Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕТЕРБУРГСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПСИХОЛОГОВ Б.Г.АНАНЬЕВА



2018-06-29 864 Обсуждений (0)
ПЕТЕРБУРГСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПСИХОЛОГОВ Б.Г.АНАНЬЕВА 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время в России имеют выходы в практику многие и разные психологические школы и направления. Но наиболее глубокими, теоретически и экспериментально обоснованными, с моей точки зрения являются два:

1 - в педагогическую практику, создание психологической службы Московской школы психологов;

2 -в акмеологическую практику, создание в будущем акмеологической службы в производственных сферах - Петербужской школы психологов.

Если основоположником московской школы психологов является гениальный Л.С. Выготский, то основоположником Петербургской школы психологов является гениальный Б.Г. Ананьев. (Гений - создатель нового направления в науке).

Выдающиеся последователи и продолжатели Л.С. Выготского, создатели собственных школ и направлений - А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.А. Запорожец, А.Г. Асмолов и другие. Это их усилиями создана психологическая служба в школах.

Мы не будем касаться причин, но величие и глубина идей Б.Г. Ананьева до сих пор не может быть объективно оценена и поставлена на службу практике. Причина в том, что его научное наследие еще не собрано, не систематизировано (опубликованный двухтомник не включает и десятой доли его трудов), не опубликовано.

Показателями доброжелательных взаимоотношений представителей Московской и Ленинградской психологических школ является тот факт, что именно в Ленинграде на совете под председательством Б.Г. Ананьева защитили свои докторские диссертации Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, Н.И. Жинкин, Ф.Н. Шемякин.

Главное отличиепсихологического направления исследований, возглавляемых Б.Г. Ананьевым, - целостный подход к изучению человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности на протяжении жизненного пути, т.е. от раннего детства, первых признаков самосознания, до глубокой старости, от овладения речью, до факторов творческого долголетия в преклонном возрасте. Весь диапозон проблем, которыми занимался Б.Г. Ананьев, в конечном счете был подчинен теоретико-методическому обоснованию и оснащению акмеологической службы - целью является помощь зрелому человеку в решении его профессиональных и жизненных проблем. Этот вывод мы делаем как из текстов работ Б.Г. Ананьева, так и комплекса проблем и способов их решения самим Б.Г. Ананьевым и его учениками, выполнявшими под его руководством кандидатские и докторские исследования, получавшие его поддержку и поощрение, работающими под его крылом.

Его монография "Человек как предмет познания" (Л., 1968) является своеобразным завещанием. В ней он приводит определение акмеологии Н.А. Рыбникова (1928 г.) как науки о развитии зрелого человека, в отличие от педологии - науки о детях. В ней он находит место акмеологии в системе наук о человеке, помещая ее между педагогикой и геронтологией.

В развитии акмеологических идей Б.Г. Ананьева мы это прочитываем, как предписание к обобщению и синтезу в акмеологии психологических идей применительно к профессиональномуфункционированиюобразовательных систем и самодвижению к вершинам жизни и профессионализма деятельности зрелых людей в условиях производства. Опираясь на труды Б.Г. Ананьева, в 1989 г. на Всесоюзной конференции в Усть-Каменогорске, посвященной профессионализму преподавателя, мы определили предмет акмеологии.

Предметом акмеологии являются закономерности условия, факторы и стимулы самореализациитворческого потенциала человека на протяжении жизненного пути,развития творческой готовности к предстоящей деятельности, достижениявершин жизни и профессионализма деятельности.

Счастлив только истинно нравственный человек, осознающий свое предназначение в жизни и его осуществляющий в делах и поступках.

Акмеологическая служба оказания помощи зрелым людям состоит в том, чтобы помочь им состояться в жизни и профессии, видеть плоды своих трудов, приносящих радость и пользу другим людям.

Психологическая служба в школе не только решает многие проблемы, но и порождает новые. Однажды в облике педологии она уже была ликвидирована. Педолог не умел выводить учителей на процессы самокоррекции и самореорганизации деятельности. Возникли конфликты между - педологами и учителями. Если мы не хотим, чтобы психологическая служба была вновь отвергнута, она обязательно должна дополняться акмеологическими функциями.

В Петербургской (Ленинградской) школе проведены фундаментальные исследования для создания и развития акмеологической службы разных направлений. Об этом свидетельствуют работы как самого Б.Г. Ананьева, так и его учеников и на всех этапах жизненного пути, как индивида, личности, индивидуальности. Все мы родом из детства. Создание вначале педологической теперь психологической службы в школе - заслуга родоначальников московской школы психологов. Комплекс проблем, интересовавший Б.Г. Ананьева с выходом в практику создания акмеологической службы, им конспективно изложен в монографии - завещании ученикам - "Человек как предмет познания".

Не конспективное изложение его идей, находится как в его собственных трудах, до сих пор не систематизированных, и не изданных в собрании сочинений, так и в трудах его учеников, которых он гордо называл "гвардейцами" от психологии. Они стали основоположниками ряда новых направлений в психологии и в практике работы со зрелыми людьми. Ими созданы новые отрасли знаний, имеющие выходы в практическую акмеологию и акмеологическую службу для специалистов и профессионалов.

Его ученикБ.Ф. Ломов определил предмет инженерной психологии и открыл первую в Советском Союзе лабораторию, первую кафедру инженерной психологии и первую специализацию по ней. Он был первым деканом психологического факультета ЛГУ, обосновал и открыл в составе Академии Наук СССР Психологический институт, создал труды по инженерной психологии и методологии психологии, которые являются украшением психологической науки.

06 одаренности Б.Ф. Ломова говорит тот факт, что он пришел в психологию после театрального института в г. Ярославле, где был именным стипендиатом.

Труды Ю.М. Забродина, А.Д. Крылова, Г.В. Суходольского, Б.Д. Шадрикова в своих истоках принадлежат Петербургской школе психологов Б.Г. Ананьева - Б.Ф. Ломова. В синтезе с акмеологией они имеют прямые выходы в акмеологическую службу.

Е.С. Кузьмин всегда считал себя учеником Б.Г. Ананьева и очень этим гордился. В историю психологии и психологическую практику он вошел как основатель первой лаборатории (1962 г.), первой кафедры социальной психологии (1968 г.), первой специализации, осуществляющей подготовку социальных психологов.

Но в полной мере личность и деятельность Е.С.Кузьмин не оценена по той причине, что его главный вдохновенный труд не опубликован. Разрабатывать проблемы сознания и способы его развития он начал в школьном курсе психологии в период ее преподавания в 232 школе, будучи студентом. В аспирантуре он работал над темой, которую сформулировал сам: "Проблемы сознания в трудах И.В. Сталина". Диссертацию он защитил еще прижизни И.В. Сталина, а проходил утверждение в ВАКе уже после его смерти. Председателем ВАК был профессор Добрынин. "Черный оппонент", который до этого славил Сталина, дал отрицательный отзыв. Е.С. Кузьмина вызывали на комиссию. Свои "Проблемы сознания", которые были главным предметом рассмотрения, он предзащитил. Руководителем и дипломного продукта, и кандидатской диссертации был В.Г. Ананьев. После защиты Е.С. Кузьмин был оставлен на факультете читать курс истории психологии, который до него вели пять человек, в том числе такие профессора как Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.В. Ярмоленко, Г.С. Рогинский и тогда еще аспирант Л.М. Веккер. Е.С. Кузьмин разработал его по-своему. Он записан В.А. Якуниным и опубликован под двумя фамилиями. Очевидно, этот курс объективно можно оценить лишь на фоне его исследования проблем сознания.

Предмет и методы социальной психологии он разрабатывал, учитывая, что его лаборатория социальной психологии существовала за счет хоздоговоров с промышленными предприятиями, т.е. уже имелся выход в практику.

Б.Г. Ананьев говорил, что только талантливый человек видит талант другого. Он умел их и видеть, и поддерживать. Это же характеризовало Е.С. Кузьмина. Под его крылом выросла целая плеяда талантливых социальных психологов профессоров: Ю. Н. Емельянов, И.П. Волков, Н.В. Гришина, Э.С. Чугунова, В.Е. Семенов, А.Л. Свенцицкий и другие.

В лабораторий социальной психологии была создана группа социальной перцепции, выделены сотрудники для исследований А.А. Бодалева, основавшего собственное направление.

Особое направление медицинской психологии, возглавляемое Б.Н. Мясищевым и С.О. Серебряковой, тоже родилось в лоне школы В.М. Бехтерева - Б.Г. Ананьева. В.Н. Мясищев бал старше Б.Г. Ананьева, но считал его своим учителем.

Последователями Б.Г. Ананьева были Ю.А. Самарин, А.Б. Ярмоленко, А.Г. Ковалев. В их наследии есть много замечательных идей о творческом потенциале, условиях, факторах и стимулах его самореализации. Имеются выходы в юридическую психологию и акмеологию (В. Л. Васильев - ученик А.В. Ярмоленко) психологию и акмеологию образования, акмеологическую службу.

Ученик Б.Г. Ананьева В.Д. Дранков разработал оригинальную систему развития творческих способностей в сфере искусства у студентов института культуры.

Конечно, мы назвали далеко не все направления, родившиеся в Петербургской-Ленинградской школе Б.Г. Ананьева.

При поверхностном взгляде на научное наследие Б.Г. Ананьева может удивлять большой разброс тем, проблем, аспектов. Однако, вое укладывается всего в два пересекающиеся направления:

1 - жизненный путь человека от рождения до акме-зрелости, от акме- зрелости до финиша, включая ближайшее и отдаленное окружение в семье, образовательных организациях, социальных системах;

2 - системное исследованиечеловека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, его самореализация в поступках и продуктах творчества.

С нашей точки зрения целостный анализ всего сделанного Б.Г. Ананьевым и под его руководством в трудах его учеников и последователей можно осуществить лишь в системе акмеологических понятий.

Акмеология, как новая область научных знаний, не только обозначила новый предмет исследований, - зрелого человека, - но и определила - новую систему понятий, новую систему методов, где ведущим является моделирование. В связи с этим акмеология имеет принципиально новые выходы в практику. Принципиальная новизна состоит в том, что в психологии методы исследования - привилегия только специалистов, с ними должны уметь работать только профессиональные психологи. Учитывая предмет психологии - закономерности отражения реальности в психике человека, очевидно это справедливо.

Но предмет акмеологии - зрелые люди разных уровней продуктивности деятельности, творящие новую реальность и стремящиеся понять причины своей низкой или малой продуктивности. Чтобы помочь такому человеку, и теорию и метод нужно дать в руки ему самому. В связи с этим возникают новые взаимоотношения между наукой и человеком ее применяющим.

Акмеология открывает перед всем блоком психолого-педагогических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и обществом новые перспективы.

В свете науковедения наиболее плодотворной формой развития научного знания является научная школа. Признаки научной школы:

- общие истоки или научные "корни";

- общие принципы вычленения объекта и предмета исследований;

- единственная система научных понятий;

- наличие общей парадигмы или нескольких парадигм;

- общие принципы в выборе методов исследованияи в его организации.

Научные школы рождаются и умирают, если перестают развиваться.

Акмеология - новый этап в развитии петербургской школы психологов, истоки которой в научном наследии В.М. Бехтерева - Б.Г. Ананьева. Б.Г. Ананьев, опираясь на Н.А. Рыбникова (1928) определил акмеологию, как науку о развитии зрелого человека и нашел ей место в системе наук о человеке.

На стр. 80, рис. 5 "Схема основных проблем и наук о человеке как индивиде и его онтогенезе" онназывает акмеологию в блоке "Возраст и фазы жизни" в ряду учебных дисциплин. С одной стороны, в этот блок входят: возрастная физиология, возрастная биохимия, возрастная психология, история поколения, юридические науки. С другой стороны: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика,акмеология, геронтология.

Науки, в систему которых по Б.Г. Ананьеву, входит акмеология, в свою очередь связаны, с науками, исследующими онтогенез человека, а также половой де морфизм, особенности телосложения, нейродинамические свойства, органические потребности, сенсомоторную организацию, темперамент и задатки. Всю систему наук, по Б.Г. Ананьеву, объединяет генетика (рис. 5, с.80).

Помещая акмеологию между педагогикой и геронтологией, Б.Г. Ананьев как бы подсказал, что предметом акмеологии являются закономерности развития зрелого человекасредствами образования. С учетом этой подсказки мы определяемпредмет акмеологии как науку о закономерностях, условиях, факторах и стимулах самореализациятворческих потенциалов человеком, путяхразвития творческой готовности к предстоящей деятельности, достижениявершин жизни и профессионализма деятельности на разных этапах жизненного пути.

Преемственность идей научной школы В.М. Бехтерева -Б.Г. Ананьева в акмеологии состоит в следующем.

1.Целостный подходк изучению человека предложен и обоснован В.М. Бехтеревым. В творчестве Б.Г. Ананьева он получил развитие в теоретической модели целостного рассмотрения человека, как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

Развитие идей целостного подхода в акмеологии состоит в обосновании сравнительного принципа исследования. Подбор объектов исследования в ней проводится на основании предварительно сформулированных критериев и признаков уровня продуктивности деятельности: высоко-, средне-, малопродуктивные.

2. В научной шкале Б.Г. Ананьева важнейшей является парадигма, предусматривающая рассмотрение человека, как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

Акмеология следует этой парадигме, дополняя её двумя позициями: 1) "конечный результат" субъекта деятельности, индивидуальности и 2) обратной связью, позволяющей человеку осуществлять самокоррекцию и самореорганизацию деятельности, рассчитанной на достижение более высокого результата.

3. Другая важная парадигма научной школы Б.Г. Ананьева -"Жизненный путь человека", как "история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения" (Б.Г. Ананьев "Избранные психологические труды", т.1, М., 1980, с.67).

Акмеология эту парадигму конкретизирует, "привязывая" ее к образовательному маршруту и профессиональной деятельности на протяжении жизненного пути, а также к "поступкам" и "продуктам", которые могут быть разных уровней успешности - неуспешности, разной результативности.

Конкретизация парадигмы применительно к жизненному пути человека в профессиональном учебном заведении (от первого до пятого курса - исследования Г.А. Томиловой, О.А. Вахониной и других), а также к самостоятельной деятельности от старта до оптимума и финиша (исследования Н.В. Кузьминой, 1965 г. и З.Ф. Есаревой, 1974 г.) позволила выявить закономерность цикличности в переструктурировании деятельности на протяжении жизненного пути школьного учителя (Н.В. Кузьмина) и преподавателя высшей школы (З.Ф.Есарева).

Результаты исследований были одобрены Б.Г. Ананьевым и включены в доклад включены большому Ученому Совету Ленинградского университета, 27 апреля 1972 г. Это было последнее выступление Б.Г. Ананьева. 18 мая 1972 г. он скончался.

В наших результатах Б.Г. Ананьев увидел принципиально новые выходы в образовательную практику оказания помощи зрелому человеку в решении его профессиональных проблем.

Гений видит дальше и глубже других.. Возможно, при Б.Г.Ананьеве выход в психолого-акмеологическую службу свершился бы ранее. Без него, его поддержки, он происходит только теперь.

Мы сформулировали своё определение предмета акмеологии лишь в мае 1989. Зарегистрирован он и в ГКНТ СССР 15 июля 1991г. Первые пособия по акмеологии выпустили в 1995г. В декабре 1998 г. обратились с ходатайством в Министерство общего и профессионального образования о введении новой специальности "акмеология" и подготовке по ней специалистов, в сентябре 1998 г. разработали проект положения и программу психолого-акмеологической службы в школе.

Таким образом от идеи создания психолого-акмеологической службы, которую проводил Б.Г. Ананьев, до её воплощения в "Положении и программе" прошло 26 лет.

Самое активное участие в обосновании предмета, методов, структуры, теории акмеологии приняли -представители Петербургской школы психологов А.А. Бодалев и А.А.Деркач. Им принадлежат публикации о предмете акмеологии (ж. "Вопросы психологии"), главы в учебном пособии "Основы общей и прикладной акмеологии" (М, 1995), "Об основах управленческой акмеологии" О.С.Анисимов и А.А.Деркач (1996 г.), "Как стать знаменитым или выдающимся" А.А. Бодалёв и А.Л Руткевич (М., 1997).

Акмеология в течение многих лет преподается в Академии Государственной службы при Президенте Российской Федерации. Кафедру возглавляет представитель петербургской школы психологов, доктор психологических наук по социальной психологии А.А. Деркач.

Кафедра акмеологии в Российском педагогическом университете им. А.И. Герцена родилась вследствие выхода в свет монографии "Психология взрослых - основа акмеологии", (1996) ученицы и соратницы Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой.

На кафедре акмеологии Шуйского государственного педагогического университета работает 14 человек, в том числе 4 профессора, 5 доцентов, 5 ассистентов. В качестве обязательных в масштабах университета акмеология читается на 1 курсе: "Акмеологическое введение в профессию" и на V курсе. "Акмеологические основы управления образовательными системами". На социально-гуманитарном факультете за счёт регионального компонента акмеология преподаётся с первого по пятый курс.

Инициативу в создании положения и программы психолого-акмео-логической службы проявили аспиранты и соискатели кафедры, работающие практическими психологами. Среди них есть получившие профессию практического психолога на психологическом факультете Петербургского университета, они оказались плохо подготовленными к работе с учителями, не имеющими выводить их на процессы самокоррекции и самореорганизации деятельности. Чтобы в настоящее время психологическая служба не была отвергнута, она должна быть дополнена акмеологической и функционировать как служба психолого-акмеологическая. Целью последней является помощь не только детям, но и зрелым людям в решении их профессиональных и жизненных проблем.

Акмеологическая служба в работе со зрелыми людьми состоит в том, чтобы помочь им состояться в жизни и профессии, видеть плоды своих трудов, приносящих радость и пользу другим людям. Обращение к научному наследию Б.Г. Ананьева после нашего определения предмета акмеологии говорит о том, что диапозон проблем, которыми он занимался, в конечном счете, был подчинен теоретико-методическому обоснованию и методическому обеспечению психолого-акмеологической службы. Чтобы состояться в жизни, профессии, семье, видеть плоды своих трудов, приносящих радость и пользу другим людям, развивать профессиональное самосознание и творческое профессиональное мышление, взрослому человеку нужно уметь помогать. При этом искусство акмеолога состоит в использовании не прямых рекомендаций, которые вызывают агрессию, а стратегий косвенного управления, вызывающих потребность в самокоррекции и самореорганизации деятельности.

Овладение и применение любой области научного знания предполагает стимулирование самореализации творческого потенциала и высокий уровень сознания, самосознания человека в окружающем мире и профессии. Эти процессы не могут быть продуктивными вне синтеза эмпирических и научных психологических знаний. Проблема состоит в том, как подводить человека к такому синтезу, одновременно формируя эмпатию и интуицию. Это и есть предмет акмеологии. В настоящее время в акмеологии разработаны стратегии. Но идея поиска в этом направлении когда-то устно была сформулирована Б.Г. Ананьевым.

Принципиальное отличие акмеологической службы от психологической состоит в том, что если в психологии методы исследования -привилегия специалистов, то акмеология разрабатывает такие научно-практические методы, которые адресуются зрелым людям разных уровней продуктивности деятельности, в целях подсказки поиска причин своей малой продуктивности и выхода на новый уровень достижений.

Таким образом, акмеология открывает перед обществом, производственными и образовательными организациями, конкретными людьми новые перспективы и предоставляет новые технологии в повышении качества коллективной групповой и индивидуальной деятельности.

Создание и развитие психолого-акмеологической службы послужило выходом в практику данной научной школы.


 

К.А. Абульханова -академик РАО, докт. философ. наук,

А.А. Бодалев -академик РАО, докт. психологич. наук,

А.А. Деркач -академик МААН, докт. психологич. наук,

Н.В. Кузьмина -член-корр. РАО, докт. педагогич.наук,

Л.Г. Лаптев - академик МААН, докт. психологич. наук

 



2018-06-29 864 Обсуждений (0)
ПЕТЕРБУРГСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПСИХОЛОГОВ Б.Г.АНАНЬЕВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕТЕРБУРГСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПСИХОЛОГОВ Б.Г.АНАНЬЕВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (864)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)