Тема 13. Анализ и управление портфелем диверсифицированной компании
В стратегическом управлении анализ портфеля организации связан преимущественно с исследованием структуры, динамики и качества сово- купности и отдельных бизнесов, осуществляемых диверсифицированной компанией. Поэтому методика анализа портфеля организации предполагает изучение так называемых стратегических единиц бизнеса (СЕБ). Однако ме- тоды портфельного анализа могут быть применены и к анализу портфеля продукции, имеющей для фирмы стратегический характер. К такого рода продукции может быть отнесена вся основная продукция организации, кото- рая реализуется ею на рынке. Именно поэтому портфельные модели входят в состав аналитических инструментов и техник стратегического маркетинга. Концепция портфеля организации берет свое начало в финансовой тео- рии, где применяются сбалансированные комплексы рискованных инвести- ций, обеспечивающих инвестору требуемую прибыль. Некоторые инвести- ции рассчитаны на немедленную прибыль с невысоким риском, другие – на рост капитала с низким текущим доходом, а третьи – рискованные инвести- ции, сулящие высокие доходы в будущем. Для обеспечения как текущего, так и перспективного дохода желательно составлять сбалансированный портфель инвестиций. В стратегическом управлении портфелем организации или корпора- тивным портфелем называется совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (СЕБ), принадлежащих одному и тому же вла- дельцу. Портфельный анализ – это набор инструментов, с помощью которых руководство организации выявляет и оценивает свою хозяйственную дея- тельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспектив- ные ее направления и сокращения/прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Модели портфельного анализа деятельности организации разрабаты- ваются, начиная с 60-х годов XX века для решения задач стратегического управления на корпоративном уровне. В литературе по стратегическому ме- неджменту и маркетингу используются понятия «портфельный менедж- мент», «портфельное планирование» близкие к данному определению. Так, например, под портфельным планированием понимается исследование рас- пределения фондов в соответствии с потребностями различных направлений бизнеса в диверсифицированной компании. Теоретической базой портфельного анализа является концепция жиз- ненного цикла товара, кривая опыта и база данных PIMS. PIMS - анализ влияния выбранной стратегии на величины прибыльности и наличности (PIMS — the Profit Impact of Market Strategy), основан на использовании эм- пирической модели, связывающей широкий диапазон стратегических (таких, как рыночная доля, качество продукта, вертикальная интеграция) и ситуаци- онных (скорость роста рынка, стадия развития отрасли, интенсивность пото- ков капитала) переменных с величиной прибыльности и способностью орга- низации генерировать наличность. Цель проведения данного анализа заклю- чается в определении того, какие стратегии следует выбирать в конкретных рыночных условиях. Этот метод основан на результатах анализа более 1000 конкретных СХЕ более чем 150 больших и малых компаний. При этом порт- фельный анализ рекомендует, чтобы для целей разработки стратегии каждая продуктовая линия компании, ее хозяйственное подразделение рассматрива- лись независимо, что позволяет сравнивать их между собой и с конкурента- ми.
риц. Основным приемом портфельного анализа является построениемат-
Матрица портфеля – это двухмерный график, иллюстрирующий стратегические позиции каждого вида деятельности диверсифицированной компании. Подобные матрицы позволяют сравнивать бизнес-единицы или продукты между собой по различным наборам переменных. Общим для этих аналитических инструментов является тот факт, что по одной оси матрицы фиксируются значения внутренних факторов, а по другой – внешних. Гори- зонтальная ось всех матриц отображает оценку конкурентоспособности стра- тегических единиц бизнеса организации, а вертикальная ось – оценку пер- спектив развития рынка. Цель портфельного анализа – оценка товарно-рыночных возможно- стей фирмы за рамками ее настоящей деятельности и вынесение оконча- тельного решения: должна ли компания изменить границы своего портфеля с помощью диверсификации, интернационализации или и того, и другого вместе. Следовательно, портфельный анализ позволяет менеджерам и маркето- логам решить следующие проблемы: · обеспечить равновесие между СЕБ с быстрой отдачей и направле- ниями, подготавливающимибудущее; · распределить кадровые и финансовые ресурсы междуСЕБ; · проанализировать портфельныйбаланс; · установить исполнительскиезадачи; · принимать решения о реструктуризации организации с целью ис- пользования открывающихся возможностей, как внутри компании, так и вне ее. Процесс портфельного анализа осуществляется по следующей схеме: 1. Все виды деятельности компании (ассортимент продукции) разбива- ются на стратегические единицы бизнеса(СЕБ). Стратегическая единица бизнеса (СЕБ) – это внутрифирменная орга- низационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Задача идентификации или выде- ления СЕБ достаточно сложна. По мнению специалистов, СЕБ должна соот- ветствовать следующим критериям: а) обслуживать рынок, а не работать на другие подразделения органи- зации. Считается, что если свыше 60% продукции бизнес-единицы использу- ется внутри фирмы другой бизнес-единицей, то целесообразно рассматривать эти два подразделения как один объект для целей стратегического анализа; б) иметь своих потребителей и конкурентов; в) самостоятельно планировать и осуществлять производственно- сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение; г) оценивать свою деятельность на основе учета прибылей и убытков; д) руководство бизнес-единицы должно контролироватьключевые факторы успеха, которые определяют успех на рынке. Руководствуясь указанными критериями, менеджеры решают, что со- бой представляет СЕБ: отдельную фирму, подразделение организации, про- дуктовую линию или отдельный продукт? Ответ во многом зависит от струк- туры управления организацией. В настоящее время в России бывшие госу- дарственные предприятия и новые компании в большинстве своем построены по функциональному принципу. В организациях с функциональной структу- рой управления в качестве бизнес-единицы рекомендуется рассматривать продуктовый ассортимент, тогда как при дивизиональной структуре основ- ной единицей портфельного анализа является хозяйственное подразделение. 2. Определяется относительная конкурентоспособность этих СЕБ и перспективы развития соответствующих рынков. При этом авторы разных моделей, различные консультационные фирмы предлагают свои критерии оценки применяемыхиндикаторов. 3. Разрабатывается стратегия каждой СЕБ, и бизнес-единицы со схо- жими стратегиями объединяются в однородныегруппы. 4. Руководство оценивает стратегии всех СЕБ с точки зрения их соот- ветствия корпоративной стратегии, соизмеряя прибыль и ресурсы, требуемые каждой СЕБ. На основе такого сравнительного анализа возможно принятие решений о корректировке стратегий СЕБ. Это самый сложный этап порт- фельного менеджмента, на котором велико влияние субъективного опыта менеджеров, их умения прогнозировать и предвидеть развитие событий внешней среды, своеобразного «чутья рынка» и других, не формализуемых моментов. Достоинствами портфельного анализа являются возможность логиче- ского структурирования и наглядного представления стратегических проблем организации, применимость в качестве основы для генерирования стратегий, относительная простота представления результатов, акцент на качественные стороны анализа. Кажущаяся простота матричных методов обманчива, так как они требуют полной и надежной информации о состоянии рынков, о сильных и слабых сторонах организации и ее основных конкурентов. Прове- дение такого анализа предполагает проведение большой работы по сегмента- ции рынка, по сбору информации, которая может отсутствовать в явном виде и должна извлекаться из самых разныхисточников. Недостатками портфельного анализа является использование данных о текущем состоянии бизнеса, что позволяет получить картину настоящего (или даже недавнего прошлого), которую опасно экстраполировать в буду- щее. Кроме того, выводы, сделанные на основании анализа портфеля дают лишь общую ориентацию и требуют уточнения и детализации. Различными авторами и консультационными фирмами разработаны следующие матричные методы оценки диверсифицированных компаний: 1.Матрица рост-доля рынка, разработанная Бостонской консалтинговой группойБКГ. 2.Матрица общественного сектора, разработанная Дж. Монтанари и Дж.Брэкером 3.Матрица возможностей товар-рынок, предложенная известным аме- риканским специалистом по стратегическому менеджменту Игорем Ансоф- фом 4.Матрица привлекательность отрасли-сильные стороны (конкуренто- способность) СЕБ, разработанная фирмами «Дженерал Электрик» и «Мак Кинси» 5.Матрица направленной политики, разработанная Британско- Голландской химической компанией Shell (Shell/ДРМ) 6.Матрица анализа эволюции рынка, разработанная Чарльзом В.Хофером и Деном Шенделем (Hofer/Schendel) 7.Матрица жизненного цикла отрасли, разработанная консалтинговой компанией Артур. Д. Литтл (ADL\LC) Чаще всего используют три типа матриц портфельного анализа: матри- цу рост-доля рынка (БКГ), матрицу привлекательность отрасли-сильные сто- роны СЕБ (GE/Mc Kinsey) и матрицу жизненного цикла отрасли (ADL\LC).
Практикум Задание 1 Рассмотрите представленные данные гипотетической организации Рен- ди в ряде бизнес-областей на рынке чая и ответьте на следующие вопросы: В скольких областях рынка чая конкурирует данная компания? Проанализируйте матрицу БКГ и сделайте выводы. Таблица 53 Характеристика бизнес-областей организации «Ренди» на рынке чая
Модель БКГ для рассмотренных бизнес-областей организации«Ренди» выглядит следующим образом (рисунок 23). Рисунок 23 - Матрица БКГ бизнесов организации «Ренди» на рынке чая
Задание 2 Рассмотрите процесс построения матрицы McKinsey по данным пред- приятия ОАО «Трест «Волгоградстрой» и сделайте стратегические выводы из анализа на основе матрицыMcKinsey.
Методические указания Для построения матрицы рекомендуется выполнить следующие шаги: 1. Оценить привлекательность отрасли, выполнив следующиепроцеду- ры: а) выбрать существенные критерии оценки (ключевые факторы успеха для данного отраслевого рынка); б) Присвоить вес каждому фактору, который отражает его значимость в свете корпоративных целей (сумма весов равна единице); в) дать оценку рынка по каждому из выбранных критериев от единицы (не привлекательный) до пяти (очень привлекательный); г) умножив вес на оценку и просуммировав полученные значения по всем факторам, получим взвешенную оценку / рейтинг привлекательности рынка данной СЕБ (таблицы 54,55). Таблица 54 Оценка привлекательности отрасли
Таблица 55 Оценка конкурентной позиции СЕБ в отрасли
Составляем матрицу «привлекательности отрасли – конкурентной по- зиции» для ОАО «Волгоградстрой»
Рисунок 24 - Матрица «привлекательность отрасли – конкурентная позиция»
Контрольные вопросы по теме 13. 1. Опишите методику составления матрицыБКГ. 2. Раскройте методику составления матрицы МакКинсей. 3. Раскройте методику составления матрицы эволюцииСЗХ. 4. Сформулируйте выводы и назовите возможные "ловушки" матрич- ного анализа портфеляСЗХ.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (544)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |