Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как управлять эмоциями



2018-06-29 451 Обсуждений (0)
Как управлять эмоциями 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель. Закрепление представлений о функциях негативных эмоциях, возникающих при стрессе.

Задачи. Формировать умение управлять негативными эмоциями, навыки саморегуляции в ситуации стресса.

Оборудование. Ватман, на котором на прошлом занятии было записано, зачем человеку нужны злость, страх, грусть и апатия; какрточки с обозначением эмоций, листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры или краски; магнитофон.

Ход занятия

Вводная часть. После приветствия участники выполняют разогревающие упражнения «Те, кто», «Шестерка или другие по усмотрению ведущего или по желанию участников.

Выполняется упражнение «Узнавание эмоций» [20]. Каждый участник получает карточку с одной из эмоций: радость, грусть, злость, страх, так, чтобы у нескольких участников на корточках была обозначена одна и та же эмоция (если участников мало, количество карточек можно сократить, важно чтобы каждая эмоция была как минимум у трех участников). Водящий встает в центр круга, его стул убирается; он должен, не называя свою эмоцию, каким-то образом ее продемонстрировать – позой, мимикой или фразой, интонацией. Те, кто узнают «свою» эмоцию, должны поменяться местами, при этом задача водящего занять освободивший стул.

Упражнение «Вверх по радуге».

Обсуждение домашнего задания. Ведущий спрашивает участников, удалось ли кому-нибудь использовать Я-высказывание в ситуации, когда он испытывал негативные эмоции. Что при этом произошло, как отреагировал человек, по отношению к которому использовалось Я-высказывание, что чувствовал сам участник. Ведущий подчеркивает преимущества использования Я-высказывания. Если кто-то из участников имел негативный опыт использования Я-высказывания, следует это обсудить и попробовать понять, почему так произошло. Подчеркнуть, что освоение любого нового психологического приема требует времени и упорства.

Основная часть. Ведущий напоминает участникам о том, что негативные эмоции по-своему полезны, обращаясь к листу ватмана, на котором на прошлом занятии было записано, зачем человеку нужны злость, страх, грусть и апатия. Далее ведущий говорит, что, несмотря на это, бывают случаи, когда эти эмоции мешают человеку действовать адекватно. Например:

- иногда ты так сильно боишься отвечать у доски, что забываешь, все, что знал;

- бывает, ты так сильно злишься, что не можешь сдержаться и говоришь человеку что-то обидное;

- случается ты так сильно грустишь, что тебе хочется плакать;

- испытывая апатию, ты не можешь заставить себя выполнять свои обязанности. Участникам предлагается привести собственные примеры. Делается вывод о том, что нужно уметь контролировать свои эмоции.

Ведущий может предложить одно из известных релаксационных упражнений, например, упражнение «Место покоя» [20]. Участникам предлагается сесть удобней. Закрыть глаза. Ведущий говорит: «Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, а может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно… Представьте его себе во всех деталях… Посмотрите вокруг, что вы видите… Прислушайтесь, возможно до вас доносятся какие-то звуки… Возможно вы чувствуете дуновение ветра… Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в этом месте… Это ваше место покоя…А теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и открывайте глаза, можете потянуться».

Ведущему на заметку. Приведенный текст рекомендуется читать достаточно медленно, чтобы участники успевали выполнять инструкции. Можно сопровождать упражнение музыкой.

После выполнения упражнения участникам предлагается поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представляли.

Далее ведущий говорит, что это место называется «местом покоя». Участникам предлагается нарисовать свое «место покоя» или что-то, что напоминало бы им это место. После того, как рисунки будут выполнены, желающие могут их показать. Ведущий говорит, что это упражнение позволяет регулировать свое состояние - успокоиться и восстановить силы.

Ведущему на заметку. В группе могут оказаться участники, которые не отметят положительного эффекта от данного упражнения. В этом случае необходимо еще раз подчеркнуть, что только постоянная тренировка приведет к желаемому результату.

Заключительная часть. Участники получают домашнее задание: выполнять упражнение «Место покоя» каждый день. Попробовать использовать известные участникам упражнения для регулирования своего состояния.

Ритуал завершения занятия.

Как принимать решение

Цель. Формирование навыка принятия решений коллективно и персонально.

Задачи. Показать, что принятие оптимального решения возможно лишь после критического осмысления ситуации; особенности принятия персонального и коллективного решения; формировать представления о том, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения.

Оборудование. Предметы (карточки) для игры «Воздушный шар».

Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствия и обсуждения домашнего задания выполняются упражнения «Коллективный счет» и «Приветствие в зеркале» [20]. Участники стоят в кругу. Каждый участник по очереди приветствует группу словами и жестами. Все остальные представляют себя зеркалами, которые отражают увиденное и изображают его.

Ведущий, обращаясь к житейскому опыту участников, предлагает такую ситуацию: вы находитесь в гостях у своих друзей, вечер в самом разгаре. Однако, вы живете очень далеко, возвращение может стать проблемой, не стоит ли покинуть друзей пораньше? Участники обсуждают, как лучше поступить в подобном случае. Обобщая высказывания, ведущий обращает внимание участников:

на необходимость прогнозировать последствия своего решения;

на то, стоит ли объявлять всем о своем решении (друзья, отговаривая, помешают выполнить решение);

на о, как отстаивать свое решение (лучший способ – приступить к его выполнению).

Ведущий напоминает, что людям часто приходится принимать не персональные, а коллективные решения. Учащимся предлагается игра «Воздушный шар» [18].

Легенда игры: после успешной и важной научной экспедиции ее участники летят домой на воздушном шаре. Лететь еще далеко, но в шаре образовалось отверстие, и он начинает медленно падать. Падение замедлилось после освобождения от балласта. Однако вскоре опять возникает необходимость еще уменьшить вес шара, т.к. скорость падения возрастает. Предстоит выбросив некоторые предметы. Перечень предметов, которые можно выбросить предлагается: аптечка – 5 кг, компас – 2 кг, консервы – 25 кг, подзорная труба – 1 кг, ружье и патроны – 25 кг, конфеты – 20 кг, спальные мешки – 30 кг, ракетница и сигнальные ракеты – 10 кг, палатка – 20 кг, баллон с кислородом – 50 кг, географические карты – 5 кг, баллон с питьевой водой – 20 кг, надувная лодка – 25 кг, видеокассеты – 3 кг, видеокамера – 5 кг, магнитофон – 3 кг.

Задача. Решить, что и в какой последовательности выбросить. Сначала каждый думает сам, затем всем вместе нужно найти единое решение и записать его. Условия выполнения задания: высказаться должен каждый, решение принимается при единогласном голосовании. При одном воздержавшемся предложение отменяется. Решение должно быть принято по всему перечню предметов.

Сообщаются правила принятия коллективного решения (в том числе, в ходе игры): нельзя повышать голос, оскорблять друг друга, следует давать оценку не личности, а предложениям (в некоторых классах возможны штрафные санкции – за нарушение правил из списка предметов вычеркивается какой-либо предмет по усмотрению ведущего). В результате коллективного обсуждения и принятого решения в списке предметов напротив каждого из них должен стоять порядковый номер, обозначающий последовательность выбрасывания предметов. Кто-либо из участников зачитывает список и обосновывает решение группы о необходимости выбрасывать предметы именно в таком порядке.

По завершении игры обсуждается, что понравилось, какие возникали ощущения (высказываются 2-3 учащихся).

Заключительная часть. Отработка личной стратегии принятия ответственного решения. Учащимся предлагается обсудить, какое решение принимать легче – персональное или коллективное. Обращается внимание, что принимая персональное решение, человеку не нужно кого-либо убеждать в своей правоте; вместе с тем, он лишается возможности посоветоваться и несет полную ответственность за последствия своего решения. Предлагается вспомнить ситуацию, когда учащимся удавалось принять оптимальное решение; обсудить – что при этом помогало (критически осмыслить ситуацию, взвесив все «плюсы» и «минусы», оценить возможные последствия, прежде всего – безопасность свою и других).

Осмысление полученного опыта. Продолжить фразы: «Для принятия правильного решения людям необходимо…» и «Для принятия правильного решения мне обычно необходимо…»

Домашнее задание. Обсудить дома, как принимаются важные решения в семье, что при этом учитывается прежде всего; какие решения целесообразно обсуждать совместно.

Ритуал завершения занятия.

Ведущему на заметку. В основной части при создании модельной ситуации целесообразно разделить учащихся на группы по три человека. Каждая группа показывает свой вариант поведения. В этом занятии очень важно чередовать организацию работы в группах, малых группах и индивидуальную.

 

Что такое стресс



2018-06-29 451 Обсуждений (0)
Как управлять эмоциями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как управлять эмоциями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)