, учебную дисциплину и эффективную практику, предстает сквозь ее предметно-целевую призму как высшая ценность природы и главный приоритет и творец общества.

Претендуя на статус научный дисциплины, акмеология начала с определения своего предмета, создания современного эффективного и привлекательного метода, обеспечивающего проникновение в сущностные глубины очерченного предмета. Целенаправленно решая многие другие принципиальные первоочередные проблемы, она свои достижения презентует собственным категориальным аппаратом.

Сегодня уже многое сделано в формировании собственный теоретико-методологический и прикладной базы акмеологии, используя достижения естественных, общественных и технических наук. Следует отметить, что становление акмеологии было непростым. В этот период появились и пламенные ее сторонники, и радикальные оппоненты, и совершенно безразличные наблюдатели. Успех в придании началу поступательного, конструктивного, необратимого характера акмеологии развитию, с одной стороны, будет способствовать ее всестороннему обогащению. С другой стороны, она, верная своей основной миссии, обеспечит более продуктивное продвижение человека к своим вершинам и их "воспроизводство" в процессе реальной жизнедеятельности.

Интересы аргументированного представления акмеологии как науки и продуктивной практики, толкования ее актуальных проблем и неоспоримых достижений указывают на необходимость выявления генезиса современного состояния новой области человекознания. В огромном проблемном поле современного человекознания выделилось, получило признание и интенсивно развивается научное направление, востребованное социальной практикой, именуемое акмеологией.

Читателю небезинтересно узнать, что акмеология прошла период своей институциализации и находится в процессе своего бурного развития. Все это дало возможность обоснованно выделить предмет акмеологии, определить ее методцы, разработать и предложить конструктивные решения обширного круга научных и практических вопросов. Все они положены в основу целостной акмеологической концепции, которая объединила теоретико-методологическую и прикладную составляющие. Актуальность и востребованность акмеологии, несмотря на неутихающие бурные дискуссии вокруг нее, вполне очевидна, ибо она интегрирует все лучшее в человекознании и человековедении, делает этот бесценный капитал достоянием самого широкого круга заинтересованных россиян.

Вся история культуры земной цивилизации содержит конструктивные начала, которые в конечном итоге определяют поступательное ее развитие. Олицетворением жизнедеятельностных достижений являлись на различных этапах образцы культуры древнейшего Китая, древнего Рима и Греции, Киевской Руси. Не явились в этом отношении исключением и периоды спадов, регрессии и даже катаклизмов, выход из которых и восхождение на новый уровень процветания определялся, прежде всего "выбросами" одаренных и одержимых личностей, ростом числа их сторонников и активности, проявляющейся в качественно новом уровне реализации конструктивных социальных функций. Весь аккумулирующийся исторический потенциал в той или иной степени и форме трансформируется в современном менталитете и стиле жизни большого или малого народа, коллектива, семьи и конкретного человека. Именно к нему проявляет интерес акмеология.

Акмеичность, как признак вершинности в реализации творческого потенциала социального субъекта, присутствовала на всех этапах земной цивилизации. О выраженности признака акмеичности Человека в различные времена мы судим по именам таких состоявшихся наших соплеменников как Ю.Цезарь, Б.Микеланджело, Л.Толстой, Н.Пирогов, В.Ленин, С.Саровский, Г.Жуков, А.Стаханов, К.Циолковский и других известных и неизвестных или преданных забвению великих личностях. Их бессмертные творения, дела и след - богатейшее историческое наследие, достояние и животворный источник, подтверждающий исключительную важность опыта выдающихся и незамеченных СУБЪЕКТОВ своего призвания и избранного жизненного пути. Такая преданность сделанному выбору, самоотверженность, трудолюбие и профессионализм обеспечили им достижение собственных вершин и заметный вклад в общечеловеческую сокровищницу. Для каждого из них, каждого из нас, тем не менее, самым значимым и непознанным среди имен "всех времен и народов", является - имя собственного "Я". Проблема заключается в том, каким образом выявить, развить и задействовать потенциал "Я" в интересах самого субъекта и всего социального окружения.

Таким образом, сам предмет, к исследованию которого обращается акмеология, имеет такую же долгую историю в обществе, как и само общество. Вся прогрессивная составляющая культуры земной цивилизации базируется на устремленности и достижениях творческой самореализации конкретных людей. Целостное видение конкретного человека во всех его измерениях и взаимосвязях требует привлечения знания всех заинтересованных наук. Для этого необходима методология, адекватная многоплановости и многомерности человеческой жизни.

Методология познания жизнедеятельности социального субъекта, сложившаяся в рамках традиционной парадигмы, как свидетельствует практика, не обеспечивает качественно новых резервов возможностей. Более того, в новой ситуации не все стереотипы познания отвечают социальным требованиям. Как следствие такого подхода каждая наука в отдельности получает и оперирует частичным знанием о феноменологии социального субъекта. Соответствующие им учебные дисциплины тоже отчасти доносят эти парциальные знания до практиков. Не получив изначально целостного конструктивного оформления, предлагаемые фрагментарные знания о субъекте труда и жизни на практике не редко и, можно утверждать, в значительной мере оказываются не востребованными. Все это привело к необходимости поиска принципиально нового подхода, обеспечивающего синтез многих сведений, получение целостной картины социального субъекта и при этом учета его включенность во все реальные связи и отношения. Именно такой подход и предложила акмеология. Его основной смысл состоит в следующем.

Использование в акмеологическом познании философских теоретико-методологических положений позволяет выбрать общее направление в выработке целостного интегративного подхода. Они также указывают, где и как найти оптимальные точки сопряжения интересов различных наук в исследовании и решении проблемы.

Таким образом, акмеология, , используя возможности философии, не претендуя и не оспаривая ее функции, первой приняла на себя роль того "интегратора", который взял на себя ответственность изучать, развивать и оптимально содействовать целостному самовыражению социального субъекта. Для реализации избранного ей целостного подхода потребовалось не только соучастие философии, но и активное сотворчество со многими другими науками и заинтересованными сферами человекознания и человековедения.

Особую фундаментально-прикладную роль для акмеологии играет психология, в рамках которой она получила признание и успешно развивается. Одним из первых идею изучения человека как целостного феномена выдвинул и начал реализовывать В.М.Бехтерев. Он создал школу, которая на практике занималась решением этой проблемы. В последующем С.Л.Рубинштейн отмечал, что человека надо рассматривать как "совокупность всех внутренних условий" (29). Они расценивались ученым как иерархия низших и высших специфических свойств, избирательного и активно взаимодействующих в внешними условиями и регулирующих деятельность (29).

Б.Г.Ананьев, последовательно развивая человекознание и идею, практически доказал правильность и перспективность изучения человека как целостности. Борис Герасимович отмечал, что "индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека" (3.-С.334). При этом он подчеркивал, что "индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида" (3.-С.334).

Таким образом, Б.Г.Ананьев на практике приступил к изучению человека как целостного феномена. Он выделил в нем важные взаимосвязанные признаки, именуемые нами макрохарактеристиками такие, как индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Данные макрохарактеристики ученый изучал в реальной среде - в совокупности взаимосвязанно действующих природных, социальных и духовных факторов. Продолжая этим традиции В.М.Бехтерева и его школы, он начал практически создавать целостную акмеологическую модель познания и практического действия.

Последователи и ученики акмеологической школы Б.Г.Ананьева в последние годы разработали и успешно применяют акмеологический подход в исследовании проблем различного характера - профессиональной деятельности, личностного развития, творческой самореализации, оптимизации в различных сферах социальной практики и других. В них неизменно в центре акмеологического исследования оказывается целостный социальный субъект индивидуального или группового характера, который включен во все многообразие реальных связей и отношений.

Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восставлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый. Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению человека - процесс необычайно трудный и требует создания особой методологии, а также техники их научно-корректного сопряжения их друг с другом.

Для акмеологии немаловажно, что сегодня психология проходит этап переосмысления своих основ, взаимоотношений с другими отраслями знания и реальной практикой. Не подлежит сомнению, что вечен интерес человека к себе. Он постоянно имеет смысл жизни, ибо тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, как заметил А.Эйнштейн, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен (41). Ценную идею по данному вопросу высказали и другие авторитеты, в том числе В.Франкл заметил, что "...смысл нельзя дать, его нужно найти. Осуществляя смысл, человек реализует себя сам ..." (35).

Решение "задачи на смысл" во многом зависело от той картины мира, которая являлась ведущей на данном историческом этапе становления разумности человека. Сегодня можно говорить о нескольких предположениях, которые указывают на то, что картина мира и образ науки во многом предопределяют характер той или иной научной дисциплины, позиции конкретного ученого, его ориентации, мировоззрение, понимание того, чего он хочет, как понимает свою задачу.

Психология как наука, родившаяся во второй половине XIX века, в настоящее время утверждается в качестве силы, способной изменять мир, а во многом и самого человека во имя их блага. Наука пошла на службу цивилизации. И здесь представляется конструктивной традиция отечественной психологии - опираться на картину мира, в которой ведущие позиции отданы человеку-деятелю, созидающему себя и окружающий его мир. Сегодня все настойчивей звучат голоса о необходимости новых подходов, представлений, парадигм и все большее число психологов ставит вопрос о смене образа психологической науки смене образа естественной науки на гуманитарный образ, смещениы акцентов с объяснения на описания, с всеобщности к уникальности и неповторимости, с фрагментарно-парциального изучения к целостно-интегративному познанию и преобразованию. Следует заметить, что эта традиция приоритетная, но не единственная и она утверждается в настоящее время в острых дискуссиях.

Новая ситуация в психологической науке выводит к проблемам, которые связаны с уточнением предмета, выявлением в науке соотношения теоретико-методологического и прикладного , определением взаимосвязей с естественными, общественными и техническими науками. В частности, важно выделять не только философский или общенаучный уровни методологии, но и ее конкретно-научный и процедурно-методический уровни. Именно в рамках такой методологии стала возможной реализация целостно-интегративного подхода. Акмеологический подход кроме того предполагает целостность и интеграцию в рамках единой системы не только исследовательских, но и деятельностных, развивающих моделей, алгоритмов и технологий.

Принципиальным для акмеологии является вывод, касающийся ключевого положения методологического основания - закономерностей. Прежде всего, можно выделить то, что характерно и является общим для психологических и акмеологических закономерностей.

Во-первых, акмеологические закономерности (как и психологические) есть не что иное, как устойчивые связи или отношения.

Во-вторых, акмеологические закономерности (как и психологические) одновременно объективны и субъективны.

В-третьих, акмеологические закономерности характеризуются повторяемостью, не только как "внутреннее" устойчивое проявление определенных характеристик, но и как "внешняя" выраженность в более широкой, открытой системе.

В-четвертых, акмеологические закономерности сходны с психологическими еще в том, что они относятся к четвертому и пятому уровню законов (закономерностей), а именно к закономерностям, отражающим процессы психического развития человека, и закономерностям связей между различными уровнями организации психических процессов и явлений.

В-пятых, акмеологические закономерности относятся к классу "законов-тенденций", обладающих некоторой "нежесткостью", вариантностью вокруг устойчивого общего.

Следует также отметить наличие существенных отличий акмеологических закономерностей от закономерностей других наук. Они заключаются в следующем:

существенно меньшая вариантность по сравнению с другими и, прежде всего, психологическими закономерностями;

технологическая направленность, охватывающая потенциальный, актуальный и модельно-прогностический компоненты исследуемого объекта;

акмеологические закономерности обладают потенциальными, связанными с возможным развитием субъекта характеристиками;

ярко выраженная специфичность существенных характерных связей, которая обусловлена предметом науки и др.

Учет всего отмеченного круга вопросов дает возможность более зримо и убедительно определить предметное поле акмеологии. Приоритетным в нем, безусловно, является Человек, реальный носитель собственного опыта и социальных ценностей. Его "АКМЕ" - это вершина, пик, оптимум, совершенство самого человека и всех его макрохарактеристик, связей и отношений. Такое состояние достигается и проявляется в конкретных условиях и ситуациях.

Степень желаемой зрелости - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин или "неисправимый ловелас" и пр. Оно вместе с тем никогда не является статичным и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

Ясно, что для того, чтобы целостно понять человека как "субъекта", как "носителя" всех этих его "ипостасей", осмыслить всю сложность зависимостей между ними, необходимо сведение в единую "картину" результатов изучения конкретного человека, полученных в исследованиях, проведенных с позиций разных наук. Такое благородное проникновение в человеческую природу определено не менее значимой целью - помочь ему "экологически чисто" относиться, сберегать, наращивать и задействовать заложенные в нем ресурсы.

Подобные целостные "картины" человека, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные, субъектно-деятельностные и неповторимо-индивидуальные макрохарактеристики постигаются и развиваются в единстве во всех их взаимосвязях и опосредованиях. Они выявляются и нарабатываются акмеологией в ходе осуществления ею взаимосвязанных исследовательских и развивающих функций. Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению социального субъекта, человека, процесс необычайно трудный и потребовавший создания особой методологии, процедур, а также техники их научно-корректного сопряжения друг с другом.

Последовательная опора на них позволила установить, что физическая и психическая зрелость человека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли, это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все-таки проявляется в отношениях. Его зрелость как субъекта труда и жизни, обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как личности, как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень "АКМЕ" человека во всех его макро- измерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.

Акмеология всесторонне освещает особенности этой важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии - ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И, конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимает прослеживание характера взаимовлияний свойств и качеств "физической" и "духовной" субстанций человека.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него "работает" вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, генетического опыта, но и от прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности, и какие способности, а также какие потенциальные составляющие профессиональной компетентности будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

При переходе на ступень зрелости здоровье человека может быть близко к норме, а может быть отягощено хроническими заболеваниями. Актуализирующиеся у него побуждения могут соответствовать сути общечеловеческих ценностей или же за ними могут стоять псевдоценности. И в видах деятельности, от которых зависит его существование, он может оказаться беспомощным, не по возрасту инфантильным или наоборот, продуктивно деятельным не только на репродуктивном, но и на творческом уровнях.

Поэтому следующая задача акмеологии, состоит в выяснении характеристик, которые должны быть сформированы у человека и реально приобретены им в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности. Желаемый их уровень во всех отношениях способствует успешному проявлению человека как творца своей жизненной стратегии на ступени зрелости. И напротив, их дефицит определяет многие жизненные проблемы. Здесь, безусловно, сказывается обусловленность формирования макрохарактеристик человека социальными, природно-экологическими и другими общими и частными обстоятельствами его жизни.

На этом направлении акмеология шаг за шагом прослеживает механизмы и результаты воздействий макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.), природных и иных условий на человека, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях проявить себя на ступенях зрелости. При этом следует помнить, что проходя эту ступень, человек переживает и взлеты, и падения. Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным особенностям, и к характеристикам в разных видах его деятельности, и ко всем его проявлениям как индивидуальности.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности имеют своим следствием больший или меньший подъем в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных "скачков" бывает несколько, у других - всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности , трудоспособности, гуманизма.

Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его акме, его вершина. Насколько высокой оказывается эта "вершина", насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего "акме", от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его "акме" определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца.

Люди значительно отличаются друг от друга умением противостоять неблагоприятным обстоятельствам и вопреки им осуществлять свои замыслы. Их "акме", оцениваемое с учетом конкретных условий его проявления, всегда показывает, чего они стоят по всем взаимосвязанным макрохарактеристикам и как индивиды, и как личности и субъекты деятельности, и как неповторимые индивидуальности.

Таким образом, вырисовывается ключевая группа задач, которые призвана решать акмеология: это научное освещение феномена "акме", объективирование в ней общего и самобытного у разных людей; прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики "АКМЕ". Последнее фактически означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное "акме" действительно состоялось.

Акмеология берет на себя ответственность опровергнуть утвердившийся "бессубъектный" подход, согласно которому в познании, деятельности, общении человек предстает абстрактно. Акмеологическая концепция субъекта исходит из двух положений - понимания субъекта как специфического способа организации (качественной определенности человека, как целостной системы) и понимания сущности субъекта через связанность не только с гармонией, упорядоченностью, целостностью, но и с разрешением имеющихся противоречий. Не требует доказательства, что порожденная социальными, техническими, природными условиями ситуация вызывает огромные противоречия в самом субъекте и его жизненной стратегии.

Проблемы акмеологии в связи с этим как интегративной науки и практики связаны прежде всего с новым пониманием субъекта жизнедеятельности, которое видит его складывающимся из природных, психических, личностных условий функционирования, с одной стороны, социальных (во всей конкретности этого понятия) условий, с другой, и способов их организации - с третьей. Она содействует субъекту в нахождении более оптимального способа организации. с учетом той реальности, отправляясь от которой любой человек может двигаться к идеалу, пользуясь при этом акмеологическими средствами. Необходимой предпосылкой здесь является способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, смыслообразование, саморегуляция, самоорганизация времени жизни.

Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, акмеология анализирует зрелость и "АКМЕ" более суженно, имея в виду только овладение человеком профессией, достижения им высочайшего уровня мастерства. Ведь понятно, что постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение. В стране имеется огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, сфере управления, науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами в высоком значении этого слова. Особо опасные "выбросы" и, тем не менее, "вписывание" непрофессионалов в социально значимые структуры происходит на поворотных, реформаторских этапах развития общества.

Суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в укреплении государственности, создает напряженность в межнациональных отношениях и функционировании буквально всех сфер общества. Непрофессионалы обрекают себя и миллионы зависимых от них соотечественников на духовно-нравственное падение, подрыв благополучия, здоровья и нормального существования. Иначе говоря, все достигнутое дестабилизируется и подталкивается к регрессу, если делом начинают править непрофессионалы.

Отсюда понятно, насколько актуальна разработка акмеологией круга проблем: "профессионализм и его основные характеристики"; "профессионализм и здоровье человека"; "условия и факторы достижения высокой профессиональной компетентности"; "пути предотвращения профессиональной деформации" и др.

Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в конкретной области деятельности, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для ее успешного выполнения. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопряжен с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Естественно, последнего не будет, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья.

Требуемая профессиональная компетентность достигается на вполне определенно сформированной профессиональной позиции. Именно в такой позиции выражается отношение человека к делу и уровню своей активности по задействованию собственного творческого потенциала. Принципиально новый уровень профессионализма при выработке твердой профессиональной позиции достигается при выработке такой характеристики, как акмеологические инварианты. Они дают возможность человеку изыскать те его внутренние резервы, которые позволяют ему на высоком инновационно-творческом уровне выполнять деятельностные функции. Именно акмеологические инварианты побуждают и движут человека к профессионализму экстра класса.

В связи со сказанным важной задачей акмеологии при изучении труда профессионалов экстракласса в разных областях деятельности является поиск общих моментов, которые их объединяют и раскрытие содержания явления высокого профессионализма, и выработка соответствующих понятий.

Настоящий профессионализм не может возникнуть у человека, занимающегося только одной избранной деятельностью, особенно если она сложна по своему характеру. Высокий профессионализм, хотя и не возможен без развития у человека специальных способностей, выработанных в условиях конкретной деятельности, а также соответствующих знаний и умений, но важнейшим условием его достижения обязательно является и мощное развитие у индивида общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность личности.

Таким образом, чтобы хорошо разобраться в наиболее характерных чертах профессиональной компетентности, высокий уровень которой становится доступным человеку, как правило, на ступени зрелости. Надо четко видеть непременную связанность составляющих его психических образований со всеми другими блоками свойств, входящих в его личностную и субъектную структуру. Из всего изложенного вырисовывается еще одна проблема, относящаяся к компетенции акмеологии: анализ зависимостей между особенностями профессионализма зрелого человека и другими проявлениями последнего вне сферы профессиональной деятельности. Наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте, а иногда и его утрату и даже деформацию личности самого профессионала. Описание подобных феноменов, их классификация, прослеживание причин, их вызывающих, - тоже задача акмеологии.

Вполне ясно, что профессионализма "вообще" нет, есть лишь его проявления через конкретных людей и конкретные области деятельности. Мы еще не забыли, что "общее существует лишь в отдельном и через отдельное". Если попытаться назвать эти конкретные области деятельности, в которых, наряду с общими признаками профессионализма, обнаруживаются в каждом случае и свои специфические черты, то эти области могут быть следующие: "человек - живая природа", "человек - общность", "человек - техника и неживая природа", "человек - человек", "человек - рынок", "человек - знаковые системы", "человек - образ искусства" и другие.

Важно понимать, что включенность в приоритетную область и выполнение в ней статусно закрепленных функций не исключает участия человека в деятельности в других системах. Более того, следует иметь в виду, что в жизни есть немало видов деятельности, которые в большой мере находятся на стыке названных областей, а внутри каждой области, просматриваемой как по горизонтали, так и по вертикали, всегда есть рабочие места, посты и должности, предъявляющие к занимающим их людям не во всем совпадающие требования. Вся эта гамма деятельностных связей и отношений, а также работа по саморазвитию характеризует совокупный труд человека.

Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать людям в их многоплановом труде, несхожесть применяемых "технологий", для получения высокого результата, - все это вместе взятое определяет своеобразие содержания и формы профессионализма. Конечно же, чтобы по праву быть в числе подлинных профессионалов, человек должен развить у себя соответствующие способности, очень дифференцированно "нажить" конкретный фонд знаний, навыков и умений, сформировать профессиональные позиции и акмеологические инварианты, а также научиться все их очень адресно творчески употреблять.

Таким образом, высветилась еще одна многоаспектная проблема, которая не может не исследоваться акмеологией. Необходимо изучение на разных научных уровнях, сопряженных в единую целостную систему, профессионализма людей, подвизающихся в таких важных сферах нашей жизни как экономика, политика, управление, наука, образование, воспитание, здравоохранение, культура (в узком смысле), военное дело, работа правоохранительных органов, деятельность средств массовой информации, спорт, обслуживание и др.

При осмыслении фактического материала, полученного при исследовании профессионалов - мастеров своего дела, работающих в каждой из этих сфер, конечно же, будут встречаться все пересекающиеся и взаимосвязанные макрохарактеристики человека-деятеля как индивида, как личности , как субъекта деятельности, как индивидуальности. Вместе с тем надо суметь увидеть, как эти макрохарактеристики впишутся в общий контекст труда и жизни, узнать не только, в какой конкретно и обязательно, с каким значением, каким "весом" они в него войдут. Далее, определяя иерархию качеств в выявившемся континууме, безусловно, необходимо установить, какие из них являются незаменимыми у действительно выдающегося профессионала в каждой из названной выше сфер, а какие могут быть без ущерба замещены, "скомпенсированы" другими качествами.

Естественно, что ответы на эти непростые вопросы нельзя искать в отрыве от содержания обозначенных выше областей деятельности, от конкретных ситуаций "штатных" и "нештатных", которые в них возникают, от разных форм ресурсов (в широком смысле), которые может использовать профессионал в ходе своей деятельности, и еще от целого ряда факторов. Словом, для акмеологии и по намеченному направлению открывается широкое поле для научных поисков.

Вполне понятно, что путь к вершинам профессионализма длинен и труден. Ясно также, что любой Мастер в главной, приоритетной для него деятельности неповторим, неважно токарь это или предприниматель, коммерсант или педагог, военный или ученый, спортсмен или иной деятель. Все это предполагает, что восхождению к профессиональному мастерству предшествует длительная и продуманная организация воспитания ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте, целенаправленное введение подростка в мир профессий, последующее глубоко отработанное профессиональное образование. Если они хорошо сопряжены с общеличностным развитием молодых людей, то значительно облегчат их включение в деятельность, которая станет главной в их жизни, и дадут каждому их них возможность искать алгоритм поведения, ведущий к выработке своего индивидуального стиля и к высокому профессионализму. Последнее надо подчеркнуть особо, потому что, как не может быть воспитание признано состоявшимся, если у человека не возникает потребность в самовоспитании, так и допрофессиональная и профессиональная подготовка не будут полноценными и действенными, если у прошедшего их человека не выработается постоянное стремление к профессиональному росту.

Из сказанного вытекает очередная задача для акмеологии: через проведение комплексных разработок предложить, образно говоря, предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма. Решение этой очень трудоемкой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-социологических, конкретно-экономических, педагогических, психогенетических, психофизиологических, психогигиенических, возрастно-психологических, социально-психологических, дифференциально-психологических исследований и, разумеется, исследований по психологии труда, связанных с поднятой проблемой. Анализ соотношения получаемых данных и сведение их конструктивных элементов в целостные системы и модели также осуществляет акмеология.

С точки зрения уровня профессионализма может и должны оцениваться не только тот или иной человек, работающий в конкретной области труда, но и групповые социальные субъекты (профессиональные коллективы), отличающиеся друг от друга по своему предназначению, организационному построению и характеру деятельности. В их числе такие общности как бригада, экипаж, боевой расчет, спортивная команда, труппа театра, кафедра института, префектура, правительство и т.д. Такие групповые субъекты, несущие в себе много проблем, подлежащих научному освещению акмеологией и уже в ближайшее время приведут к более широкому видению ее предмета.

И, наконец, капитальнейшая задача, решаемая в настоящее время акмеологией, - создание исследовательско-развивающего инструментария и организационно-методического обеспечения, позволяющего, с одной стороны, выя<



2018-06-29 1177 Обсуждений (0)
АКМЕОЛОГИЯ: проблемы теории и практики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АКМЕОЛОГИЯ: проблемы теории и практики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)