Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правила тренинговых занятий



2018-06-29 376 Обсуждений (0)
Правила тренинговых занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель. Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, введение в тему тренинга.

Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, ватман с надписью «На психологическом тренинге:…» (см. текст занятия), листы писчей бумаги, ручки по количеству участников, маркер, тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?», листы бумаги для записей формата А-3.

Ход занятия

Вводная часть. Ведущий приветствует участников, напоминая им ритуал приветствия прошлого тренинга или предлагая новый. Далее участники выполняют упражнение «Имя и качество»: каждый участник называет свое имя или фамилию и какое-нибудь свое качество или черту характера, начинающееся на любую букву, которая есть в имени или фамилии. Затем выполняется упражнение «Комплименты»: водящий выбирает любого участника, этот человек должен дать короткую положительную характеристику водящего, далее уже этот участник выбирает того, кто будет говорить о нем и т.д.

Ведущий напоминает участникам о специфике тренинговых занятий, их отличиях от школьных уроков; выясняет ожидания участников. Обобщая высказывания участников, ведущий сообщает участникам, что на тренинговых занятиях им предстоит придерживаться определенных правил.

«На психологическом тренинге мы:

· внимательно слушаем друг друга,

· уважаем друг друга,

· не мешаем друг другу».

Важно обсудить с участниками каждое правило и убедиться, что все понимают их правильно:

· внимательно слушать = вдумываться в каждое высказывание;

· уважать друг друга = не давать оценок и не оскорблять;

· не мешать = не перебивать, не отвлекать и не отвлекаться.

Участники могут сами предложить какие-либо свои правила. Их так же следует обсудить и записать на ватмане.

Основная часть. Учащиеся выполняют упражнение «Я – уникальный»: каждый участник получает лист бумаги и 10 раз отвечает на вопрос «Кто я?». Доброволец зачитывает свои ответы. Как правило, первые 3-4 ответа у многих участников примерно одинаковы. Их следует обсудить и записать на общем листе, озаглавив его «То, что у нас общего». Остальные ответы, чаще всего, отражают уникальные свойства участников. Их следует записать на другой лист, озаглавленный «То, чем мы отличаемся друг от друга». По завершении провести обсуждение: почему именно такие признаки оказались общими; какие из уникальных черт участников делают их интересными для других, а какие затрудняют взаимодействие людей, почему.

Далее учащиеся выполняют упражнение «Зеркало молчащее и зеркало говорящее» [6]. Описание упражнения – в предыдущем разделе.

Обратить внимание, что окружающие, как правило, очень хорошо видят наши наиболее характерные черты и что иногда нас воспринимают совсем не так, как нам хотелось бы. Это становится предметом обсуждения по завершении данного упражнения.

Заключительная часть. Ведущий предлагает вернуться к уникальности каждого человека, обсудить, что позволяет людям, среди которых нет абсолютно одинаковых (даже близнецы отличаются по своим характерам) жить в мире и согласии: общие интересы, работа, увлечения, стремление к взаимопониманию, любовь, дружба и т.д. Далее проводится рефлексивное упражнение «Цвет моего настроения».

Домашнее задание. Выполнить упражнение «я – уникальный» со своими родителями или друзьями.

Ритуал завершения занятия (можно использовать ритуал, принятый на прошлом тренинге ил ввести новый).

2. Как мы общаемся

Цель. Формирование адекватных навыков повседневного общения для совершенствования возможностей социализации.

Задачи. Показать значение соблюдения принятых норм общения; содержание этих норм; причины, затрудняющие и облегчающие общение.

Оборудование. Две небольшие мягкие игрушки.

Ход занятия

Вводная часть. После приветствия и любого разогревающего упражнения (см. предыдущие главы) участникам предлагается одновременно громко назвать свой домашний адрес. Ведущий предлагает учащимся повторить адреса одноклассников, только что произнесенных ими в другом конце комнаты. Обсуждается, почему это простое задание оказалось сложным. Ведущий обращает внимание на то, как трудно услышать (и понять) несложную информацию, если одновременно говорят несколько человек.

Участникам предлагается игра «Исправленный телефон». В этой игре участники должны передать слово без искажений, а водящий, стоя в центре круга, старается его услышать и назвать. После игры следует обсудить, чем отличается разговор по телефону от разговора в комнате; как люди слушают друг друга, находясь на большом расстоянии, что нужно сделать, чтобы тебя захотели слушать, как включиться в разговор, если его ведут близкие или посторонние.

Основная часть. Участникам предлагается модификация игры «Клад» [27]: выбирается водящий, который уходит за дверь. Выбираются еще два участника игры, один из которых - «добрый волшебник» - он прячет «клад», а другой - «злой волшебник» - он прячет «обманку» (в качестве «клада» и «обманки» могут использоваться любые небольшие предметы или игрушки). По возвращении водящего каждый из «волшебников» ведет его к своему «тайнику», направляя его движения словами, но не указывая прямо места «тайника» и сопровождая передвижения водящего словами «тепло или горячо», если он движется в правильном направлении или «холодно», если - в неправильном. При этом каждый «волшебник» должен убедить водящего, что именно он ведет его к «кладу». Водящий не зная, кто из них - добрый, а кто - злой волшебник, должен ориентироваться на свои впечатления от общения с обоими: кто более убедителен, терпелив, вежлив и т.п. В конце концов, водящий выбирает, чьи указания выполнять и находит «клад» или «пустышку».

Заключительная часть. Далее следует провести рефлексию упражнения: выяснить у водящего, кто из «волшебников» был более убедителен и почему; обсудить с «злым волшебником», легко ли намеренно вводить человека в заблуждение и какие при этом возникают чувства; обсудить с «добрым волшебником», какие чувства возникают, когда твое искреннее желание помочь не принимают и т.п., что почувствовали в конце игры все ее участники. Также следует обсудить с группой, по каким невербальным признакам можно понять, что человек говорит неправду, какие способы убеждения являются наиболее эффективными.

После обсуждения выполняется упражнение «Цвет моего настроения» (см. предыдущие разделы).

Ритуал завершения занятия.

Домашнее задание. Обсудить с домашними или с друзьями, в каких жизненных ситуациях особенно важно уметь убедить людей в своей правоте.

 

Занятие 3. Слушать и слышать

 

Цель. Формирование коммуникативных навыков (активное слушание) для совершенствования возможностей социализации.

Задачи. Развивать внимание в процессе общения; показать важность умения слушать.

Оборудование. Тест «Умеете ли вы слушать?»; ручки, листы писчей бумаги (по количеству участников).

Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствияи обсуждения домашнего задания выполняются несколько разогревающих упражнений по усмотрению ведущего или по желанию участников.

Далее участникам предлагается назвать ассоциации к понятию «общение». По завершении высказываний ведущий подчеркивает, что для успешного общения необходимо умение слушать.

Участникам предлагается выполнить тест «Умеете ли вы слушать?» [30].

Отметьте ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.

1. Собеседник не дает мне высказаться, постоянно прерывает меня.

2. Собеседник никогда не смотрит на меня во время разговора

3. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

4. Собеседник никогда не улыбается.

5. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.

6. Собеседник старается опровергнуть меня.

7. Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание.

8. На мои вопросы собеседник выставляет контрвопросы.

9. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

10. Собеседник, недослушав до конца, перебивает меня, лишь затем, чтобы согласиться.

11. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет ручкой, протирает стекла очков и т.д., я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

12. Собеседник делает выводы за меня.

13. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

14. Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.

15. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

16. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

17. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

18. Когда я говорю серьезно, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

19. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

20. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?».

 

Если количество ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение составляет:

15-20.Вам необходимо кропотливо работать над собой и учиться слушать.

9-14.Вам присущи некоторые недостатки, вы критически относитесь к высказываниям, но вам еще не достает некоторых достоинств хорошего собеседника; избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

3-8.Вы хороший собеседник. Но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания. Дайте время высказать свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

0-2. Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Основная часть. После обсуждения результатов тестирования, проводится упражнение «Детективная история»

В упражнении участвует 5 человек (остальные участники - наблюдатели). Четверо выходят из помещения. Ведущий зачитывает ставшемуся участнику следующий текст.

 

«Генри вышел из дома, как обычно, в половине десятого. Было свежо. На нем была серая шляпа, в руках он держал трость. Он шел на свидание с той самой дурнушкой из бара, рыжей Бетси.

Встречу она назначила в неживописном месте – под часами на старой площади. Генри и Бетси отправились в лагуну. Здесь они быстро договорились с владельцем старой моторной лодки и через несколько минут уже удалялись от берега в юго-восточном направлении.

Но не успели они перекинуться и парой многозначащих и игривых фраз, как увидели быстро идущую им наперерез новую белую лодку с широкой красной полосой.

Генри быстро положил руку в карман, но больше он ничего не успел сделать. Раздался хлопающий звук, и Бетси уткнулась лицом в мокрое днище» [5].

После этого один из тех, кто вышел, заходит в помещение, и первый участник пересказывает вошедшему прослушанную история. Далее в помещение по очереди заходят остальные участники, каждый из которых прослушивает историю из уст предыдущего.

Оригинальный текст ведущий прочитывает только один раз первому участнику, остальные слышат только пересказ. Участники не имеют права задавать никаких уточняющих вопросов, их задача только внимательно прослушать, запомнить и пересказать текст.

После того, как все участники вернулись в помещение и пересказали текст (в т.ч. последний участник), ведущий прочитывает оригинальный текст еще раз.

Заключительная часть. Далее необходимо обсудить: почему происходит искажение оригинального текста в пересказе участников, на какие детали и почему обратили внимание слушатели, что было упущено и почему, какие факты являются важными, а какие второстепенными, в чем разница между понятиями «слышать» и «слушать».

Домашнее задание. Обратить внимание на то, как люди слушают и слышат друг друга, обсудить это с домашними или с друзьями.

Ритуал завершения занятия.

Ведущему на заметку. После самотестирования участникам нет необходимости объявлять свои результаты. Ведущий подчеркивает, что эта информация принадлежит только им.

 

4. Как преодолеть робость и смущение

Цель. Формирование коммуникативных навыков (умения начинать, поддерживать и прекращать разговор).

Задачи. Показать характерные причины, затрудняющие процесс общения (в т.ч. знакомства), а также способы, помогающие их преодолевать.

Оборудование. Телевизор, видеомагнитофон, фрагменты из кинофильмов «Операция «Ы», «Джентльмены удачи»; таблица «Уверенный-неуверенный-грубый» из занятия 4 цикла для 5-6-классников.

Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствия и обсуждения домашнего задания выполняются любые разогревающие упражнения.

Далее демонстрируется и обсуждается кинофрагмент из «Операция «Ы», в котором Шурик знакомится с Лидой (почему поведение Шурика вызывает смех; что стало причиной необычности его поведения). Затем демонстрируется и обсуждается кинофрагмент из «Джентльменов удачи», в котором один из персонажей фильма, Косой, переодетый в женскую одежду, пытается познакомиться с девушкой (обсудить, почему девушка отказалась продолжить знакомство; в чем ошибка Косого).

Ведущий предлагает учащимся последовательно назвать ассоциации со следующими словами: скромность, робость, смущение. Упражнение выполняется так: учащиеся сидя в кругу по очереди называют свои ассоциации с одним из предложенных слов; по окончании, предлагается следующее слово и так далее.

Обобщая высказывания учащихся, ведущий подчеркивает связь между робостью, смущением и неуверенностью и их отличие от скромности (робость, смущение, неуверенность часто бывают связаны с ситуацией, а скромность — это относительно устойчивая черта характера).

Участникам предлагается вспомнить, какие известны способы преодолевать смущение; какие жизненные случаи (или эпизоды из книг, кинофильмов) можно привести в пример. Ведущий должен подвести участников к пониманию того, что алкоголь и наркотики являются неэффективными средствами преодоления робости и смущения.

Основная часть. После подведения итогов вводной части, ведущий знакомит учащихся с различными способами преодоления смущения (самовнушение, дыхательные упражнения, мысленная репетиция будущей ситуации).

Участникам предлагается вспомнить, как выглядят, говорят и ведут себя уверенные люди. Далее с опорой на таблицу (см. занятие 4. «Уверенный-неуверенный-грубый» цикла для 5-6-классников) разыгрываются несколько этюдов, в ходе которых желающие, используя предложенные способы преодоления смущения: а) знакомятся с известным человеком (с понравившейся девушкой/юношей); б) высказывают желание прекратить неприятное общение; в) поддерживают разговор с очень смущенным человеком, помогая ему преодолеть свое смущение.

Заключительная часть. В ходе рефлексии упражнения необходимо обсудить, что было самым трудным, что помогло преодолеть возникшее затруднение, как участники обычно преодолевают свое смущение и робость.

Далее выполняется упражнение «Комплименты» (см. занятие 1 данного цикла).

Ритуал завершения занятия.

Домашнее задание. Прослушать записанный на магнитофон свой голос, произносящий несколько фраз (представление себя, комплименты окружающим). Проанализировать искренность и доверительность интонаций. При отсутствии магнитофона, произнести эти фразы, наблюдая за собой в зеркале.



2018-06-29 376 Обсуждений (0)
Правила тренинговых занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правила тренинговых занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)