Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УЧЕНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



2018-07-06 353 Обсуждений (0)
УЧЕНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс

для слушателей ИПК специальности «Психология»

 

Брест

БрГУ имени А.С. Пушкина

ВВЕДЕНИЕ

Одним из обязательных требований к проведению психологических исследований, основывающихся на естественнонаучной парадигме науки, является использование математико-статистического аппарата в обработке эмпирических данных. Статистика появилась еще в древние времена с переписи населения. Сегодня без нее не обходится ни одна сторона жизнедеятельности человека и фактически ни одна наука, даже гуманитарная.

В психологии под статистикой понимается использование количественных мер и методов для описания и анализа эмпирических результатов. Неоценимый вклад в развитие статистических методов психологии внес сэр Ф. Гальтон – выдающийся английский исследователь, географ, биолог, психолог, статистик. Он сделал многочисленные открытия в различных науках: метеорологии (создал первые погодные карты), криминалистике (предложил метод идентификации личности по отпечаткам пальцев), психологии (обнаружил феномен синестезии, обосновал применение «близнецового метода», разработал методики измерения человеческих способностей и интеллекта и др.). Многие из открытий были сделаны благодаря склонности ученого к подсчетам. Ф. Гальтон также всемерно способствовал сотрудничеству между психологами и математиками (К. Пирсон, Р. Фишер и др.), в итоге которого появились различные способы статистической обработки данных, которые и спустя столетие остаются непревзойденными.

Интерес к математической статистике у будущих психологов, как правило, появляется, когда начинается пора завершения курсовых и дипломных исследований. На волне этого интереса начинают активно циркулировать два абсолютно неверных мифао математико-статистической обработке данных.Первый миф, пугающий, выглядит примерно так: «В курсовой/дипломной работе обязательно должна быть математическая статистика». В реальности обращение/необращение к матстатистике определяется типом исследования. Этот аппарат фактически не используется в так называемых качественных исследованиях или при описании уникальных случаев. Иногда даже в экспериментальных исследованиях различия настолько очевидны, что обращения к этому аппарату не требуется. Миф второй можно назвать успокаивающим: «Если в работе есть матстатистика, то все в порядке». Математико-статистическая обработка данных необходима не сама по себе. Она служит конкретной цели – доказывает правильность сделанных выводов.

Главной целью обращения психолога к статистике выступает подтверждение обоснованности полученных им заключений. Сегодня существует разнообразие компьютерных программ, позволяющих быстро получать точные результаты расчетов. Однако наличие подобных программ только облегчает и ускоряет механическую работу, но не обеспечивает автоматический выбор критериев, адекватных поставленным в исследовании задачам.

Цель дисциплины – освоение слушателями основ математико-статической обработки психологических данных.

Задачи:

1) освоение системы базовых знаний в области статистической обработки эмпирических данных;

2) овладение умениями обоснования выбора статистических методов для решения задач психологического исследования;

3) освоение умений расчета основных статистических критериев;

4) актуализация интереса к научно-исследовательской работе.

В результате изучения дисциплины слушатели должны знать:

– основные понятия статистики: генеральная и выборочная совокупности, шкала измерений, дескриптивная и индуктивная статистика, непараметрические и параметрические критерии, корреляционный анализ, методы многомерного анализа данных;

– типы измерительных шкал и особенности обработки данных для каждой из них;

– основные непараметрические критерии, позволяющие решать типичные задачи психологических исследований: меры различий, критерии оценки изменений и меры связи;

– многофункциональные критерии;

– методы многомерного анализа и области их применения;

– способы представления результатов статистической обработки в тексте научной работы;

уметь:

–определять тип измерительной шкалы для конкретных эмпирических данных;

– обосновывать выбор статистического критерия в зависимости от от решаемой задачи, типа шкалы и исследуемой выборки;

– проводить расчеты многофункциональных критериев для решения психологических задач;

– дифференцировать методы многомерного анализа данных;

– грамотно описывать результаты количественной обработки в текстовой форме.

В соответствии с учебным планом на дисциплину отводится 14 часов аудиторных занятий (4 лекционных, 10 практических) и 12 часов самостоятельной управляемой работы. Формой контроля знаний по дисциплине выступает зачет.

Пользоваться данным комплексом рекомендуется по следующей схеме:

– изучить содержание теоретического материала темы, объясняющего использование математико-статистического метода для решения психологических задач;

– оценить правильность и полноту своего понимания посредством тестов для самопроверки знаний и при необходимости изучить данный материал повторно (для систематизации знаний рекомендуется также обратиться глоссарию и к анализу мини-алгоритмов выбора мер статистической обработки, содержащихся в приложении);

– применить теоретические знания к решению задач, представленных в разделе «Задания для самостоятельной работы»;

– проверить правильность их выполнения с помощью ключа (при наличии ошибок опять вернуться к теоретическому материалу и алгоритмам выбора мер статистической обработки).

Данный УМК предназначен в первую очередь для тех, кто считает себя «чистыми» гуманитариями и боится математики. Он не направлен на то, чтобы научить будущих психологов производить сложные математические расчеты, поэтому на этих страницах вас не ожидает много цифр и формул. Для осуществления конкретных технологий расчета есть прекрасные, детальные руководства по матстатистике, которые не имеет смысла дублировать. Цель настоящего комплекса – научиться выбирать из множества существующих статистических методов те из них, которые позволят правильно решить поставленные психологические задачи. Иначе говоря, научиться пользоваться статистикой как превосходным инструментом, позволяющим получать достоверные выводы из эмпирических данных. Поэтому при изучении данной дисциплины будущих психологов ожидает скорее творческая работа, связанная с постановкой исследовательских задач и поиском адекватных методов их статистического решения.


Содержание УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

УЧЕНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Темы лекций, их содержание



2018-07-06 353 Обсуждений (0)
УЧЕНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УЧЕНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)