АКМЕОЛОГИЧЕСКОИЙ ПОДХОД.
Акмеология - современная комплексная наука фундаментально-прикладного характера. В своём становлении прошла длительный путь от образования объективных предпосылок возникновения до создания социальных структур. Этот период можно разделить на четыре основных этапа:
Акмеология представляет собой науку, фундаментальную, актуальную, перспективную. Актуальность акмеологии характеризуется её возникновением в системе образования в целях лучшего решения практических задач подготовки и повышения квалификации специалистов разных профилей. Требования к уровню подготовки кадров, особенно управленческих, возрастают с каждым годом. Сейчас профессионализм руководителя - это компетентность в различных областях знания, которая позволяет эффективно осуществлять свою индивидуальную деятельность и деятельность своей организации в режиме функционирования. Высокая квалификация в различных дисциплинах является необходимой для успешной работы специалистов в области управления, но далеко не достаточной. В нестабильном социоэкономическом окружении, в ситуации частых и быстрых изменений функционирование становится малоэффективным или даже невозможным. Требуется уже не просто воспроизведение ранее освоенных образцов и способов действий, но и разработка новых, а также постоянное саморазвитие как в профессиональном, так и в личностном планах. Этому способствует развитие рефлексивной культуры. Рефлексивная компетентность - необходимое условие повышения профессионализма кадров управления. В целях изучения особенностей рефлексивности социально-профессионального мышления и развития рефлексивной компетентности кадров управления в процессе непрерывного образования на факультете повышения квалификации (ФПК) и на факультете подготовки и переподготовки специалистов (ФПС) в Сибирской Академии Государственной Службы были проведены экспериментальные исследования в рамках учебных курсов “Психология профессиональной деятельности” и “Психология и педагогика”, а также в процессе учебных семинаров “Развитие рефлексивности мышления” на ФПК. Заметим, что корни рассмотрения данной проблемы - история вопроса уходит в Древнюю Грецию. (Так, в трёх платоновских формулах учения: - “...знание не сообщается как бы переливанием из одного сосуда в другой..”, - “...учиться - значит самому у себя находить...”, - “...овладевать собственным познанием...”, уже имплицитно содержится оформившееся позднее у Аристотеля представление о рефлексии как “мышление о мышлении”.) Но и в наше столетие эта тема не оставляет умы человечества. Методологическим основанием исследования является рефлексивно-гуманистическая психология, представленная в рефлексивно-инновационной модели. Для проведения пилотажного и формирующего экспериментов использовались следующие методы: психолого-акмеологический анализ профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих; включённое наблюдение; анкетирование (с целью сбора социально-демографических данных); интервьюирование; моделирование ситуаций поиска и принятия управленческих решений; экспериментальное обучение; видеотренинг; развивающие методы игрорефлексики и рефлепрактики (решение самодиагностических мыслительных задач, метод рефлексивных инверсий, полилог, позициональная дискуссия и другие); диагностические методики (опросник “Анализ своих ограничений” на оценку профессиональных управленческих качеств и умений, личностная самооценка, рисуночный тест переживаний своих эмоциональных состояний); контент-анализ видеопродукции рефлексивных практик; методы математической статистики. Экспериментальные исследования проходили с 1996 по 1998 год. Поисковые эксперименты проводились на двух студенческих учебных группах дневного отделения V курса СибАГС, специализирующихся по кафедре психологии. Формирующий эксперимент - со слушателями ФПС и ФПК СибАГС в количестве 140 человек (группы ФПС: 607, 608, 609, 610, 611, 701, 702, 703, 704, 721, 731, 803, 804 и две группы ФПК, проходящие отбор в резерв начальников отделов областной администрации через обучающие семинары). Занятия были построены по следующей общей логической схеме:
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |