Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 15. Анализ стратегической ситуации компании



2018-07-06 373 Обсуждений (0)
Тема 15. Анализ стратегической ситуации компании 0.00 из 5.00 0 оценок




Один из наиболее четких индикаторов ситуации компании - ее ценовая позиция по отношению к конкурентам. Особенно это относится к отраслям со слабо дифференцированной продукцией, но даже в противном случае компании вынуждены не отставать от соперников, иначе они рискуют поте- рять конкурентную позицию. Различия в издержках соперников могут вы- зваться:

· разницейценнасырье,материалы,комплектующие,энергиюи


т.д.


 

· разницей в базовых технологиях, возрастеоборудования,

· разницей во внутренних себестоимостях из-за различныхразме-


ров производственных единиц, кумулятивного эффекта выпуска, уровней производительности, различных налоговых условиях, уровней организации производства и т.д.

· разницей в чувствительности к инфляции и изменениям курсов валют,

· разницей в транспортныхрасходах,

· разницей затрат в каналахраспределения.

Стратегический стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции фирмы по отношению к ее соперникам. Первичным аналитическим подходом такого анализа является построение стоимостной цепи по отдельным действиям, показывающей картину стоимости от сырья до цены конечных потребителей (таблица56).

Таблица 56

Стоимостная цепь в отраслевом разрезедействий

Покуп- ные ма- териалы, комплек- тующие, входная логисти- ка Действия в процес- се произ- водства Дей- ствия при мар- кетин- ге и про- дажах Об- служи- вание потре- бите- лей Внутренние вспомога- тельные штабные действия Общие и адми- нистра- тивные дейст- вия Чистаяпри- быль Опто- вая тор- говля или дилер-ская сеть Роз- нич- ная тор- говля
Сырье и Оборудо- Дей- Сервис Зарплата Служ-   Влияют все
полуфаб- вание и ствия Ремонт Внутренняя бы фи- действия, свя-
рикаты оснастка при и дру- связь лиалов занные с за-
Энергия Произ- про- гие Компью- и учета тратами по
Транс- водство даже проце- терное об- Юри- организации
портные Сборка и Рек- дуры служивание диче- оптовой и
расходы упаковка лама и Запасы НИОКР ские розничной
Затраты Труд про-   Безопас- службы торговли
на по- Ремонт и дви-   ность Отно-  
купку эксплуа- жение     шения  
материа- тация       по на-  
лов Качество       логам  
Склади- и его          
рование контроль          

Эта таблица показывает, что имеется три главных области в цепи дей- ствия/издержки, где возможны наибольшие различия для конкурирующих фирм: область снабжения, передовые части каналов распределения, собст- венно внутренняя деятельность компании. Если фирма теряет конкуренто- способность в задней или передней частях цепи, она может изменять свои внутренние действия с целью восстановления конкурентоспособности.

Когда стоимостные пробелы лежат в основном в задней части цепи, фирма может использовать шесть стратегических действий:

- добиваться более благоприятных цен упоставщиков;

- работать с поставщиками с целью снижения ихиздержек;

- предпринять интеграцию назад для контроля над материальными затратам;

- попытаться использовать более дешевыезаменители;

- найти новые источники снабжения с приемлемымиценами;

- попытаться уменьшить разницу путем экономии в другихчастях

цепи.

В случае, если это характерно для передней части цепи, возможны три

корректирующие воздействия:

- использовать более привлекательные формы для участников кана- ловраспространения;

- изменить экономическую стратегию, включая возможность перед- нейинтеграции;

- попытаться скомпенсировать разницу снижением издержек в других частяхцепи.

Когда источник потери конкурентоспособности по стоимости лежит во внутренних областях цепи целесообразно рассмотреть возможность реализа- ции следующих действий:

- ревизия внутренних статейбюджета;

- попытка поднять производительность труда рабочих и дорогостоя- щегооборудования;

- исследование, не будет ли выгоднее выполнение некоторых техно- логических процессов на стороне, чем самойфирмой;

- инвестирование ресурсосберегающих технологическихулучшений;

- рассмотрение вызывающих опасения компонентов стоимости как объектов новых инвестиций в производство иоборудование;

- модификация продукции с целью снижения еестоимости;

- балансировка больших внутренних издержек экономией в передней и задней частяхцепи.

Оценка силы конкурентной позиции фирмы

В дополнение к диагнозу ценовой конкурентной позиции требуется общий анализ конкурентной позиции и конкурентной силы компании. Он должен ответить на вопросы:

- Насколько сильна сегодняшняя конкурентная позицияфирмы?


- Какое изменение конкурентной позиции можно ожидать при ис- пользовании сегодняшней стратегии (с ее тонкойподстройкой)?

- Каков ранг фирмы относительно ключевых соперников в каждом важном компоненте конкурентной силы и отраслевом ключевом факторе ус- пеха?

- Каков перечень конкурентных преимуществфирмы?

- Какова возможность фирмы защищать свою позицию в свете отрас- левых движущих сил, конкурентного давления и предполагаемых действий соперников?

Таблица 57 содержит факторы, которые часто используют для оценки тенденций усиления или ослабления конкурентной позиции фирмы.

 

Таблица 57

Признаки силы и слабости в конкурентной позиции фирмы

Признаки силы Признаки слабости
Важные отличительные преимущества Отсутствие реальных отличительных пре- имуществ
Большая доля рынка (или лидер на рынке) Потери на рынке относительно главных со- перников
Последовательная или отличительная стра- тегия Отсутствие четкой стратегии
Рост базы потребителей и их лояльности Падающая репутация у потребителей
Нахождение в фаворитной стратегической группе Нахождение в стратегической группе, те- ряющей позиции
Концентрация на быстрорастущих рыноч- ных сегментах Слабости в областях с наибольшим рыноч- ным потенциалом
Ценовое преимущество Производитель товаров с высокой себе- стоимостью
Прибыль выше средней Рост доходов ниже среднего
Маркетинговое искусство выше среднего Мало главных факторов рыночного успеха
Технологические и инновационные способ- ности выше среднего Последователь в разработке продуктов, их слабое качество
Инициативный , предпринимательский подход к опасностям Отсутствует хорошая позиция по отноше- нию к возникающим угрозам
Позиция накопления благоприятных воз- можностей Потери относительно главных соперников

 

Для оценки конкурентной позиции фирмы используются балльные оценки по ключевым факторам успеха. При этом производится взвешивание оценок таких факторов для фирмы и ее соперников (таблица 58).

Общее правило: компания должна накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости. Она должна строить стратегию на своих сильных сторонах и предпринимать действия по обеспечению ситуации со слабостями.

В то же самое время рейтинг сильных сторон соперников показывает, откуда можно ждать их атак и, наоборот, где они слабее.


Таблица 58 Пример взвешенной оценки стратегической силы компании относительно соперников (шкала рейтинга: слабейший - 1, сильнейший - 10, в скобках -

произведение веса на рейтинговую оценку)

КФУ/мера силы Вес Компания Соперник А Соперник Б Соперник В
Качество/исполнение продукта 0,10 8 (0,80) 5 (0,50) 9 (0,90) 6 (0,60)
Репутация/имидж 0,10 8 (0,80) 7 (0,70) 10 (1,00) 6 (0,60)
Материалы/стоимость 0,05 5 (0,25) 5 (0,25) 6 (0,30) 4 (0,20)
Технологическое искус- ство 0,05 8 (0,40) 5 (0,25) 5 (0,25) 4 (0,20)
Производственные мощ- ности 0,05 9 (0,45) 7 (0,35) 10 (0,50) 6 (0,30)
Маркетинг/распределение 0,05 9 (0,45) 7 (0,35) 9 (0,45) 6 (0,30)
Финансовые ресурсы 0,10 5 (0,50) 4 (0,40) 7 (0,70) 4 (0,40)
Относительная стоимост- ная позиция 0,25 5 (1,25) 9 (2,25) 6 (1,50) 4 (1,00)
Способность конкуриро- вать по цене 0,25 5 (1,25) 9 (2,25) 7 (1,75) 4 (1,00)
Взвешенный рейтинг си- лы   6,15 7,30 7,35 4,60

 

Если компания имеет важные конкурентные сильные стороны там, где соперники относительно слабы, то можно предпринять действия по эксплуа- тации этого обстоятельства.

Последней ступенью ситуационного анализа является идентификация всех важных стратегических подходов, которые должны сформировать план действий компании. Они должны опираться на выполненный ситуационный анализ и ответить на следующие вопросы:

- Адекватна ли существующая стратегия движущим силам вотрасли?

- Как тесно существующая стратегия связана с будущими отраслевы- ми факторамиуспеха?

- Насколько хороша защита существующей стратегии от пяти конку- рентных сил в будущем, а не сейчас и впрошлом?

- Способна ли существующая стратегия адекватно защитить компа- нию от внешних угроз и внутренихслабостей?

- Должна ли компания опасаться конкурентных атак от одного или болееконкурентов?

- Нужны ли дополнительные действия для улучшения стоимостной позиции компании, накопления положительных возможностей или улучше- ния ее конкурентнойпозиции?


 

 

за?


Контрольные вопросы по теме 15.

1. Какова цель анализа ситуациифирмы?

2. Как производится оценка применяемойстратегии?

3. Опишите методику проведения стратегического стоимостногоанали-

 

4. Как производится оценка силы конкурентной позициифирмы?

5. Как производится определение предпочтительныхстратегических


действий фирмы?




2018-07-06 373 Обсуждений (0)
Тема 15. Анализ стратегической ситуации компании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 15. Анализ стратегической ситуации компании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)