Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АКМЕОЛОГИЧЕСКОИЙ ПОДХОД.



2018-06-29 392 Обсуждений (0)
АКМЕОЛОГИЧЕСКОИЙ ПОДХОД. 0.00 из 5.00 0 оценок




Акмеология - современная комплексная наука фундаментально-прикладного характера. В своём становлении прошла длительный путь от образования объективных предпосылок возникновения до создания социальных структур. Этот период можно разделить на четыре основных этапа:

  • латентный(когда складывались исторические, культурологические, социальные, философские, научные, практические, педагогические предпосылки выделения в научном познании такой сферы человековедения, как акмеология);
  • номинационный(когда социальная потребность в такого рода знании была осознана и обозначена путём введения профессором Н.А.Рыбниковым в 1928 году специального термина “акмеология” - от древнегреческого акме - вершина, высшая точка, остриё, расцвет, зрелость, лучшая пора и логос - познание, наука);
  • инкубационный (его начало датируется возникновением концептуальной идеи о необходимости констелляции исследований акмеологической проблематики в качестве новой области человекознания - Н.В.Кузьмина, 1987. Предпосылкой к этому явилась систематизация и обобщение, анализ и дифференциация человекознания второй трети ХХ века в трудах Б.Г.Ананьева. Завершился этот этап выдвижением программы развёртывания акмеологии в качестве особой дисциплины - А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, 1993.);
  • институциональный(связан с созданием ряда социальных структур: акмеологической кафедры, лабораторий в вузах и, наконец, Международной академии акмеологических наук. В рамках этих научно-учебных структур ведутся исследования, разрабатываются акмеологические технологии и осуществляется обучение.)

Акмеология представляет собой науку, фундаментальную, актуальную, перспективную. Актуальность акмеологии характеризуется её возникновением в системе образования в целях лучшего решения практических задач подготовки и повышения квалификации специалистов разных профилей.

Требования к уровню подготовки кадров, особенно управленческих, возрастают с каждым годом. Сейчас профессионализм руководителя - это компетентность в различных областях знания, которая позволяет эффективно осуществлять свою индивидуальную деятельность и деятельность своей организации в режиме функционирования. Высокая квалификация в различных дисциплинах является необходимой для успешной работы специалистов в области управления, но далеко не достаточной. В нестабильном социоэкономическом окружении, в ситуации частых и быстрых изменений функционирование становится малоэффективным или даже невозможным. Требуется уже не просто воспроизведение ранее освоенных образцов и способов действий, но и разработка новых, а также постоянное саморазвитие как в профессиональном, так и в личностном планах. Этому способствует развитие рефлексивной культуры. Рефлексивная компетентность - необходимое условие повышения профессионализма кадров управления.

В целях изучения особенностей рефлексивности социально-профессионального мышления и развития рефлексивной компетентности кадров управления в процессе непрерывного образования на факультете повышения квалификации (ФПК) и на факультете подготовки и переподготовки специалистов (ФПС) в Сибирской Академии Государственной Службы были проведены экспериментальные исследования в рамках учебных курсов “Психология профессиональной деятельности” и “Психология и педагогика”, а также в процессе учебных семинаров “Развитие рефлексивности мышления” на ФПК.

Заметим, что корни рассмотрения данной проблемы - история вопроса уходит в Древнюю Грецию. (Так, в трёх платоновских формулах учения:

- “...знание не сообщается как бы переливанием из одного сосуда в другой..”,

- “...учиться - значит самому у себя находить...”,

- “...овладевать собственным познанием...”,

уже имплицитно содержится оформившееся позднее у Аристотеля представление о рефлексии как “мышление о мышлении”.) Но и в наше столетие эта тема не оставляет умы человечества.

Методологическим основанием исследования является рефлексивно-гуманистическая психология, представленная в рефлексивно-инновационной модели.

Для проведения пилотажного и формирующего экспериментов использовались следующие методы: психолого-акмеологический анализ профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих; включённое наблюдение; анкетирование (с целью сбора социально-демографических данных); интервьюирование; моделирование ситуаций поиска и принятия управленческих решений; экспериментальное обучение; видеотренинг; развивающие методы игрорефлексики и рефлепрактики (решение самодиагностических мыслительных задач, метод рефлексивных инверсий, полилог, позициональная дискуссия и другие); диагностические методики (опросник “Анализ своих ограничений” на оценку профессиональных управленческих качеств и умений, личностная самооценка, рисуночный тест переживаний своих эмоциональных состояний); контент-анализ видеопродукции рефлексивных практик; методы математической статистики.

Экспериментальные исследования проходили с 1996 по 1998 год. Поисковые эксперименты проводились на двух студенческих учебных группах дневного отделения V курса СибАГС, специализирующихся по кафедре психологии. Формирующий эксперимент - со слушателями ФПС и ФПК СибАГС в количестве 140 человек (группы ФПС: 607, 608, 609, 610, 611, 701, 702, 703, 704, 721, 731, 803, 804 и две группы ФПК, проходящие отбор в резерв начальников отделов областной администрации через обучающие семинары).

Занятия были построены по следующей общей логической схеме:

    • “входная” диагностика самооценки своих профессиональных управленческих навыков и способностей;
    • лекционно-практические занятия, направленные на осмысление себя как личности, индивидуальности, как субъекта профессиональной деятельности (системный подход к проблеме личности государственного и муниципального служащего);
    • видеотренинг коммуникативных умений;
    • рефлепрактические занятия (с применением видеоаппаратуры), выполняющие диагностическую и развивающую роли в плане профессионально-важных качеств управленческого персонала;
    • письменное контрольное межсессионное задание по разрешению управленческих проблемных задач и их сравнительный анализ;
    • “выходная” диагностика, показывающая динамику групповых и индивидуальных результатов компетентности кадров управления;
    • зачётные занятия в форме практического задания по разрешению контрольной проблемной ситуации и письменной рефлексии динамики индивидуальных и групповых результатов диагностики.


2018-06-29 392 Обсуждений (0)
АКМЕОЛОГИЧЕСКОИЙ ПОДХОД. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АКМЕОЛОГИЧЕСКОИЙ ПОДХОД.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)