Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рефлексия самооценки профессиональных качеств



2018-06-29 436 Обсуждений (0)
Рефлексия самооценки профессиональных качеств 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тип высказывания 1-я проблемная ситуация (в начале обучения) 2-я проблемная ситуация (в конце обучения)
1. Личностные 3 - 5 % 3 %
2. Коммуникативные 10 - 12 % 20 %
3. Интеллектуальные 71 - 77 % 40 - 45 %
4. Кооперативные 8 - 10 % 25 %
5. Регулятивные 2 % 7 - 12 %
  Итого: 100 % 100 %

Приведём примеры высказываний

1) личностного типа:

    • “Правильно я говорю?” (вопросы к преподавателю - ведущему рефлепрактикум, “Я не уверен” и др.;

2) коммуникативного типа:

  • “А.П., Вы у нас гуманист...”;

3) интеллектуального типа:

  • уточняются условия задачи (предметные высказывания),
  • математические, социальные, экономические, юридические действия (операциональные высказывания),

4) кооперативного типа:

  • “Давайте разделимся на отделы...”, распределение ролей и функций между участниками;

5) регулятивного типа:

  • планирование, прогнозирование возможных исходов ситуации, выстраивание стратегий поведения.

Управленческие задачи - это задачи с повышенной степенью неопределённости, не имеющие чётких границ решения - единственно правильного варианта ответа (как любая нестандартная творческая задача). Задачи с повышенной неопределённостью требуют своеобразного процесса решения. В процессе контент-анализа видеоматериалов при решении управленческих задач замечено, что на первой стадии (в начале занятий) экспериментальная группа ближе к такому полюсу, который характеризуется спонтанностью, стереотипностью (подверженность чётким алгоритмам), реактивностью, безконтрольностью рассуждений и действий. А в контрольной проблемной ситуации - движется к противоположному (рефлексивному).

Кроме того, эффективное решение управленческой задачи требует большего привлечения всевозможных контекстов в осмыслении, переосмыслении своих действий. В этом смысле групповую рефлексию можно понимать как отражение условий задачи в различных контекстах, которые предоставляют участники (субъекты решения). Как видно из таблицы 2 это выражается в повышении удельного веса коммуникативного, кооперативного и регулятивного типов высказываний. В заключении можно сделать следующие выводы:

  • предположение о том, что групповая динамика рефлексивности социально-профессионального мышления в процессе развития уровня профессионализма управленческих кадров методами рефлексивной психологии имеет тенденцию роста (при чём наибольший прирост происходит именно по тем критериям, которые изначально были оценены ниже других), хотя индивидуальная динамика - возможна в двух направлениях: как повышения, так и снижения самооценки управленческих навыков и способностей;
  • но сравнительный анализ показал, что значимых различий в оценке уровня своего профессионализма служащими по некоторым основополагающим критериям до и после учебных занятий, зависящих от социально-демографических показателей, в том числе и от профессионального образования обучающихся - не обнаружено. Возможно, базовое профессиональное образование и осознание, отнесение себя к определённой профессиональной группе ассимилируется в управленческом осознании, явившимся профессиональным новообразованием;
  • применение в преподавании психологии (и др. учебных курсах) методов игрорефлексики качественно влияет на переосмысление собственных профессионально-важных качеств, мотивацию обучения.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А., Семёнов И.Н. Акмеологическое понимание субъекта управления. // Эффективный менеджмент: психолого-акмеологические аспекты (пособие по работе с персоналом). - М., 1996.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

3. Байер И.В., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-акмеологическая диагностика и развитие творческого потенциала. // Проблемы эксперимента в психологии. - М., 1998.

4. Бодалёв А.А. О предмете акмеологии. // Психологический журнал. - № 5, 1993.

5. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. - М., 1998.

6. Войтик И.М., Семёнов И.Н. Рефлексия теории социальных представлений в контексте содержания образования государственных и муниципальных служащих. // Развитие социально-перцептивной компетентности личности. - М., 1998.

7. Войтик И.М., Высоцкая А.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Развитие рефлексивной культуры государственных служащих. // Материалы межкафедральной научно-практической конференции “Становление государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого персонала. - М., 1998.

8. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Семёнов И.Н. и др. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. - М., 1996.

9. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993.

10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. Учебное пособие. - М., 1995.

11. Кузнецов С.В., Семёнов И.Н. Рефлексивно-акмеологические аспекты развития профессионального мастерства. // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. - Новосибирск, 1995.

12. Кузьмина Н.В. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л., 1973.

13. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. - Л., 1985.

14. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. - Л., 1961.

15. Лосев А.В., Семёнов И.Н. Рефлексивная психология и акмеология управления быстроразвивающимися организациями. Москва-Сыктывкар, 1997.

16. Менеджеру о менеджменте. Наука и искусство эффективного управления. Под общ. ред. Л.Г.Лаптева. - М., 1997.

17. Семёнов И.Н. Акмеология - новое направление современного человекознания. // Общественные науки и современность. - № 3. - 1998.

Л.А.Степнова - кандидат

социологических наук, доцент

 



2018-06-29 436 Обсуждений (0)
Рефлексия самооценки профессиональных качеств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рефлексия самооценки профессиональных качеств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)