Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КЛЮЧИ К ТЕСТАМ И ЗАДАНИЯМ



2018-07-06 386 Обсуждений (0)
КЛЮЧИ К ТЕСТАМ И ЗАДАНИЯМ 0.00 из 5.00 0 оценок




Ключи к тестам для самопроверки знаний

 

Ответы Ответы Ответы Ответы Ответы
б; г б б; в б б; в
б; в а а; б; г в; г а; б
б а в; г б; в б
а; б б; в а; в а; б; г а; б, в
а; г а; г а; г а; г б; в
а; в в; г б в г
б в; г б; в; г в; г а; б
в а; в б; в; г г а
а; в в а; б; г а, б а; б; г
б а а; г б; г б

 

 

Ключи к заданиям для самостоятельной работы

 

Задание 2. Шкалы измерений:

а) наименований; г) отношений; ж) наименований;

б) порядка; д) порядка; з) порядка;

в) отношений; е) порядка; и) интервалов.

 

Задание 3. Определение моды и характера распределения:

а) Мо = 4 (боевики); одномодальная совокупность;

б) Мо = 3 (шоу «Голос», реалити-шоу «Дом-2», мультфильмы»); полимодальная совокупность;

в) Мо = 0; мода отсутствует;

г) Мо = 4 (ток-шоу «Давай поженимся» и сериалы); бимодальная совокупность.

Задание 4. Определение медианы и среднего арифметического:

а) мужчины – Ме = 25, М = 28,46;

женщины – Ме = 18, М = 23,73;

б) скорость – Ме = 42,5, М = 38,6;

ошибки – Ме = 3, М = 3,7.

 

Задание 5. Анализ дисперсии:

а) группа высоко успевающих студентов – мнения полностью совпадают относительно конструкта «приближение экзаменационной сессии», различаются относительно конструкта «отношение преподавателя к студентам»;

группа низко успевающих студентов – мнения максимально близки по конструкту «необходимость совмещения работы и учебы» и минимально близки по конструкту «посещение занятий представителями деканата».

б) среднее арифметическое.

 

Задание 6. Оценка симметричности распределения:

а) уровень самооценки младших школьников:

– из алкоголизированных семей – левосторонняя асимметрия;

– из неалкоголизированных семей – правосторонняя асимметрия;

б) уровень ревности молодых людей (для двух групп) – распределение приближается к нормальному.

 

Задание 7. Определение характера распределения:

– а), б) и г) – распределение соответствует нормальному;

– в) и д) – распределение отличается от нормального.


ГЛОССАРИЙ

Асимметрия (А) – один из параметров распределения, показывающий вероятность большего отклонения множества измеренных эмпирически значений от среднего математического ожидания. При нормальном распределении А = 0. Если большее число полученных данных имеет значения ниже среднеарифметического, то такая асимметрия является положительной (или левосторонней, т.к. длинный хвост кривой находится слева). При преобладании в обследованной выборке значений выше среднеарифметического асимметрия характеризуется как отрицательная (или правосторонняя).

Биноминальный критерий (m)– многофункциональный критерий, позволяющий сравнить эмпирическую частоту появления эффекта с теоретической (заданной, ожидаемой).

Бисеральный коэффициент корреляции (Rбис) – коэффициент корреляции, используемый для оценки связи между переменными, измеренными в разных шкалах (одна – в дихотомической, другая – в шкале интервалов или отношений).

Выборки независимые – выборки, состоящие из разных испытуемых.

Выборки зависимые – выборки, образованные из одних и тех же людей, которые неоднократно проходят процедуру измерения. Связанными или сопряженными называются также выборки, в которых каждому участнику одной группы соответствует участник из другой группы (муж – жена, психолог – клиент и др.).

Выборочная совокупность (выборка)– часть генеральной совокупности, которая изучается эмпирически. Важнейшее требование к выборке – ее репрезентативность, или адекватность отражения генеральной совокупности по количественным и качественным параметрам. Поэтому заключения, полученные на репрезентативной выборке, возможно переносить (генерализовать) на всю генеральную совокупность.

Генеральная совокупность (популяция) – это конечное или бесконечное число объектов, выступающих предметом изучения.

Гипотеза статистическая (Н)– предположение, проверяемое с помощью критериев статистической оценки различий. Статистические гипотезы представляют собой два основных вида: нулевая гипотеза (Н0) – предположение об отсутствии различий – и альтернативная (Н1) – предположение о значимости различий.

Дендрограмма(или дерево расстояний) – метод графического представления результатов кластерного анализа.

Дискриминантный анализ – разновидность регрессионного анализа. Объединяет в себе группу статистических процедур, направленных на разделение (дискриминацию) многомерных совокупностей на группы. Позволяет также предсказывать индивидуальные значения зависимой переменной.

Дисперсионный анализ (F-тест)–один из распространенных в психологии параметрических методов многомерного анализа, позволяющий оценить изменчивость признака под воздействием одного и более факторов. Дисперсионный анализ позволяет также выявить взаимодействие между факторами, влияющими на измеряемую переменную.

Дисперсия–мера изменчивости для шкал интервалов и отношений. Чем больше значение дисперсии, тем больше отклонение индивидуальных значений измеренного признака от среднегруппового.

Измерение– процедура установления взаимно однозначного соответствия определенных параметров объектов и символов, основными из которых выступают числа. Образно говоря, это преобразование реальности в числа.

Кластерный анализ– метод многомерного анализа, предназначенный для классификации качественных данных. В результате процедур образуются классы (или кластеры), состоящие из наиболее однородных объектов.

Корреляционный анализ– раздел математической статистики, объединяющий в себе методы оценки связи между двумя измеренными переменными.

Коэффициент ассоциации Пирсона (φ) – коэффициент, используемый для оценки связи между двумя переменными, измеренными в дихотомической шкале. Называется также коэффициентом сопряженности.

Коэффициент корреляции – показатель степени связи между двумя переменными. Как правило, числовое значение располагается в диапазоне от –1 до +1: «–1» – прямая линейная отрицательная связь; «+1» – прямая линейная положительная связь. Коэффициент корреляции, приближающийся к нулю, трактуется как отсутствие зависимости между переменными.

Коэффициент корреляции Кендалла (τ) – коэффициент, используемый для проведения корреляционного анализа двух переменных, выраженных в порядковой шкале.

Коэффициент корреляции Пирсона (r) – коэффициент, применяемый для оценки связи между двумя переменными, измеренными в метрических шкалах (интервалов и отношений).

Коэффициент корреляции Спирмена (rs) – коэффициент, используемый для оценки связи между двумя переменными, измеренными в порядковой шкале. Называется также коэффициентом ранговой корреляции.

Критерий Вилкоксона (Т)– непараметрический критерий, оценивающий сдвиг значений порядковой переменной в двух условиях на одной выборке.

Критерий знаков (G)– непараметрический критерий для зависимых выборок, оценивающий сдвиг значений номинативной или порядковой переменной в двух условиях.

Критерий Колмогорова-Смиронова (λ)– непараметрический критерий для порядковых шкал. Применяется для решения различных задач (сопоставление двух и более эмпирических распределений одного признака, сопоставление эмпирического и теоретического распределений и др.).

Критерий Крускала-Уоллиса (H)– непараметрический критерий, оценивающий различия в уровне количественно измеренного признака между тремя и более независимыми выборками. Позволяет доказать, что переменная существенно изменяет свои значения в разных группах, но не дает возможности определить направление этих изменений.

Критерий Макнамары (М)– непараметрический критерий для зависимых выборок, оценивающий сдвиг значений признака, измеренного в дихотомической шкале.

Критерий Манна-Уитни (U)– непараметрический критерий, позволяющий оценить различия между двумя независимыми выборками по уровню количественно измеренного признака. Более удобен в расчетах для малых, чем для средних по объему выборках.

Критерий Пирсона (χ²) – непараметрический критерий для переменных, измеренных в номинативной шкале. Используется для решения широкого класса исследовательских задач (сопоставление двух и более эмпирических распределений одного признака, сравнение эмпирического и теоретического распределений и др.).

Критерий Розембаума (Q) – непараметрический критерий, оценивающий уровень различий порядковой переменной в двух независимых выборках.Применим в выборках разного объема.

Критерий статистический– 1) решающее правило, обеспечивающее высокую вероятность правильности принятия решения об истинности/ложности проверяемой статистической гипотезы; 2) метод расчета определенного числа; 3) само число, полученное в итоге проведенных расчетов, или эмпирическое значение критерия.

Критерий тенденций Джонкира (S)– непараметрический критерий, оценивающий уровень различий и направление изменений количественно измеренной переменной в трех и более независимых выборках.

Критерий углового преобразования Фишера (φ)– многофункциональный критерий, применяемый для решения самого широкого класса задач в зависимых и независимых выборках любого объема.

Критерий Фридмана (χ²r)–непараметрический критерий, позволяющий оценивать достоверность сдвига значений количественно измеренной переменной при условии наличия не менее трех измерений в одной выборке.

Медиана (Ме)–мера центральной тенденции для количественных шкал, представляющая собой значение измеренного признака, делящее упорядоченный ряд значений строго пополам.

Меры рассеяния (вариации, изменчивости)– методы дескриптивного анализа, дающие информацию об индивидуальных значениях переменной, измеренной в групповой совокупности.

Меры среднего уровня (центральной тенденции)– методы дескриптивного анализа, обеспечивающие усредненную характеристику совокупности объектов по измеренному признаку.

Метрика– одинаковая единица расстояния между соседними точками на шкале измерений. В зависимости от отсутствия/наличия метрики измерительные шкалы представляют два вида: неметрические (наименований и порядка) и метрические (интервалов и отношений).

Многомерное шкалирование– методмногомерного анализа,по целям аналогичный факторному анализу (сокращение числа исходных переменных). Может использоваться для любых количественно измеренных переменных.

Мода (Мо)– мера центральной тенденции, представляющая собой значение измеренной переменной, наиболее часто встречающееся в исследованной совокупности. Является единственной мерой для номинативной шкалы.

Мощность критерия– способность критерия различать статистически значимый результат (или не допустить ошибку второго рода о сохранении ложной нулевой гипотезы).

Наблюдение (наблюдаемое значение)– обозначение, принятое в психологии для фиксации значений измеренного признака у отдельных испытуемых. Используются также синонимы «индивидуальный показатель/значение», «вариата», «дата».

Непараметрические критерии– критерии, используемые в индуктивной статистике для оценки различий данных, выраженных в неметрических шкалах.

Объем выборки– число элементов, образующих совокупность. В статистике приняты следующие обозначения объема: N – число элементов в генеральной совокупности – и n – число элементов в выборочной совокупности.

Параметрические критерии– критерии, используемые виндуктивной статистике для оценки различий данных, измеренных в метрических шкалах. Эти критерии основываются на расчете параметров нормального распределения.

Переменная (признак)– любой изменяющийся параметр реальности, в том числе и психической. Об уровне или показателе переменной говорят только относительно количественно измеренных признаков, значения которых можно расположить в континууме низкий – высокий: низкий уровень тревожности, средний уровень вербальной агрессии, высокий показатель социального интеллекта и др.

Рангово-бисеральный коэффициент корреляции (Rrb)– коэффициент корреляции, используемый для оценки связи между переменными, измеренными в разных шкалах (одна – в дихотомической, другая – в порядковой).

Рандомизация (случайный отбор из популяции)– наилучшая стратегия для организации репрезентативной выборки. Результаты исследования групп, составленных случайным образом, обладают высокой внутренней и внешней валидностью.

Распределение– закономерностьвстречаемости разных значений измеренного признака в выборочной совокупности.

Регрессионный анализ–метод определения причинной связи между переменными, позволяющий по изменениям значений независимой переменной/переменных (или предикторов) предсказывать изменения зависимой переменной.

Репрезентативная выборка– выборка, адекватно отражающая качественные и количественные параметры генеральной совокупности. Репрезентативность выборки определяется ее объемом и способом отбора испытуемых.

Статистика индуктивная (теория статистического вывода)– раздел математической статистики, основывающийся на теории вероятностей. Включает в себя способы обработки данных, позволяющие распространять результаты, полученные эмпирическим путем на ограниченной выборке, на другие группы, не принимавшие участие в исследовании (или на всю генеральную совокупность).

Статистика описательная (дескриптивный анализ)– базовый раздел математической статистики. Включает в себя способы обработки данных, позволяющие получить концентрированную информацию об эмпирически исследованной совокупности. Наиболее часто используются проценты, меры среднего уровня и меры рассеяния.

t-критерий Стьюдента (t-тест)– один из самых распространенных в психологии параметрических критериев, позволяющий оценивать различия между двумя выборками на основе среднего арифметического.

Уровень значимости (достоверности)– вероятность ошибки при принятии статистического решения. В психологии в качестве минимально допустимого принят уровень достоверности не менее 5%, при котором вероятность ошибки не превышает порог случайности. В противном случае решения не являются статистически достоверными. Более ценятся решения, в которых вероятность ошибки ниже 1% или даже 0,1%. В текстовой форме уровень значимости обозначается следующим образом: р ≤ 0,05 (5% вероятности ошибки), р ≤ 0,01 (1% вероятности ошибки), р ≤ 0,001 (0,1% вероятности ошибки).

Факторный анализ– методмногомерного анализа,являющийся продолжением корреляционного анализа. Направлен на сокращение числа переменных и выявление скрытых, латентных переменных.

Шкала– приписывание чисел объектам. В психологии выделяют четыре типа шкал: наименований, порядка, отношений, интервалов (С. Стивенс). Для каждого типа шкалы существуют конкретные процедуры математико-статистической обработки и представления полученных данных.

Эксцесс (Е)– параметр распределения, характеризующий порядок появления определенных значений измеренного признака. При нормальном распределении Е = 0. При положительном эксцессе появляется острый пик значений около математического ожидания, т.е. в выборке преобладают средние значения. При отрицательном эксцессе пик распределения, напротив, становится гладким, т.е. в выборке преимущественно наблюдаются крайние значения измеренной переменной.

 

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Гласс, Дж. Статистические методы в психологии и педагогике / Дж. Гласс, Дж. Стенли ; пер. с англ. – М. : Прогресс, 1976. – 495 с.

2. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа ; пер. с фр. – М. : Мир, 2005. – 772 с.

3. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер ; пер. с англ. – М. : Академия, 2005. – 367 с.

4. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. – М. : Флинта, 2003. – 336 с.

5.Сидоренко, Е. Методы математической обработки в психологии / Е. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2001. – 350 с.

Дополнительная

6.Артемьева, Е.Ю. Вероятностные методы в психологии / Е.Ю. Ар-темьева, Е.М. Мартынов. – М. : Изд-во МГУ, 1975. – 206 с.

7. Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические критерии / М.И. Грабарь, К.А. Краснянская. – М. : Педагогика, 1977. – 136 с.

8. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика / Е.В. Гмурман. – М. : Высш. шк., 2003. – 480 с.

9. Елисеева, И.И. Общая теория статистики / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. – М : Финансы и статистика, 2004. – 656 с.

10.Захаров, В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях / В.П. Захаров. – М. : ЛГУ, 1985. – 64 с.

11. Кюн, Ю. Описательная и индуктивная статистика / Ю. Кюн ; пер. с нем. – М. : Финансы и статистика, 1981. – 130 с.

12. Пашкевич, Б.И. Статистическая обработка эмпирических данных в психологии / Б.И. Пашкевич // Психол. образование. – 2004. – № 6. – С. 46–62.

13. Радчикова, Н.П. Основы математической статистики в психологии / Н.П. Радчикова, Н.А. Литвинова. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2012. – Ч. 1. – 87 с.

14. Суходольский, Г.В. Основы математической статистики для психологов / Г.В. Суходольский. – Л. : ЛГУ, 1972. – 428 с.

15. Титкова, Л.С. Математические методы в психологии / Л.С. Титкова. – Владивосток : Дальневост. ун-т, 2002. – 85 с.

16. Харченко, М.А. Теория статистического вывода / М.А. Харчен-ко. – Воронеж : ВГУ, 2004. – 61 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А



2018-07-06 386 Обсуждений (0)
КЛЮЧИ К ТЕСТАМ И ЗАДАНИЯМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КЛЮЧИ К ТЕСТАМ И ЗАДАНИЯМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)