Пилотажные и поисковые эксперименты.
Апробация использования методов рефлексики и рефлепрактики заставили нас провести пилотажное исследование на группе студентов-пятикурсников дневного отделения СибАГС, специализирующихся на кафедре психологии. Это первый эксперимент, в котором апробировались гипотеза о позитивном развитии рефлексивности мышления с применением методов рефлексивной психологии, подходы к исследованию, формировался план, оттачивались техники и приёмы. Пилотажное исследование проводилось на меньшей выборке, которая составила 65студентов (3 группы за 1996/97 и 1997/98учебный год). В ходе пилотажа была оптимизирована “зона поиска”, уточнены методики проведения “большого” исследования. Так, например, была выстроена логика лекционных занятий, подобраны практические задания и их вкрапление в теоретическую канву; спланировано время проведения и последовательность практических занятий, видеотренингов и рефлепрактикумов, его соотношение в учебном курсе; получена обратная связь положительных и отрицательных моментов в развивающем обучении. Несколько изменилась роль применения проективных диагностических методик и форма их подачи. Продуман и изменён характер опросника для анализа своей личности (взят опросник для осмысления своей личности с точки зрения профессионально-важных качеств в управленческой деятельности). Введены релаксирующие упражнения и время для их выполнения в рефлепрактикуме, особенно после напряжённой работы методом позициональной дискуссии. На базе пилотажных исследований была выдвинута гипотеза о позитивном развитии рефлексивности мышления методами игрорефлексики и рефлепрактики и зависимости его значимых различий от профессиональной направленности служащих и ряда других социо-демографических данных, которая проверялась в ходе проведения поисковых экспериментов. Общие положения и этапы поискового исследования Настоящее исследование проводилось факультете подготовки и переподготовки специалистов Сибирской академии государственной службы в марте - апреле 1997 г. Объект исследования - государственные и муниципальные служащие, имеющие техническое и экономическое образование (36 человек). Предмет исследования - процесс развития рефлексивности социального мышления и актуализации рефлексивно-творческого потенциала государственных служащих. Цель исследования - выявление содержания, структуры рефлексивно-творческого потенциала госслужащих, а также влияния социально-демографических и психологических личностных характеристик на эффективность его развития. Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи:
Гипотеза исследования:
Методы исследования:
1. Сформированность личных ценностей и принципов. 2. Наличие четких личных целей. 3. Стремление к постоянному саморазвитию. 4. Способность управлять собой. 5. Изобретательность, творческий подход к профессиональной деятельности. 6. Способность руководить. 7. Умение решать проблемы. 8. Знание современных управленческих подходов. 9. Высокая способность влиять на окружающих. 10. Умение обучать и развивать подчиненных. 11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Максимальная оценка по каждому критерию - 100 баллов)
( Данный метод состоял в письменном изложении - анализе испытуемым результатов собственной профессиональной диагностики. Испытуемый всегда каким-то образом истолковывает ситуацию, и в частности, намерения экспериментатора, поэтому важно оценить ситуацию с его точки зрения. Таким образом, протокол диагностики был дополнен интерпретацией результатов испытуемым в виде текста.) 4) комплекс развивающих методов игрорефлексики и рефлепрактики:
5)методы математической статистики:
Этапы исследования: 0. Лекционно-практические занятия с применением методов игрорефлексики. 1. Проведение рефлепрактикума в группе государственных и муниципальных служащих (за основу взят практикум, составленный И.В.Бойер, И.Н. Семеновым, С.Ю. Степановым, А.В.Растянниковым). Занятие 1.
Занятие 2.
Занятие 3.
Занятие 4.
Занятие 5.
Первым этапом исследования явилось проведение рефлексивной практики в группе государственных и муниципальных служащих. Занятия включали в себя комплекс методов, развивающих рефлексивные способности человека (метод рефлексивных инверсий, рефлексивный полилог, позициональная дискуссия, тренинг коммуникативных умений, моделирование ситуации поиска и принятия управленческих решений). Экспериментально еще раз была подтверждена эффективность применения методов рефлексивной психологии в сфере профессионального образования государственных служащих. Второй этап исследования заключался в проверке гипотезы о зависимости эффективности развития и актуализации рефлексивно-творческого потенциала от комплекса личностных характеристик (ориентация профессионального образования, пол, возраст, уровень личностной самооценки). Актуализация рефлексивно-творческого потенциала замерялась как динамика оценки собственного профессионализма, описанного с помощью модели Вудкока М. и Фрэнсиса Д. (методика “Анализ своих ограничений”), а также методом анализа речевой продукции участников игрорефлексики и рефлепрактикума. Результаты экспериментальной проверки гипотезы свидетельствуют, что существуют различия в актуализации рефлексивно-творческого потенциала у государственных служащих, имеющих базовое экономическое и техническое образование. По-разному подвергается рефлексивному переосмыслению такой критерий профессионализма как высокая способность влиять на окружающих людей. Содержательно такое знание выступает предметом коммуникативной и личностной рефлексии. Возможно, это различие объясняется разным уровнем развития коммуникативной компетентности данных профессиональных групп. Соответствующая выводу практическая рекомендация будет заключаться в акцентировании внимания на развитии коммуникативных умений и социально-психологической компетентности у слушателей, имеющих базовое техническое образование. Актуализация рефлексивно-творческого потенциала у женщин и мужчин также имеет экспериментально подтвержденные различия. Они охватывают следующие критерии профессионализма:
Оценка данных критериев имеет большую динамику у женщин, чем у мужчин. Возможно, это связано с профессиональным самоопределением, выбором нового образования и готовностью к изменениям и обучению новому. Не существует различия в оценке личностной сферы (личные ценности, нормы, цели, самосовершенствование) у мужчин и женщин. Фактор возраста детерминирует различия в оценке следующих критериев: способность руководить и способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Рефлексивное переосмысление в данном случае более динамично у молодых людей (30-40 лет по сравнению с 40-50-ти летними). Возможно, это связано с возрастными особенностями, определяющими социальную активность личности, когнитивными характеристиками. Не обнаружено влияние фактора личностной самооценки на эффективность развития и актуализации рефлексивно-творческого потенциала. Дальнейшая наша работа в рамках рефлексивно-гуманистического подхода в области профессионального образования государственных и муниципальных служащих сосредоточилась на исследовании психологических и социально-культурных закономерностей и эффектов, возникающих при обучении слушателей, имеющих различное базовое образование. Учёт таких особенностей повысит эффективность обучения, как с точки зрения возможности самореализации личности, так и с позиции комплексности получаемого знания. На основании поисковых и пилотажных исследований было сделано предположение, что полученные результаты подтвердятся и на более большой выборке. Кроме того, могут выявиться новые различия среди других профессиональных направленностей. Проверка этих моментов и явилась основной целью формирующего эксперимента. Поэтому основная его гипотеза имеет следующие допущения:
Методы и методикиподтверждения правильности результатов поисковых исследований и проверки гипотезы остались прежними: 1) “входной” контроль: самооценка уровня профессионализма (опросник “Анализ своих ограничений”); 2) лекционно-практические занятия с освещением вопросов теорий развития личности, профессионализма, рефлексии и игрорефлексики; 3) игрорефлексика и рефлепрактикум; 4) итоговый контроль в форме зачёта или экзамена с осмыслением динамики индивидуальных и групповых результатов;
Объектом исследования явились государственные и муниципальные служащие в количестве 140 человек, обучающихся на ФПС и ФПК СибАГСа по курсу “Психология и педагогика” и “Психология профессиональной деятельности государственных служащих”:
Из них: - 55 мужчин и 85 женщин; - 71 человек в возрасте от 20 до 39 лет и 69 человек в возрасте от 40 до 60 лет;
Предметомизучения явился процесс развития рефлексивности мышления кадров управления в процессе непрерывного образования. Проанализируем динамику оценки профессиональных управленческих навыков и способностей, полученных в результате самооценки по опроснику “Анализ своих ограничений” Выделенным шрифтом в таблице (1) показано, что после рефлепрактикума наименьшую оценку служащие дали по (1), (2) и (6) критериям профессионализма. Кроме того, наибольший прирост коэффициентов произошёл по тем же самым показателям. Групповая динамика баллов положительна по всем критериям, хотя индивидуально самооценка своих профессиональных качеств могла снижаться у разных личностей по различным показателям. Возможно, это объясняется нестабильностью в общественной жизни, и, как следствие, личной неуверенностью в собственном жизненном пространстве, профессиональном пути - низкая сформированность личных ценностей и принципов, расплывчатость личных целей. Отчасти эти причины могут объяснять низкую самооценку в способностях руководства. Но возможны и другие причины для объяснения такого положения вещей.
Таблица 1
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |