Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пилотажные и поисковые эксперименты.



2018-06-29 551 Обсуждений (0)
Пилотажные и поисковые эксперименты. 0.00 из 5.00 0 оценок




Апробация использования методов рефлексики и рефлепрактики заставили нас провести пилотажное исследование на группе студентов-пятикурсников дневного отделения СибАГС, специализирующихся на кафедре психологии. Это первый эксперимент, в котором апробировались гипотеза о позитивном развитии рефлексивности мышления с применением методов рефлексивной психологии, подходы к исследованию, формировался план, оттачивались техники и приёмы. Пилотажное исследование проводилось на меньшей выборке, которая составила 65студентов (3 группы за 1996/97 и 1997/98учебный год). В ходе пилотажа была оптимизирована “зона поиска”, уточнены методики проведения “большого” исследования. Так, например, была выстроена логика лекционных занятий, подобраны практические задания и их вкрапление в теоретическую канву; спланировано время проведения и последовательность практических занятий, видеотренингов и рефлепрактикумов, его соотношение в учебном курсе; получена обратная связь положительных и отрицательных моментов в развивающем обучении. Несколько изменилась роль применения проективных диагностических методик и форма их подачи. Продуман и изменён характер опросника для анализа своей личности (взят опросник для осмысления своей личности с точки зрения профессионально-важных качеств в управленческой деятельности). Введены релаксирующие упражнения и время для их выполнения в рефлепрактикуме, особенно после напряжённой работы методом позициональной дискуссии.

На базе пилотажных исследований была выдвинута гипотеза о позитивном развитии рефлексивности мышления методами игрорефлексики и рефлепрактики и зависимости его значимых различий от профессиональной направленности служащих и ряда других социо-демографических данных, которая проверялась в ходе проведения поисковых экспериментов.

Общие положения и этапы поискового исследования

Настоящее исследование проводилось факультете подготовки и переподготовки специалистов Сибирской академии государственной службы в марте - апреле 1997 г.

Объект исследования - государственные и муниципальные служащие, имеющие техническое и экономическое образование (36 человек).

Предмет исследования - процесс развития рефлексивности социального мышления и актуализации рефлексивно-творческого потенциала государственных служащих.

Цель исследования - выявление содержания, структуры рефлексивно-творческого потенциала госслужащих, а также влияния социально-демографических и психологических личностных характеристик на эффективность его развития.

Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические предпосылки постановки проблемы развития рефлексивно-творческого потенциала личности.
  2. Провести анализ экспериментальных работ и обзор методик исследования рефлексивно-творческого потенциала личности.
  3. Исследовать актуализацию рефлексивно-творческого потенциала группы государственных служащих в ходе игрорефлексики, рефлепрактикума.
  4. Провести экспериментальную проверку гипотезы о наличии различий в развитии рефлексивно-творческого потенциала в группах, имеющих различные социо-демографические и психологические характеристики.

Гипотеза исследования:

  • Эффективность развития и актуализации рефлексивно-творческого потенциала кадров управления зависит от комплекса личностных характеристик (пол, возраст, ориентация профессионального образования, личностная самооценка).

Методы исследования:

    1. включенное наблюдение;
    2. анкетирование;
    3. психологическое тестирование:
    • опросник “Анализ собственных ограничений”, который замеряет уровень 11 критериев профессионализма управленческих кадров:

1. Сформированность личных ценностей и принципов.

2. Наличие четких личных целей.

3. Стремление к постоянному саморазвитию.

4. Способность управлять собой.

5. Изобретательность, творческий подход к профессиональной деятельности.

6. Способность руководить.

7. Умение решать проблемы.

8. Знание современных управленческих подходов.

9. Высокая способность влиять на окружающих.

10. Умение обучать и развивать подчиненных.

11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Максимальная оценка по каждому критерию - 100 баллов)

    • методика личностной самооценки;
    • содержательно-смысловой анализ речевой продукции.

( Данный метод состоял в письменном изложении - анализе испытуемым результатов собственной профессиональной диагностики. Испытуемый всегда каким-то образом истолковывает ситуацию, и в частности, намерения экспериментатора, поэтому важно оценить ситуацию с его точки зрения. Таким образом, протокол диагностики был дополнен интерпретацией результатов испытуемым в виде текста.)

4) комплекс развивающих методов игрорефлексики и рефлепрактики:

    • метод рефлексивных инверсий;
    • рефлексивный полилог;
    • позициональная дискуссия;
    • видеотренинг коммуникативных умений;
    • моделирование ситуаций поиска и принятия управленческих решений;
    • экспериментальное обучение.

5)методы математической статистики:

    • t-критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок.

Этапы исследования:

0. Лекционно-практические занятия с применением методов игрорефлексики.

1. Проведение рефлепрактикума в группе государственных и муниципальных служащих (за основу взят практикум, составленный И.В.Бойер, И.Н. Семеновым, С.Ю. Степановым, А.В.Растянниковым).

Занятие 1.

  1. Формальное представление участников и ведущих рефлепрактикума. Анкетирование.
  2. Введение в рефлексивную практику, цели курса.
  3. Разминка: упражнение “Поменяйтесь местами те, кто ...” с последующим обсуждением целей и хода игры.
  4. Презентация индивидуальных проблем профессиональной деятельности при помощи метода рефлексивных инверсий.(Диагностика проблемного поля группы.)
  5. Профессионально-управленческая рефлексия упражнения.
  6. Домашнее задание.

Занятие 2.

  1. Просмотр видеозаписи предыдущего занятия, рефлексивное осмысление коммуникативных умений, вербальных и невербальных характеристик поведения, групповой работы.
  2. Разминка: игра “Перемани взглядом” с последующим обсуждением целей игры, индивидуальных стратегий поведения.
  3. Рефлексивное осмысление индивидуальных и групповых результатов диагностики “Анализ своих ограничений”.
  4. Деловая игра “Птицеферма”.
  5. Рефлексия процесса и результатов игры.
  6. Домашнее задание.

Занятие 3.

  1. Разминка. Подготовка к работе методом позициональной дискуссии в игровой творческой форме.
  2. Групповая работа в режиме рефлексивного полилога по обсуждению принципов управления.
  3. Рефлексия принципов, этапов, методов организации и эффективности процесса обсуждения.
  4. Домашнее задание.

Занятие 4.

  1. Разминка, подготовка к работе.
  2. Проблемно-деловая ситуация решения задачи “Часы”.
  3. Обсуждение метода решения задачи и эффективности групповой работы.
  4. Повторная диагностика “Анализ своих ограничений”.
  5. Домашнее задание.

Занятие 5.

  1. Рефлексия цикла занятий.
  2. Обсуждение динамики индивидуальных и групповых результатов диагностики “Анализ своих ограничений”.

Первым этапом исследования явилось проведение рефлексивной практики в группе государственных и муниципальных служащих. Занятия включали в себя комплекс методов, развивающих рефлексивные способности человека (метод рефлексивных инверсий, рефлексивный полилог, позициональная дискуссия, тренинг коммуникативных умений, моделирование ситуации поиска и принятия управленческих решений). Экспериментально еще раз была подтверждена эффективность применения методов рефлексивной психологии в сфере профессионального образования государственных служащих.

Второй этап исследования заключался в проверке гипотезы о зависимости эффективности развития и актуализации рефлексивно-творческого потенциала от комплекса личностных характеристик (ориентация профессионального образования, пол, возраст, уровень личностной самооценки). Актуализация рефлексивно-творческого потенциала замерялась как динамика оценки собственного профессионализма, описанного с помощью модели Вудкока М. и Фрэнсиса Д. (методика “Анализ своих ограничений”), а также методом анализа речевой продукции участников игрорефлексики и рефлепрактикума.

Результаты экспериментальной проверки гипотезы свидетельствуют, что существуют различия в актуализации рефлексивно-творческого потенциала у государственных служащих, имеющих базовое экономическое и техническое образование. По-разному подвергается рефлексивному переосмыслению такой критерий профессионализма как высокая способность влиять на окружающих людей. Содержательно такое знание выступает предметом коммуникативной и личностной рефлексии. Возможно, это различие объясняется разным уровнем развития коммуникативной компетентности данных профессиональных групп. Соответствующая выводу практическая рекомендация будет заключаться в акцентировании внимания на развитии коммуникативных умений и социально-психологической компетентности у слушателей, имеющих базовое техническое образование.

Актуализация рефлексивно-творческого потенциала у женщин и мужчин также имеет экспериментально подтвержденные различия. Они охватывают следующие критерии профессионализма:

  1. Способность руководить.
  2. Умение решать проблемы.
  3. Высокая способность влиять на окружающих.
  4. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Оценка данных критериев имеет большую динамику у женщин, чем у мужчин. Возможно, это связано с профессиональным самоопределением, выбором нового образования и готовностью к изменениям и обучению новому. Не существует различия в оценке личностной сферы (личные ценности, нормы, цели, самосовершенствование) у мужчин и женщин.

Фактор возраста детерминирует различия в оценке следующих критериев: способность руководить и способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Рефлексивное переосмысление в данном случае более динамично у молодых людей (30-40 лет по сравнению с 40-50-ти летними). Возможно, это связано с возрастными особенностями, определяющими социальную активность личности, когнитивными характеристиками.

Не обнаружено влияние фактора личностной самооценки на эффективность развития и актуализации рефлексивно-творческого потенциала.

Дальнейшая наша работа в рамках рефлексивно-гуманистического подхода в области профессионального образования государственных и муниципальных служащих сосредоточилась на исследовании психологических и социально-культурных закономерностей и эффектов, возникающих при обучении слушателей, имеющих различное базовое образование. Учёт таких особенностей повысит эффективность обучения, как с точки зрения возможности самореализации личности, так и с позиции комплексности получаемого знания.

На основании поисковых и пилотажных исследований было сделано предположение, что полученные результаты подтвердятся и на более большой выборке. Кроме того, могут выявиться новые различия среди других профессиональных направленностей. Проверка этих моментов и явилась основной целью формирующего эксперимента.

Поэтому основная его гипотеза имеет следующие допущения:

  • групповая динамика рефлексивности мышления в процессе развития уровня профессионализма управленческих кадров методами рефлексивной психологии имеет тенденцию роста (причём наибольший прирост происходит именно по тем критериям, которые изначально были оценены ниже других), хотя индивидуальная - возможна в двух направлениях: как повышения, так и снижения самооценки управленческих навыков и способностей;
  • различия оценки уровня своего профессионализма служащими по некоторым основополагающим критериям до и после учебных занятий зависят от социально-демографических показателей, в том числе и от профессиональной направленности обучающихся.

Методы и методикиподтверждения правильности результатов поисковых исследований и проверки гипотезы остались прежними:

1) “входной” контроль: самооценка уровня профессионализма (опросник “Анализ своих ограничений”);

2) лекционно-практические занятия с освещением вопросов теорий развития личности, профессионализма, рефлексии и игрорефлексики;

3) игрорефлексика и рефлепрактикум;

4) итоговый контроль в форме зачёта или экзамена с осмыслением динамики индивидуальных и групповых результатов;

  1. методы обработки полученных результатов:
  • контент-анализ видеоматериалов и письменных отчётов,
  • методы математической статистики (t-критерий Стьюдента; детерминационный анализ).

Объектом исследования явились государственные и муниципальные служащие в количестве 140 человек, обучающихся на ФПС и ФПК СибАГСа по курсу “Психология и педагогика” и “Психология профессиональной деятельности государственных служащих”:

  • по 30 человек с педагогическим, экономическим и техническим образованием,
  • по 10 человек с юридическим, медицинским, торговым, военным и финансовым образованием.

Из них:

- 55 мужчин и 85 женщин;

- 71 человек в возрасте от 20 до 39 лет и 69 человек в возрасте от 40 до 60 лет;

  • 48 человек, находящихся в периоде адаптации к профессиональной деятельности (от 0 до 3-х лет), 59 человек, работающих от 4 до 10 лет и 33 человека, имеющие стаж управленческой деятельности от 11 до 25 лет.

Предметомизучения явился процесс развития рефлексивности мышления кадров управления в процессе непрерывного образования.

Проанализируем динамику оценки профессиональных управленческих навыков и способностей, полученных в результате самооценки по опроснику “Анализ своих ограничений”

Выделенным шрифтом в таблице (1) показано, что после рефлепрактикума наименьшую оценку служащие дали по (1), (2) и (6) критериям профессионализма. Кроме того, наибольший прирост коэффициентов произошёл по тем же самым показателям. Групповая динамика баллов положительна по всем критериям, хотя индивидуально самооценка своих профессиональных качеств могла снижаться у разных личностей по различным показателям. Возможно, это объясняется нестабильностью в общественной жизни, и, как следствие, личной неуверенностью в собственном жизненном пространстве, профессиональном пути - низкая сформированность личных ценностей и принципов, расплывчатость личных целей. Отчасти эти причины могут объяснять низкую самооценку в способностях руководства. Но возможны и другие причины для объяснения такого положения вещей.

 

Таблица 1

 



2018-06-29 551 Обсуждений (0)
Пилотажные и поисковые эксперименты. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пилотажные и поисковые эксперименты.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)