Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АКМЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ



2018-06-29 1363 Обсуждений (0)
АКМЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок




Акмеология уверенно выходит на ведущие научные позиции в системе наук о человеке. Расширяется предметное, проблемное и объектное поле акмеологии. Формируются новые научные направления. Обоснованы ведущие общие и конкретные методологические принципы акмеологических исследований, разработана методологическая модель предмета акмеологического исследования, стратегии и тактики самих исследований. Активно осуществляется поиск акмеологических законов и закономерностей. Расширяются междисциплинарные связи акмеологии. Теоретические концепции и положения проверяются на практике. Такое интенсивное развитие акмеологии связано с проблематикой науки, направленной на процессы самореализации личности, что является для личности наиболее актуальным.

Следует отметить и все более отчетливо проявляющуюся в обществе потребность в профессионалах высокого класса, работающих в сфере управления, экономики, банковского дела и государственной службы. Результаты научных исследований, их научно-практический эффект, тенденции в развитии сформировали образ акмеологии как науки личностно ориентированной, поэтому значимой для самого человека.

В то же время любая наука получает полное признание лишь в том случае, когда она обладает не только собственным понятийным аппаратом, принципами и закономерностями, но и собственной методической основой исследования, позволяющей получать уникальные результаты, не достижимые с помощью методов других наук. Это в полной мере относится и к акмеологии. С самого начала один из главных направлений акмеологии стала разработка подходов и методов, позволяющих решать задачи развития профессионализма. Они объединились под общим названием – акмеологический подход.Акмеологический подход является базисным обобщающим понятием, выступающим как совокупность принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы. В то же время в рамках данного подхода сформировались и иные, ориентированные на преимущественную опору на конкретные методы. Среди них в первую очередь хотелось бы назвать акмеоцентрический и акмеографический.

Акмеоцентрический подход ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов при приоритете в исследованиях и анализе акмеологических (Зазыкин В.Г., Таболова Е.М.). Возможности акмеоцентрического подхода были показаны при изучении и описании устойчивости деятельности госслужащих, деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях.

Акмеографический подход – обобщающий психолого-акмеологический метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний (на уровне общего и особенного) и акмеограмм специалистов (на уровне единичного). В настоящее время данный подход является ведущим в акмеологических исследованиях.

Акмеограмма – основной метод акмеографического подхода, есть система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Является развитием профессиограммы и психограммы.

В акмеографических исследованиях и описаниях определяются прежде всего акмеологические условия и факторы, способствующие развитию профессионализма, а так же акмеографические инварианты профессионализма.

Акмеологические условия – значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности.

Акмеологические факторы – основные причины, имеющие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма.

Акмеологические условия и факторы, как следует из данных определений, близки по своему содержанию, но не тождественны. Акмеологические условия имеют скорее объективный характер по отношению к будущему профессионалу, в то время как значительное число акмеологических факторов субъективны. Таким образом, они обладают разной силой или степенью значимости на различных этапах становления и развития профессионализма.

В психолого-акмеологических исследованиях в качестве значимых акмеологических условий назывались задатки, общие и специальные способности субъекта труда, состояние общества в период его становления, условия семейного и школьного воспитания, возможность получения образования, доступ к культурным ценностям и пр., что составляет содержание условий так называемого предстартового периода развития профессионализма (Бодалев А.А., Деркач А.А., Кузьмина Н.В. и др.).

Акмеологические факторы, как отмечалось, ближе к произвольному воздействию со стороны субъекта труда и бывают трех видов (Кузьмина Н.В.):

  • объективные, проявляющиеся как внешняя заданность и связанные с реальной системой профессиональной деятельности;
  • субъективные, связанные с индивидуальными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности – это мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и др., мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие росту профессионализма;
  • объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления.

Важнейшими общими акмеологическими факторами, как показали исследования, являются высокий уровень мотивации, потребность в достижениях, высокие личностно-профессиональные стандарты, стремление к самореализации. Общими акмеологическими факторами являются также высокие уровни профессионального восприятия, мышления и антиципации (Деркач А.А., Кузьмина Н.В.), а также престиж профессионального мастерства (Шадриков В.Д.).

Видное место среди особенных акмеологических факторов занимают те, которые в конкретных видах профессиональной деятельности способствуют достижению высоких показателей – точности, надежности, организованности и пр. Таковыми являются, например, стрессоустойчивость, развитая психомоторика, высокий уровень внимания и др., то есть то, что называется психологическими профессионально важными качествами. Сюда же могут входить и специальные умения.

Единичные акмеологические факторы отражают индивидуальные проявления в деятельности и профессиональном развитии.

Акмеологические инварианты профессионализма – это основные качества и умения профессионала (или необходимые условия), обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются так же и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала.

Акмеологические инварианты профессионализма были выявлены в результате сопоставительного анализа на уровне общего и особенного основных факторов, обусловливающих высокую эффективность и надежность деятельность классов “человек–человек”, “человек–коллектив”, “человек–техника”, “человек–большие социальные группы” и “человек–образы искусства”.

Акмеологические инварианты профессионализма бывают:

  • общими, то есть полностью не зависящими от специфики деятельности; акмеологические исследования показали, что таковыми являются развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, умение принимать решения и устойчивая образная сфера (у профессионалов высокого уровня, независимо от вида и специфики профессиональной деятельности, эти инварианты развиты гораздо сильнее, чем у других специалистов);
  • специфическими или особенными, в определенной мере отражающими специфику профессиональной деятельности (например, для профессий класса “человек–человек” и “человек–коллектив” таковыми, как показали исследования помимо общих инвариант, являются проницательность (или дифференциально-психологическая компетентность), коммуникабельность и коммуникативные умения, умение оказывать психологические воздействия и др.

Определение специфических акмеологических инвариант является основой развития профессионализма в конкретной деятельности.

Методические основы акмеографического подхода формировались из понимания сущности акмеологии как комплексной науки. В связи с этим акмеографическое описание осуществляется как системное (качественно строгое лингвистическое, количественное, понятийное; структурно-функциональное и пр.). Поэтому конкретными методами акмеографического исследования являются анализ, (в том числе сравнительный), обобщение, наблюдение, психологическое тестирование и собственно разработка акмеограммы.

Применение акмеографического подхода в акмеологических исследованиях позволило развить и конкретизировать важнейшую акмеологическую категорию – профессионализм. Опираясь на категорию профессионализма деятельности, введенную Н.В.Кузьминой, было доказано, что необходимо рассматривать категорию профессионализма в более широком контексте, в деятельностном и личностном проявлениях. Действительно, в процессе становления профессионализма деятельности личность обязательно развивается. При этом речь может идти как минимум о четырех направлениях данного развития – личностно-профессиональном, профессионально-квалификационном, профессионально-должностном и нравственном (Богданов Е.Н., Гусева А.С., Деркач А.А., Дьячков В.М., Зазыкин В.Г., Омаров А.М., Шепель В.М. и др.).

Иными словами, речь должна вестись уже о профессионализме, включающем находящиеся в диалектическом единстве подструктуры профессионализма деятельности и профессионализма личности. Это существенно расширяет возможности акмеологических исследований выводит их на уровень личностного в профессионализме.

Профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью.

Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариант профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

По мнению ряда исследователей профессионализм личности также должен включать в себя профессиональные стандарты, ориентирующие на высокое качество выполнения деятельности – “профессионал своего дела”, систему нравственных норм регуляции поведения, делающих профессионалов в известной мере личностями исключительными. Таким образом, профессионализм накладывает на субъекта труда определенные жесткие обязательства, отражающие не только качество деятельности, но и влияющие на систему его отношений. Иными словами, профессионал всегда и во всем ограничен рамками высоких стандартов.

Уже сейчас на базе акмеографического подхода разработаны акмеологические модели профессионализма представлений различных видов профессий. Акмеографический подход и акмеографические методы постоянно развиваются и совершенствуются. Это связано не только с логикой развития акмеологии, но и потребностями практики, которая диктует свои запросы акмеологии.

Литература:

1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условия. М., РАГС, 1998.

2. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., НИИ ВО, 1993.

3. Зазыкин В.Г. Акмеографический подход в формировании профессионализма госслужащих / Акмеология и психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М., РАГС, 1998.



В.В. Петрусинский - доктор педагогических наук,

академик Международной академии информатизации

 



2018-06-29 1363 Обсуждений (0)
АКМЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АКМЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1363)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)