Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная потребность общества, личности и государственных органов в возобновлении и модернизации производственной гимнастики



2018-07-06 809 Обсуждений (0)
Социальная потребность общества, личности и государственных органов в возобновлении и модернизации производственной гимнастики 0.00 из 5.00 0 оценок




На сегодняшний день актуален поиск современных способов совершенствования производственной физической культуры, и ее компонента производственной гимнастики, позволяющей предотвращать отрицательные факторы трудового процесса, формировать потребность в здоровом образе жизни, повышать общую работоспособность, и как следствие увеличивать производительность труда. Также проблемным моментом является отсутствие методических рекомендаций по производственной гимнастике для вновь появившихся профессий, модернизации гимнастики, учитывая смешение характера труда, характера производства.

В настоящее время наблюдается рост конкуренции между работниками, ненормированный график работы, выполнение профессиональных обязанностей при отсутствии двигательной активности, стресс, долговременное пребывание в положении сидя перед компьютером, значительное напряжение зрительного аппарата, что способствует риску развития профессиональных заболеваний, отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата. Способом решения данных проблем и средством повышения работоспособности является производственная гимнастика и производственная физическая культура, организованная на рабочих местах, в условиях спортивного клуба предприятия, в после рабочее время.

Следует отметить, что различные проблемы организации и содержания производственной физической культуры разработаны достаточно обстоятельно, большое внимание при этом уделялось методическим вопросам производственной гимнастики (Э.Г. Булич, Ю.П. Галкин, В.И. Жолдак, И.И. Комаров, А.Г. Комов, Л.Н. Нифонтова, Г.Г. Саноян, А.Г. Фурманов). Однако, на сегодняшний день необходимы новые механизмы внедрения производственной гимнастики, пропаганды двигательной активности в рабочее и после рабочего времени, средства индивидуализации комплексов, учитывая характер труда, который с каждым годом смещается в сторону интеллектуального труда, автоматизации трудового процесса, внедрения новых профессий.

И как следствие, со стороны общества, так и со стороны государственных органов наблюдается запрос на возобновление сложившейся в СССР практике физических упражнений в режиме рабочего дня, не требующих значительных временных и материальных затрат, но показавших свою высокую эффективность.

Однако произошли определённые изменения в состоянии производственной сферы нашей страны: появились новые виды профессиональной деятельности; изменились условия труда у уже имеющихся профессий. Поэтому работы по внедрению различных форм двигательной активности в режим трудового дня с учётом изменившихся реалий являются актуальными. В связи с чем исследователи возобновили поиск способов повышения работоспособности, подходов внедрения производственной гимнастики, что нашло отражение в трудах С.В. Лифановой, А.З. Гиршина, А.О. Егорычева, И.А. Цыба, А.А. Асхамова и других. Однако, изучаемая проблема остается не решенной.

Однако, массового использования методик проведения производственной физической культуры, и комплексного применения средств физической культуры для трудящихся на производстве и вне его для поддержания здоровья, повышения работоспособности и снижения воздействия неблагоприятных воздействий практически не наблюдается (А.О. Егорычев, 2017).

Теоретико-методологическую основусоставили исследования в области оздоровительной физической культуры и валеологии в работах Н.А. Агаджаняна, Н.Н. Асмолова, А.А. Баранова, Н.М. Апанасенко, И.И. Брехмана; основы функционального и физического состояния в трудах Н.А. Фомина, Ю.Н. Вавилова, Р.М. Баевского;основы формирования физической культуры в трудах В.Н. Баранова; Л.И. Лубышевой; теория и методика производственной гимнастики трудах Э.Г. Булича, Ю.П. Галкина, В.И. Жолдака, Г.Г. Саноян, А.Г. Фурманова.

Смысл всех форм производственной гимнастики заключается, прежде всего, в оптимальном оперативном управлении динамикой работоспособности, содействии максимальной производительности труда без ущерба для здоровья. Производительность труда обусловлена взаимодействием процессов врабатывания, поддержания оптимального функционального состояния органов и систем, и утомления. С точки зрения физиологии труда смена этих периодов в процессе работы объясняется снижением или повышением работоспособности.

При составлении комплексов упражнений для физкультурных пауз необходимо наиболее точно учитывать особенности рабочей позы и динамику работоспособности. Так, по данным И.В. Ловицкой, С.Л. Фейгина, производительность труда увеличивается на 6,4% и более при сохранении работоспособности навысоком уровне до конца рабочей смены, чему способствуют физкультурные паузы, а это в итоге экономический эффект.

В современных производственных условиях труда преобладает умственный труд,вызывающий напряжение центральной нервной системы и органов чувств при ограниченной двигательной активности. Многие мышечные группы при этом испытывают длительные и однообразные статические напряжения, особенно мышц шеи и поясницы. В результат такого длительного, специфического наклоненного положения тела у работников умственного труда, не занимающихся ФКиС, вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких, нарушается осанка, теряют тонус мышцы, понижается обмен веществ.

В Советском Союзе производственная гимнастика стала внедряться с 1930 г. В 1930 г. в Постановлении Президиума ЦИК СССР указывалось, что физическая культура должна быть всемерно использована как массовый фактор повышения производительности труда и борьбы с профессиональными вредностями производства. Научные исследования убедительно доказали положительное влияние производственной гимнастики на здоровье трудящихся, повышение работоспособности, снижение травматизма и производственного брака, а, следовательно, на повышение производительности труда.

Занятия гимнастикой на производстве отнимают лишь несколько минут рабочего времени, но они приносят неоценимую пользу. В отличие от других форм занятий ФКиС, гимнастика на производстве проводится непосредственно в цехе, отделе, лаборатории и т. п. перед началом смены или в специальные перерывы в течение рабочего дня. Особенности производственной гимнастики предопределяют ее специфические виды, средства и методы проведения занятий

В целом физкультурно- оздоровительная работа в трудовых коллективах рассматривается многочисленными учеными как необходимый компонент социально обусловленного воспроизводства психосоматического статуса, работающего и опосредованного неспецифического влияния на эффективность производства. Комплекс физкультурно-оздоровительной деятельности представляет собой использование различных средств, форм и методов занятий, что обеспечивает ряд принципиально различных эффектов мышечной деятельности и физических факторов среды:

1) эффект расширения диапазона резистентности, а именно расширение диапазона активности под влиянием мышечной деятельности представляет ценнейшее социально-биологическое приобретение, характеризующее увеличение резервных возможностей организма;

2) компенсирующий эффект, так занятия физическими упражнениями погашают двигательную недостаточность, гипокинезию, которая ухудшает регуляцию важнейших функциональных систем организма, трофику тканей и приводит к преждевременному старению; защитное действие двигательной активности по существу является проявлением компенсаторного эффекта, возникающего при погашении гипокинезии;

3) регуляторный эффект связан со способностью физических упражнений избирательно стимулировать функции организма, причем не только двигательное, но и вегетативные (обмен веществ и энергии, дыхании, деятельность сердца, сосудов); два основных стимулирующих механизма мышечной деятельности – физическая тренировка и активный отдых – при использовании упражнений различной структуры, разных режимов чередования работы и отдыха, а также применения физических факторов среды позволяет обеспечить регулирование функций организма;

4) специфическим и исключительно ценным проявлением регуляторного влияния является «эффект погашения» вегетативных реакций, сопровождающих мышечную деятельность, возникающий в условиях активного отдыха за счет включения дополнительной деятельности неутомленных мышц или при изменении структуры двигательного акта «эффект погашения» указывает на относительность пропорциональной зависимости между интенсивностью физической нагрузки и функциями организма, показывая, вопреки устоявшемуся убеждению, что физическое упражнение – далеко не всегда «физическая нагрузка», этот эффект, открывает возможность срочного улучшения функционального состояния организма;

5) трофический эффект, в виде моторно-висцерального рефлекса, особенно ценен центрально-нервный компонент этого влияния, субъективно воспринимаемый как «мышечная радость»; выраженность этого компонента при нарушениях трофики настолько велика, что позволяет говорить о «двигательной эйфории», обнаруживающейся при выполнении циклических упражнений невысокой интенсивности.

На законодательном уровне внедрению различных форм двигательной активности в трудовой процесс уделялось особое внимание. В законе РСФСР от 29.07.1971 б/н «О здравоохранении» в ст. 82. Организация физической культуры, спорта и туризма, говорилось, что «Государственные органы, профессиональные союзы, комсомольские и кооперативные организации, спортивные общества, предприятия, учреждения организации должны содействовать внедрению производственной гимнастики».

В Российской Федерации также имеются упоминания по данной тематике. В Федеральном законе от 29.04.1999 N 80-ФЗ (ред. от 30.06.2007) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В статье 13 Органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации независимо от форм собственности рассматривают и разрабатывают свои программы, в которых предусматриваются: вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение в систему научной организации труда и отдыха каждого трудового коллектива производственной гимнастики, после трудовой реабилитации.

Однако в современной версии закона № 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) упоминания о производственной гимнастике отсутствуют. Нет прямых упоминаний о производственной гимнастике или иных форм двигательной активности в режиме трудового дня и в других современных редакциях федеральных законов, касающихся трудовой деятельности и охраны здоровья: № 181-ФЗ от 17.07.1999 (ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005) "Об основах охраны труда в РФ", Федеральный закон от 22 июля 1993 г. N 5487-1 "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан".

В настоящее время действуют ряд нормативных актов различного уровня, которые регламентируют и классифицируют различные виды трудовой деятельности по различным параметрам, которые развивают и обобщают положительный опыт СССР в данном направлении. На основании Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ в обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Так в "Рекомендациях по организации режимов труда и отдыха работников в условиях экстремальных высоких температур и задымления" Минздравсоцразвития России от 6 августа 2010 г. выделяются допустимые температурные режимы для следующих групп специальностей:

-Ia - Iб группы (работы, выполняемые сидя или стоя с незначительными физическими нагрузками);

- IIa – IIб группы (работы, связанные с постоянным перемещением (ходьбой), умеренными физическими нагрузками, переноской перемещением тяжестей до 10 кг); группа (работы, связанные с постоянным перемещением (ходьбой), значительными физическими нагрузками, переноской и перемещением тяжестей свыше 10 кг).

По преимущественной направленности трудовой деятельности и воздействию на каждую из них своих вредных воздействий профессии условно подразделяются на профессии умственного труда, зрительно-напряжённого труда и физического труда. (Методические указания «Физиологические нормы напряжения организма человека при различных видах трудовой деятельности (физический, умственный, зрительный)» разработанные Межведомственным советом «Медико-экологические проблемы здоровья работающих» 11.02.2003.

Профессиональные риски работников, не связанных непосредственно с физическими нагрузками и возможности по снижению негативных последствий от перенапряжений связанными с этим отражены в методических рекомендациях, выпущенных Минздравом СССР от 10.07.1980 № 2184-80 «Физиологическое обоснование организации типового режима труда и отдыха руководящих работников промышленных предприятий». Где отмечается, что значительное нервно-психическое напряжение является основной причиной невротических сдвигов и возникновения сердечно-сосудистой патологии.

В качестве мероприятий, позволяющих снизить вышеперечисленные последствия предлагается введение в режим труда ряда оздоровительных мероприятий: регламентированных перерывов на обед, трех кратковременных перерывов на отдых, пяти - восьми микропауз. В регламентированные перерывы и микропаузы следует проводить комплекс производственной гимнастики (упражнения на рабочем месте), включения в распорядок дня индивидуальных сеансов "психологической разгрузки". В качестве основных трудовых нагрузок, обусловливающих развитие производственно-профессионального стресса (стрессового состояния) обозначаются:

- при умственной нагрузке - длительный и ненормированный рабочий день с работой в сменном режиме, служебные командировки, работа в состоянии дефицита времени, длительность сосредоточенного внимания, плотность сигналов и сообщений в единицу времени, высокая степень сложности задания, выраженная ответственность, наличие риска для жизни;

- при зрительной нагрузке - высокая точность выполняемой работы, необходимость высокой координации сенсорных и моторных элементов зрительной системы, т.е. координации зрения с системой органов движения, время работы с оптическими приборами и время работы непосредственно с экраном видео дисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ);

- при физической нагрузке - динамические и статические мышечные нагрузки, связанные с подъемом, перемещением и удержанием различного по массе груза, значительные усилия, прикладываемые к органам управления и ручным инструментам, многократно повторяющиеся движения рук различной амплитуды, выполнение глубоких наклонов корпуса, длительное поддержание физиологически нерациональных рабочих поз. (Методические рекомендации «Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности» (МР 2.2.9.2311-07. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 18 декабря 2007 г).

По степени вредности и опасности условия труда условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающийся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет);

3 степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической патологии;

4 степень 3 класса (3.4) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм. В ГОСТ 12.0.001-82 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Основные положения определяют объекты стандартизации: общие организационно-методические основы построения и основные положения Системы стандартов безопасности труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов.

Следует отметить, что по приказу Министерства спорта РФ от 22 февраля 2017 г. N 133 объявлен "Всероссийский смотр-конкурс на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы в субъектах Российской Федерации», в данном конкурсе до 2016 года присутствовал критерий оценки организация и проведение физкультурно-спортивной работы в режиме труда и отдыха (производственная гимнастика, лечебная физическая культура с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия лечебной физической культурой, после рабочая физическая (двигательная) реабилитация. Вместе с тем в 2017году, данный критерий был упразднен.

Основная задача пособия, заключается в разработке комплексов для 1-4 групп труда, которые отличаются характером и условиями труда:

- 1-я группа - профессии с преобладанием нервного напряжения при незначительной физической нагрузке и однообразных рабочих движениях;

2-я группа - профессии, в которых сочетается физическая и умственная деятельность при средней физической нагрузке и некотором разнообразии движений;

3-я группа - профессии, характеризующиеся разнообразными рабочими операциями, требующими больших физических напряжений;

4-я группа - профессии, связанные с умственным трудом, требующие постоянного умственного напряжения (приложение).

 



2018-07-06 809 Обсуждений (0)
Социальная потребность общества, личности и государственных органов в возобновлении и модернизации производственной гимнастики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная потребность общества, личности и государственных органов в возобновлении и модернизации производственной гимнастики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (809)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)