Тема 15. Анализ стратегической ситуации компании
Один из наиболее четких индикаторов ситуации компании - ее ценовая позиция по отношению к конкурентам. Особенно это относится к отраслям со слабо дифференцированной продукцией, но даже в противном случае компании вынуждены не отставать от соперников, иначе они рискуют поте- рять конкурентную позицию. Различия в издержках соперников могут вы- зваться: · разницейценнасырье,материалы,комплектующие,энергиюи т.д.
· разницей в базовых технологиях, возрастеоборудования, · разницей во внутренних себестоимостях из-за различныхразме- ров производственных единиц, кумулятивного эффекта выпуска, уровней производительности, различных налоговых условиях, уровней организации производства и т.д. · разницей в чувствительности к инфляции и изменениям курсов валют, · разницей в транспортныхрасходах, · разницей затрат в каналахраспределения. Стратегический стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции фирмы по отношению к ее соперникам. Первичным аналитическим подходом такого анализа является построение стоимостной цепи по отдельным действиям, показывающей картину стоимости от сырья до цены конечных потребителей (таблица56). Таблица 56 Стоимостная цепь в отраслевом разрезедействий
Эта таблица показывает, что имеется три главных области в цепи дей- ствия/издержки, где возможны наибольшие различия для конкурирующих фирм: область снабжения, передовые части каналов распределения, собст- венно внутренняя деятельность компании. Если фирма теряет конкуренто- способность в задней или передней частях цепи, она может изменять свои внутренние действия с целью восстановления конкурентоспособности. Когда стоимостные пробелы лежат в основном в задней части цепи, фирма может использовать шесть стратегических действий: - добиваться более благоприятных цен упоставщиков; - работать с поставщиками с целью снижения ихиздержек; - предпринять интеграцию назад для контроля над материальными затратам; - попытаться использовать более дешевыезаменители; - найти новые источники снабжения с приемлемымиценами; - попытаться уменьшить разницу путем экономии в другихчастях цепи. В случае, если это характерно для передней части цепи, возможны три корректирующие воздействия: - использовать более привлекательные формы для участников кана- ловраспространения; - изменить экономическую стратегию, включая возможность перед- нейинтеграции; - попытаться скомпенсировать разницу снижением издержек в других частяхцепи. Когда источник потери конкурентоспособности по стоимости лежит во внутренних областях цепи целесообразно рассмотреть возможность реализа- ции следующих действий: - ревизия внутренних статейбюджета; - попытка поднять производительность труда рабочих и дорогостоя- щегооборудования; - исследование, не будет ли выгоднее выполнение некоторых техно- логических процессов на стороне, чем самойфирмой; - инвестирование ресурсосберегающих технологическихулучшений; - рассмотрение вызывающих опасения компонентов стоимости как объектов новых инвестиций в производство иоборудование; - модификация продукции с целью снижения еестоимости; - балансировка больших внутренних издержек экономией в передней и задней частяхцепи. Оценка силы конкурентной позиции фирмы В дополнение к диагнозу ценовой конкурентной позиции требуется общий анализ конкурентной позиции и конкурентной силы компании. Он должен ответить на вопросы: - Насколько сильна сегодняшняя конкурентная позицияфирмы? - Какое изменение конкурентной позиции можно ожидать при ис- пользовании сегодняшней стратегии (с ее тонкойподстройкой)? - Каков ранг фирмы относительно ключевых соперников в каждом важном компоненте конкурентной силы и отраслевом ключевом факторе ус- пеха? - Каков перечень конкурентных преимуществфирмы? - Какова возможность фирмы защищать свою позицию в свете отрас- левых движущих сил, конкурентного давления и предполагаемых действий соперников? Таблица 57 содержит факторы, которые часто используют для оценки тенденций усиления или ослабления конкурентной позиции фирмы.
Таблица 57 Признаки силы и слабости в конкурентной позиции фирмы
Для оценки конкурентной позиции фирмы используются балльные оценки по ключевым факторам успеха. При этом производится взвешивание оценок таких факторов для фирмы и ее соперников (таблица 58). Общее правило: компания должна накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости. Она должна строить стратегию на своих сильных сторонах и предпринимать действия по обеспечению ситуации со слабостями. В то же самое время рейтинг сильных сторон соперников показывает, откуда можно ждать их атак и, наоборот, где они слабее. Таблица 58 Пример взвешенной оценки стратегической силы компании относительно соперников (шкала рейтинга: слабейший - 1, сильнейший - 10, в скобках - произведение веса на рейтинговую оценку)
Если компания имеет важные конкурентные сильные стороны там, где соперники относительно слабы, то можно предпринять действия по эксплуа- тации этого обстоятельства. Последней ступенью ситуационного анализа является идентификация всех важных стратегических подходов, которые должны сформировать план действий компании. Они должны опираться на выполненный ситуационный анализ и ответить на следующие вопросы: - Адекватна ли существующая стратегия движущим силам вотрасли? - Как тесно существующая стратегия связана с будущими отраслевы- ми факторамиуспеха? - Насколько хороша защита существующей стратегии от пяти конку- рентных сил в будущем, а не сейчас и впрошлом? - Способна ли существующая стратегия адекватно защитить компа- нию от внешних угроз и внутренихслабостей? - Должна ли компания опасаться конкурентных атак от одного или болееконкурентов? - Нужны ли дополнительные действия для улучшения стоимостной позиции компании, накопления положительных возможностей или улучше- ния ее конкурентнойпозиции?
за? Контрольные вопросы по теме 15. 1. Какова цель анализа ситуациифирмы? 2. Как производится оценка применяемойстратегии? 3. Опишите методику проведения стратегического стоимостногоанали-
4. Как производится оценка силы конкурентной позициифирмы? 5. Как производится определение предпочтительныхстратегических действий фирмы?
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |