Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зачем так много правил



2018-06-29 459 Обсуждений (0)
Зачем так много правил 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель. Развитие убеждения в необходимости знаний и соблюдения законов и моральных норм и их соблюдения.

Задачи. Формирование ценностного отношения к регламентации взаимодействий и взаимоотношений людей; представления о смысле законов и норм, как гаранте целесообразного и конструктивного сосуществования; навыки законопослушного поведения; преодолеть проявления подросткового эгоцентризма.

Оборудование. Пословицы и поговорки о правилах и законах (см. текст занятия)

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о смысле норм, правил и законов. Ведущий предлагает учащимся закончить фразу «Когда я слышу слово «правила» (законы, нормы, инструкции), первое, что приходит мне в голову…». В высказываниях подчеркнуть отрицательные суждения, предложить вспомнить (не обязательно при этом говорить) личный опыт нарушения каких-либо правил и отрицательные последствия этого.

Далее учащимся предлагается вспомнить: где (в каких местах) существуют свои правила и порядки; где существуют правила «писанные» (в транспорте, в школе, в кинотеатре и т.п.) и «неписаные» (в семье, в гостях, в компании и т.п.); подумать, зачем людям нужно столько правил, норм, инструкций и законов. В высказываниях учащихся подчеркнуть, что регламентация имеет целью обеспечение безопасности, удобства и целесообразности в жизни людей.

Основная часть. Для формирования представлений о законе, как гаранте личной безопасности и ответственности (в том числе внутренней ответственности) за нарушение моральных норм и законов, ведущий предлагает учащимся вспомнить примеры, когда люди соблюдают нормы и законы, не задумываясь об этом (мужчины встают в присутствии женщин или воспитанный человек спрашивает разрешения воспользоваться чужой вещью). На основе приведенных примеров делается вывод, что у человека вырабатывается привычка поступать определенным образом. Большинство людей не испытывают затруднений, соблюдая определенные нормы и правила, так как основная цель этих норм и правил – обеспечение удобства, безопасности и целесообразности человеческой деятельности.

Ведущий напоминает, что наиболее удачные законы и правила нашли свое отражение в народной мудрости и закреплены в пословицах и поговорках. Учащимся предлагается вспомнить такие пословицы и поговорки («Не в свои сани не садись», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», «Не зная броду, не суйся в воду», и т.д.). Желающим предлагается найти аргументы в пользу обратных утверждений («Садись не в свои сани» и т.п.), при этом учащиеся отстаивают правоту пословиц и поговорок, опираясь на реальный жизненный опыт.

Далее предлагается дискуссия «Законы, правила, инструкции – сужают или расширяют свободу человека?». По итогам обсуждения еще раз подчеркивается, что законы и правила имеют целью охранять удобства, безопасность, личную свободу каждого, напоминается сентенция «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой» «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого»

Заключительная часть.

Для осмысления полученного опыта предлагается закончить высказывание «Законы, правила, инструкции людям нужны для того, чтобы…».

Домашнее задание. Обсудить с родителями «неписаные» правила своей семьи.

Ритуал завершения занятия.

 

О пользе критики

Цель. Формирование конструктивного отношения к критике в свой адрес и представлений о корректности в критике; обучение навыкам критического отношения к себе, умения критически мыслить.

Задачи. Показать различие между критикой и оскорблением; сформировать умение извлекать пользу из критических замечаний в свой адрес и корректно критиковать других; представление о критическом отношении к себе; показать пользу критического мышления.

Оборудование. Образцы рекламы популярных товаров (видеозаписи, страницы из журналов, проспекты).

Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствия, обсуждения домашнего задания и выполнения любых разогревающих упражнений учащимся предлагается упражнение «Ассоциации» - назвать ассоциации, вызванные словом «критика».

Основная часть. Учащимся предлагается вспомнить, как люди обычно реагируют на критику. В высказываниях подчеркнуть, что люди обычно обижаются на критику, стараются ответить тем же.

Далее обсуждается: в каких случаях и зачем люди критикуют друг друга. Обращается внимание на разницу между критикой и оскорблением (оскорбляют – чтобы унизить; критикуют – чтобы помочь преодолеть недостатки). Анализируются наиболее удачные примеры учащихся (можно привести свои) и обсудить, как лучше реагировать на критику. Напоминается, что критикующий хочет, чтобы ты исправил свой промах, значит, его нужно поблагодарить.

Учитель корректно высказывает критические замечания в адрес некоторых учеников, выбирая очевидных лидеров, удовлетворенных своим статусом в классе и предлагает им отреагировать на критику, начиная словами «Спасибо…», «Я признателен Вам за…».

Учащимся предлагается модельная ситуация: ваш друг (подруга) готовятся к очень важной встрече (экзамену) и, выбирая, в чем идти, решают надеть одежду, которая, с вашей точки зрения, будет совершенно неуместна в данных обстоятельствах. Задача: высказать критическое замечания, чтобы не испортить настроение перед важной встречей, но при этом уберечь друга от ошибки.

При обобщении высказываний учащихся, обращается внимание, что корректно высказанное, обоснованное критическое замечание, как правило, бывает очень эффективным. Если человек хочет, чтобы его критика принесла пользу, следует учитывать настроение критикуемого, необходимо постараться, чтобы критика не была похожа на оскорбление.

Опираясь на выполненные задания, обсуждается, что значит критическое отношение к себе. В высказываниях подчеркивается, что подобное отношение к себе предполагает четкое представление о своих слабых и сильных сторонах, а это, в свою очередь, помогает избежать ошибок.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии критического отношения к себе и обстоятельствам. Учащимся предлагается вспомнить случаи критического отношения к себе из личного опыта (литературных произведений, кинофильмов). Подчеркивается, что умение мыслить критически, это не выискивание недостатков, а трезвая оценка положительных и отрицательных качеств. Выполняется упражнение: критически отнестись к какому-либо широко рекламируемому товару (сигареты, пиво, сладости), при этом демонстрируется реклама.

Для осмысления опыта, полученного на занятии участники выполняют упражнение «Аукцион идей»: польза критики в том, что…

Домашнее задание. Обсудить с родителями или близкими, в каких жизненных ситуациях помогают критическое отношение к себе и обстоятельствам, умение мыслить критически. Проанализировать и постараться извлечь максимальную пользу из критики в свой адрес. Корректно высказать критическое замечание в адрес друга (подруги).

Ритуал завершения занятия.



2018-06-29 459 Обсуждений (0)
Зачем так много правил 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Зачем так много правил

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)