Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИДЕИ Н.В.КУЗЬМИНОЙ: ОТ ПСИХОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К АКМЕОЛОГИИ



2018-06-29 1227 Обсуждений (0)
ИДЕИ Н.В.КУЗЬМИНОЙ: ОТ ПСИХОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К АКМЕОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Юбилей ученого способствует тому, чтобы осмыслить крупный вклад Н.В.Кузьминой в развитие целого цикла психолого-педагогических дисциплин.

Хочется отметить прежде всего вклад юбиляра в педагогическую психологию: Н.В.Кузьминой было впервые предложено понимание труда учителя (преподавателя) как целостной динамичной системы (и соответственно введено новое понятие педагогической системы), разработано понятие продуктивности педагогической деятельности и описаны модели высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности (педагога, руководителя, учащихся); разработан научно-методический инструментарий оценивания продуктивности педагогической деятельности; предложено понятие педагогического маршрута в системе народного образования и места в нем педагогической системы. Выделенные на этой основе закономерности педагогической деятельности позволили автору наметить пути решения важнейших научно-практических проблем, остающихся остро актуальными и до сегодняшнего дня – оценки результативности труда учителя и преемственности между отдельными учебными заведениями внутри педагогического маршрута. Таким образом, был переброшен мост от положений педагогической психологии к дидактике и методикам обучения, к психологии управления, к школоведению. И, наконец, на основе понятия продуктивности педагогической деятельности Н.В.Кузьмина формирует ряд положений для обоснования новой науки – акмеологии (заложенной в трудах Н.А.Рыбникова, Б.Г.Ананьева): положения о профессионализме деятельности и личности педагога, о факторах достижения или не достижения вершин профессионализма в педагогическом труде и др. Остановимся несколько подробнее на основных сторонах научной концепции Н.В.Кузьминой.

Как отмечалось выше, создана целостная теория профессиональной педагогической деятельности, включающая методологию и методы ее изучения. В анализе труда педагога был впервые последовательно применен системный подход: введенное понятие педагогической системы включало взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования в личности учащихся готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе. В понимании педагогической системы принципиальным становится подход к ее результату: системообразующим фактором системы является ее конечный результат, понимаемый как способность обучающихся к саморазвитию в новых образовательных системах (или на производстве). Педагогическая система продуктивна, если искомый результат выходит за рамки данной педагогической системы и лежит в последующей. Тем самым подчеркивается ответственность педагогической системы за подготовку учащихся к следующему этапу педагогического маршрута. Критерием эффективности отдельных педагогических систем являются показатели вхождения учащихся в новые педагогические системы.

В этих положениях хочется отметить созвучную сегодняшнему дню направленность на личностно-ориентированное обучение (задачей учителя является не столько передача знаний, сколько формирование личности учащихся и их готовности к саморазвитию), а также акцент на отдаленных показателях результативности труда педагога (это не только применение усвоенных в данном учебном заведении знаний и умений, но и способность учащихся к саморазвитию, самоорганизации). Нелишне сказать, что эти вопросы оценивания результативности труда педагога остаются до сих пор недостаточно решенными и дискуссионными, а положения Н.В.Кузьминой звучат как прогрессивные и опережающие современную практику системы образования. С учетом этих положений преемственность между результатами отдельных этапов педагогического маршрута может быть достигнута, если их достижению будут подчинены усилия всех преподавателей и учащихся.

Результативность педагогического труда определяет, по Н.В.Кузьминой, уровень профессионализма педагога. Профессионализм деятельности педагога состоит в том, что педагог владеет искусством формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач в последующей системе средствами своего предмета за отведенное на учебный процесс время; профессионализм деятельности педагога умение средствами своего учебного предмета развивать личность учащихся. Профессионализм общения педагога заключается в умении использовать взаимодействия учащихся в целях получения того же искомого педагогического результата-развития личности обучающихся. Профессионализм личности педагога состоит в использовании всех своих внутренних ресурсов (подлинной педагогической направленности, педагогических способностей, самообучении и др.) для развития личности обучающихся и их подготовки к успешному вхождению в следующие педагогические системы. В целом профессионализм педагога определяется тем, что он знает, как учить и воспитывать, как переводить учащихся из одного состояния обученности, образованности, воспитанности в другое, причем делать это быстрыми и экономичными способами. На наш взгляд, было бы очень правильно, если бы эти авторские подходы к оценке профессионализма использовались в современной практике повышения квалификации и профессиональной аттестации работников образования.

Целостность концепции Н.В.Кузьминой придает методический аппарат ее подхода к анализу педагогической деятельности. Так, был применен методический прием дифференциации педагогической деятельности по уровню мастерства (учителя высокого, низкого уровня мастерства). Использовался методический прием сравнительного моделирования уровня продуктивности деятельности педагога, учащихся, руководителя. Как продуктивная, оценивалась педагогическая деятельность, обеспечивающая подготовку учащихся к самообразованию, к самоорганизации; малопродуктивная деятельность педагога состоит в формальном соблюдении правил и инструкций, в узкой установке на выполнение программы; непродуктивная деятельность педагога имеет место, когда он ставит узкую задачу самоутверждения, самовыражения. Разработка методического аппарата концепции ставила задачу поиска способа измерения функционирования целостных образовательных систем, а так же определения технологий применения найденных моделей в практике и проверки их эффективности в педагогическом маршруте. Для решения этих задач применялись методические приемы моделирования, метод компетентных судей – рейтинг, парного сравнения, позволяющие описать модели педагогической деятельности разного уровня продуктивности, так и стимулировать самодвижение педагога к вершинам профессионализма.

Изложенные подходы к профессионализму педагога позволяют автору рассматриваемой концепции сделать прорыв в новую область – в акмеологию профессиональной деятельности и в акмеологию образования, а затем на этой основе сформулировать ряд общеакмеологических закономерностей. Полученные ранее данные о том, что одни педагоги быстро осваивают продуктивные модели деятельности, другие – долго, третьи – совсем не достигают высоких результатов, явились материалом для постановки вопросов об объективных и субъективных факторах достижения (или не достижения) вершин профессионализма. Автор определяет в качестве предмета акмеологии – изучение целостного человека в период самореализации его зрелости, создание человеком самого себя средствами выработанных в опыте субъективных интегральных схем. Акмеологические закономерности – это устойчивые связи между уровнем продуктивности специалиста, результатами, которых он достигает в той или иной области, и факторами, которые обуславливают этот уровень.

Акмеология изучает технологии продвижения человека на более высокий уровень профессионализма, изменение стереотипов профессиональной деятельности в направлении более высоких ее результатов. В работах Н.В.Кузьминой получает дальнейшее развитие начатая циклом исследований Б.Г.Ананьева экспериментальная акмеология, а так же получает обоснование акмеологическая квалиметрия, содержащие адекватные способы измерения продуктивности педагогических систем. Разработка аппарата измерений является одной из перспектив дальнейшего развития акмеологии.

Представляет большой теоретический интерес сопоставление автором предмета акмеологии с предметом психологии, педагогики: акмеология изучает взрослого человека, который является по сути закрытой системой, общение с нам должно строиться как с компетентным судьей, экспертом; акмеология изучает виды профессиональной деятельности с учетом их конечной результативности и влияющих на это факторов; акмеология делает акцент на механизмах саморазвития и самодвижения человека к зрелости в конкретных видах деятельности, самореализации своего творческого потенциала на пути к высшим достижениям (акме) и др.

Труды Н.В.Кузьминой и намеченные в них перспективы содержат большие эвристические возможности, как для дальнейших исследований, так и для практики образования.

Литература:

  1. Кузьмина Н.В. Акмеология наука о факторах достижения вершин в профессиональной деятельности. В сб. Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности. Усть-Каменогорск – Ленинград, 1989.
  1. Кузьмина Н.В. Преподаватель. Акмеологические закономерности самосовершенствования. Рукопись.
  1. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. Москва, 1989.
  1. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Ленинград, 1985.
  1. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва, 1990.
  1. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития. “Гуманизация образования”, 1995, №1.
  1. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. С.-П., Рыбинск, 1993.

И.Н. Семенов - доктор психологических наук, профессор

 



2018-06-29 1227 Обсуждений (0)
ИДЕИ Н.В.КУЗЬМИНОЙ: ОТ ПСИХОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К АКМЕОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИДЕИ Н.В.КУЗЬМИНОЙ: ОТ ПСИХОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К АКМЕОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)