Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы измерительных шкал



2018-07-06 473 Обсуждений (0)
Типы измерительных шкал 0.00 из 5.00 0 оценок




Измерение предполагает наличие неких единиц, в которых осуществляется данная процедура. В естественных науках существуют эталоны, или точные образцы, установленной единицы измерения (килограмм, метр и др.). Параметры психической реальности таких стандартных единиц измерения не имеют. Поэтому для установления значения психологического признака (переменной) требуются особые измерительные шкалы.

В психологии принята классификация шкал, предложенная в 40-е гг. ХХ в. американским психофизиологом С. Стивенсоном. Шкалы отличаются друг от друга правилами приписывания чисел измеряемым психологическим параметрам и единицами измерения (в терминологии С. Стивенсона «измерительными палочками»), которые задают допустимые преобразования для данной шкалы. Названный ученый ввел различение четырех типов шкал: наименований, порядка, интервалов и отношений.

Шкала наименований (номинальная или номинативная) – это качественное разделение объектов на непересекающиеся множества. Процедура основана на сравнительном анализе и представляет собой классификацию, группировку объектов. Главные требования: 1) один класс должны образовать только эквивалентные друг другу объекты; 2) один и тот же объект не может входить в разные классы. После разделения на классы каждому из них приписывается свой условный символ – либо буквенный, либо числовой. Нельзя приписывать одни и те же числа разным классам, и нельзя один и тот же класс обозначать разными цифрами.

               
       


А (или 1) Б (или 2) В (или 3) и т.д.

 

Наиболее простым вариантом шкалы наименований является дихотомическая шкала, в которой проявления изучаемой переменной разделяются на два непересекающихся класса. Признак, измеренный в данной шкале, называется альтернативным. Например: по критерию места проживания людей можно разделить на две группы – городские и сельские жители; по наличию определенных умений – умеющие танцевать танго и не умеющие танцевать этот танец; по критерию пола – женщины и мужчины и др. Выделенные классы можно обозначить цифрами 0 и 1, 7 и 4 или любыми другими символами. Иными словами, для номинативной шкалы не существенно, в каком порядке представлены измеряемые признаки.

Легкость использования данной шкалы только кажущаяся, так как обращение к ней сопровождается решением определенных содержательных проблем. Одной из основных таких проблем выступает определение критерия, в соответствии с которым устанавливаются отношения равномерности (идентичности) внутри класса, которые позволяют отнести каждый элемент только в один класс. В психологии встречаются описания результатов, построенные таким образом, что каждый класс определяется по новому критерию (например, первый – по особенностям мотивации испытуемых, второй – по особенностям их мышления и т.д.). В таком случае присутствует грубая ошибка – элементы перемещаются из класса в класс с каждой новой сменой критерия. Второй серьезной проблемой является относительность многих психологических терминов и культурная обусловленность их содержания. Относительное понятие определяется не путем указания образующих его признаков, а путем противопоставления другим терминам (интеллигентный, эгоистичный, мужественный и др.), что сильно затрудняет определение однозначного критерия для деления на классы.

Шкала порядка (порядковая, или ранговая) приписывает числа объектам в зависимости от выраженности измеряемого свойства. Она устанавливает порядок следования (меньше – больше, слабее – сильнее, ре-же – чаще и др.) и представляет собой линейную упорядоченность объектов на некоторой оси признака. На этой шкале есть деления, но не установлена метрика между ними, а значит и расстояние между разными соседними делениями может быть разным.

_______________________________________

меньше 1 2 3 4 5 6 7 больше

слабее сильнее

реже чаще

 

Иначе говоря, в этой шкале мы можем установить только последовательность или ранг выраженности признака. В порядковой шкале должно быть не менее трех классов (например, выше среднего – средний – ниже среднего; всегда – часто – редко и др.). При числовом кодировании данных главным требованием является соблюдение последовательности или порядка, т.е. каждая последующая цифра должна быть больше/меньше предыдущей. Само направление ранжирования является произвольным, т.е. исследователь может самостоятельно выстраивать шкалу либо по степени возрастания, либо по степени убывания измеренного признака.

Порядковая шкала считается самой распространенной в психологии. Она является непараметрической, поэтому для статистической обработки данных применяются непараметрические критерии.

Шкала интервалов (интервальная)определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. Размер интервала представляет собой одинаковую единицу измерения на всем протяжении шкалы и позволяет измерить долю или часть психологического признака.

_______________________________________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

В отличие от порядковой шкалы здесь присутствует равномерность делений, что позволяет ответить на вопрос: «На сколько больше/меньше выражен измеренный признак?». Отличительной особенностью данной шкалы является отсутствие естественной точки отсчета (или нуля). Поскольку эта шкала метрическая, т.е. установлена одинаковая единица расстояния между соседними точками, то для нее используется параметрическая статистика. Измерение в интервальной шкале осуществляется посредством специальных единиц (стены и стенайлы).

Вопрос о том, насколько эта шкала представлена в психологии, остается дискуссионным на протяжении нескольких десятилетий. Сторонники тестирования интеллекта полагают, что измерение IQ осуществляется посредством интервальной шкалы. Другие специалисты с ними не соглашаются, в частности, указывая на то, что под вопросом остается само содержание теоретического конструкта «интеллект». Тем не менее в качестве примеров использования в психологии интервальной шкалы можно ссылаться на тесты интеллекта или на 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, в котором сырые баллы при обработке результатов переводятся в стены.

Шкала отношений–отличается от шкалы интервалов тем, что у нее появляется нулевая отметка. Она позволяет ответить на вопрос: во сколько раз тот или иной субъект имеет более высокие или более низкие значения, чем другой.

________________________________________________

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

В психологии шкала отношений используется крайне редко, в основном для измерения времени (выполнения заданий, решения задач, реакции и др.), а также в психофизиологии для измерения абсолютных порогов чувствительности. Это объясняется тем, что психологические переменные в своем большинстве не имеют естественного нуля (например, как оценить «0 памяти», «0 темперамента» и др.?!).

Таким образом, используемые в психологии измерительные шкалы отличаются друг от друга правилами приписывания чисел, а значит, и предполагают разные способы математико-статистической обработки данных, полученных с их помощью.

 



2018-07-06 473 Обсуждений (0)
Типы измерительных шкал 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы измерительных шкал

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)