Тема 16. Отраслевой и конкурентный анализ
Данный анализ включает в себя несколько разделов (этапов). Определение главных экономических характеристик отрасли Под отраслью понимается группа предприятий, чья продукция имеет общие потребительские характеристики и которые конкурируют на одном потребительском рынке. В рамках этого этапа анализа необходимо получить ответы на следую- щие вопросы: · размеррынка; · темпы роста рынка и позиция отрасли в жизненном цикле (раннее развитие, быстрый рост, зрелость, насыщение, старение и стагнация, сокра- щение рынка ипродаж); · масштаб конкуренции (локальный, региональный, национальный, группа стран,глобальный); · количество конкурентов и их сравнительныеразмеры; · количество покупателей и их сравнительныеразмеры; · наличие в отрасли вертикальнойинтеграции; · легкость или сложность входа в отрасль и выхода изнее; · темпы технического прогресса вотрасли; · степень дифференциации продукции конкурентов (сильно диффе- ренцирована, слабо дифференцирована или практическиидентична);. · наличие фактора экономии намасштабах; · уровень рентабельности в отрасли в сравнении со средним в народ- номхозяйстве. Движущие силы развития отрасли Этот этап анализа должен дать понимание того, что движет развитием отрасли и в каком направлении она будет изменяться. Необходимо проанали- зировать следующие факторы: · общеэкономическиетенденции; · изменение состава покупателей и способов использования традици- онной продукцииотрасли; · появление новых продуктов с качественно другимихарактеристи- ками;
· изменения в технологии, новые возможности производить болеевы- сококачественную или более дешевую продукцию; · маркетинговые нововведения, дифференциация продукции, появле- ние новых методов распределенияпродукта; · появление в отрасли новых крупных фирм или выход крупной фир- мы изотрасли; · распространение технологических знаний и секретовпроизводства; · растущий масштаб отраслевогорынка; · государственное регулированиеотрасли; · изменения в издержках производства, например под влиянием из- менения цен насырье; · демографическиеизменения; · изменения социального характера или изменения стиляжизни; · сокращение неопределенности и снижение рисков инвестиций в от- расль. Оценка сил конкуренции При оценке сил конкуренции используется модель М. Портера, по ко- торой конкуренция в любой отрасли есть взаимодействие пяти конкурентных сил: · конкуренция среди существующих в отраслифирм; · потенциальная угроза входа в отрасль новыхконкурентов; · предприятия других отраслей, производящиетовары-заменители; · поставщики; · потребители. Наиболее значимой конкурентной силой является обычно конкуренция среди существующих в отрасли фирм. Она проявляется в стремлении сопер- ничающих предприятий улучшить свою рыночную позицию, в наступатель- ных действиях с целью подняться над конкурентами или победить отдельно- го конкурента, в защитной тактике с целью отстоять занимаемые позиции. Инструментами внутриотраслевой конкуренции являются: цены, качество продукции, внешний вид продукции и упаковки, гарантии, дополнительные услуги, реклама, способность к реализации нововведений, мощь собственной или партнерской распределительной сети и другие. На данном этапе анализа задача заключается в общей характеристике внутриотраслевого соперничест- ва, определении правил, по которым она ведется в данной отрасли, и оценке силы внутриотраслевой конкуренции в настоящее время и в перспективе. Угроза появления в отрасли новых фирм - следующая сила конкурен- ции, которая должна быть проанализирована. Серьезные последствия появ- ления таких фирм проявляются в снижении доходности деятельности отрас- ли, борьбе за передел рынков, увеличении маркетинговых затрат. Величина угрозы появления новых фирм зависит от рентабельности отрасли по отно- шению к средней в народном хозяйстве и от наличия и значительности вход- ных барьеров. Входные барьеры представляют собой препятствия, которые необходимо преодолеть для успешной конкуренции, создав для этого необ- ходимые резервы, и которые обычно не существуют для фирм внутри отрас- ли. К входным барьерам относятся: 1. Экономия на масштабах. Если этот фактор действует в отрасли, то новичку необходимо сразу же выходить на большие объемы, чтобы быть конкурентоспособным. Это требует серьезных капиталовложений и наличия организационногоопыта. 2. Трудность доступа к производственному опыту и секретам произ- водства. 3. Ориентация покупателей на известные торговые марки и их привер- женность известной импродукции. 4. Большая потребность в капитале, не связанная с экономией на мас- штабах. 5. Специфические отраслевые преимущества уже действующих фирм, априорно обеспечивающие им возможности более низких издержек. Напри- мер, это может быть связано с доступом к сырью или другим ресурсам или с наиболее выгоднымместоположением. 6. Доступ к каналам распределения. Существующие фирмы, так или иначе, стараются привязать к себе участников каналов распределения, что создает дополнительные сложности передновичками. 7. Государственная политика регулирования в отношении данной от- расли. 8. Международные торговыеограничения. В некоторые периоды развития отрасли появление новых фирм не при- водит к усилению соперничества, но, как правило, наличие этой силы конку- ренции заставляет предприятия, работающие в отрасли, создавать наступа- тельные или оборонительные стратегии на случай вторжения новичков. Серьезной силой конкуренции в определенных условиях может стать наличие товаров-заменителей. Их влияние на положение в отрасли проявля- ется в первую очередь в том, что появляется некоторый потолок цен, при ко- тором покупатели начинают в значительной степени переориентироваться на товары-заменители. То же происходит и при сравнительном изменении каче- ства взаимозаменяемых продуктов. Предприятия при разработке своих стра- тегических планов обязаны учитывать наличие товаров-заменителей в каче- стве силы конкуренции (например, при определении ценовой политики) и от- слеживать изменение ситуации вокруг них. Поставщики как сила конкуренции могут оказывать воздействие на конкурентное положение в отрасли за счет повышения цен на свою продук- цию. В какой мере им удается это сделать или насколько сильна угроза этого, зависит от силы поставщиков. Считается, что поставщики обладают большой силой при наличии следующих условий: 1. Продукция, которую они поставляют, имеет решающее значение для качества продукции даннойотрасли. 2. Конкуренциясосторонытоваров-заменителейслабаилиотсутству- ет.
3. Концентрация у поставщиков выше, чем в даннойотрасли. 4. Продукция поставщиковдифференцирована. 5. Отрасль не является одним из важнейших заказчиков. Покупатели, как и поставщики, могут с большей или меньшейсилой оказывать влияние на конкурентную ситуацию в отрасли. Считается, что по- купатели обладают большой силой, когда: 1) продукция стандартизирована и недифференцирована; 2) покупатели нечувствительны к издержкам, связанным с заменой по- ставщиков; 3) от продукции отрасли не зависит решающим образом качество про- дукции упокупателей; 4) покупатели хорошо информированы о положении в отрасли. Наиболеенеприятнаяконкурентнаяситуациявотраслискладывается, когда конкуренция среди функционирующих фирм сильна, входные барьеры низкие, конкуренция со стороны товаров-заменителей сильная, а поставщики и потребители обладают достаточной силой, чтобы влиять на ситуацию в от- расли, добиваясь своих целей. Однако, даже когда все пять сил конкуренции значительны, отрасль может сохранять привлекательность для отдельных фирм, которым в рамках своих стратегий удается защитить свои позиции. Можно сказать, что удачная стратегия должна решать две задачи в от- ношении сил конкуренции: · как можно сильнее изолировать свое предприятие от негативного влияния отраслевых силконкуренции; · использовать сложившуюся в отрасли ситуацию и правила игры в своюпользу.
Практикум Задание 1 Рассмотрите проведенный анализ конкурентных сил банка и сформу- лируйте стратегию дальнейшего функционирования. Основу анализа ближайшего окружения Банка составляет конкурент- ный анализ среды, который обычно строят на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил:
Рисунок 32 - Пять сил М.Портера - В настоящее время на территории г. Брянска и всей Россиивцелом,действует большое число Банков, занимающихсярозничнымкредитованием.Рассмотрим факторы непосредственного окружения в рамкахпотреби- тельского кредитования: Таблица 59 Анализ факторов среды непосредственного окружения Брянского филиала РОСБАНКа
Среди них можно выделить конкурентов: - Банк «Русский Стандарт», «Инвестсбербанк»,«Москомприватбанк», «Хоумкредит», занимающихся предоставлением товарных кредитов на тер- ритории предприятий торговли; - «Промэкбанк», «Трастбанк», «Русский Стандарт», занимающиеся предоставлением услуг автокредитования населения на территории почти всех автосалоновг.Брянска; - «Сбербанк», «Москомприватбанк», «Импэксбанк»,«Желдорбанк», «Уралсиб», занимающиеся предоставлением физическим лицам кредта «На неотложные нужды»; - «Сбербанк», «Москомприватбанк», «Импэксбанк»,«Желдорбанк», «Уралсиб», занимающиеся предоставлением кредитов «На развитие бизнеса» юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического ли- ца; - «Русский стандарт», «Хоумкредит», занимающиеся рассылкой бан- ковских карт для кредитования населения на пополнения личнго банковского счета в режиме«Овердрафт»; - «Сбербанк», «Москомприватбанк», «Импэксбанк», «Уралсиб», за- нимающиеся оформлением кредитныхкарт; - «Сбербанк», «Москомприватбанк», «Уралсиб», занимающиеся кре- дитованием в рамках корпоративныхпроектов.
С помощью метода составления профиля макроокружения и непосред- ственного окружения составим матрицу профиля среды. Таблица 60 Матрица профиля внешней среды Брянского филиала РОСБАНКа
Особое значение имеет анализ конкурентов, определяющий силу пози- ции Банка на рынке (таблица 61). Основными конкурентами Банка в области потребительского кредитования (товарные кредиты) являются: - РусскийСтандарт; - Инвестсбербанк; - Москомприватбанк; Таблица 61 Анализ деятельности конкурентов Брянского филиала РОСБАНКа по предоставлению розничных услуг кредитования населения
Задание 2 Рассмотрите проведенный анализ конкуренции компании ООО ТК «АвтоТрансРегион» оказывающей услуги такси и грузоперевозок и сделайте выводы.
Общество с ограниченной ответственностью ООО ТК «АвтоТранРеги- он» (далее - предприятие) было создано в 2007 году. Полное название Обще- ство с Ограниченной ответственностью Транспортная Компания «Авто- ТрансРегион». ООО ТК «АвтоТранРегион» занимается перевозками сборных грузов по России от 1 кг до 20 тонн и перевозкам населения.
Рисунок 33 - Модель «пяти сил» Портера Риск входа потенциальных конкурентов в отрасль создает опасность прибыльности компании. Компания не может повышать цену и увеличивать доходы, так как этот риск велик. Высота барьеров входа (стоимости входа в отрасль) достаточно низкая. Следовательно, компания должна: - привлечь значительныеинвестиции; - стремиться к более низким издержкампроизводства; - снизить издержки при массовом производстве стандартизированной продукции, пользоваться скидками при больших закупках сырья, материалов и комплектующих, снизить удельные расходы на рекламу, что на данном этапе развития компании сделатьтрудно.
Контрольные вопросы по теме 16. за? 1. Каковоместоисодержаниеотраслевогоиконкурентногоанали-
2. Как происходит определение доминирующих в отраслиэкономи- ческих характеристик? 3. На чем основывается анализ конкурентных сил, действующих на фирму? 4. Как производится оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающихкомпаний? 5. Составьте алгоритм определения ключевых факторов конкурент- ногоуспеха.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |