Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что такое ответственность



2018-06-29 347 Обсуждений (0)
Что такое ответственность 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель. Развитие умения прогнозировать негативные последствия проступков и ответственность за них.

Задачи. Сформировать представление об ответственности за свои поступки; убеждение, что умеющий нести ответственность за свои поступки – достоин уважения; умение прогнозировать последствия своих поступков и навык их анализа.

Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствия, обсуждения домашнего здания и выполнения разогревающих упражнений для актуализации знаний учащихся о том, что такое ответственность им предлагается рассмотреть разницу между понятиями «ответить на вопрос» и «ответить за проступок». Обсудить, почему людям бывает трудно отвечать за свои поступки. В высказываниях подчеркнуть, что нести ответственность часто мешают страх наказания, унижения, опасение, что тебя не поймут и не простят.

Основная часть. Формирование и уточнение представлений о том, что близкие люди могут простить друг другу значительную часть житейских проступков; что умение прогнозировать последствия своего поведения и анализировать свои поступки помогает избегать ошибок в дальнейшем.

Учащимся предлагается привести примеры непоправимых ошибок и обычных, житейских ошибок. Подчеркнуть в высказываниях учащихся, что большинство проступков подростков не являются непоправимыми ошибками.

Следующее задание: придумать или вспомнить пример наиболее типичного житейского проступка (в группах или индивидуально). Затем желающий или представитель одной из групп рассказывает об этом проступке, а остальные (им предлагается занять позицию близких людей, друзей или родителей) анализируют его причины, пытаются найти оправдание ему. В высказываниях учащихся еще раз подчеркнуть, что большинство рядовых проступков подростков не являются непоправимыми ошибками, которые близкие люди ему не смогут простить.

Далее учащимся предлагается вспомнить испытанные ими чувства, когда происшествие, связанное с их проступком, закончилось: чувство вины, облегчение, желание, чтобы это больше не повторилось. Предлагается, вспомнив какой-либо свой проступок, подумать, как можно было бы поступить, чтобы не случилось неприятностей, При этом на раздумья дается не более одной-двух минут. Обратить внимание участников на то, что стремление предвидеть последствия своих поступков, а также умение анализировать то, что уже случилось, может помочь в дальнейшем в похожих обстоятельствах не совершать ошибок.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии. Обсудить смысл житейской мудрости «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Подвести учащихся к выводу о том, что доблесть не в том, чтобы никогда не совершать ошибок, а в умении признавать их.

Для обобщения полученных знаний ведущий предлагает обсудить, какие черты характера людей чаще всего приводят к неправильным поступкам, какие – помогают их избежать (ответы можно записать на доске или бумаге в два столбика).

Учащимся предлагается закончить фразы: «Я иногда поступаю неправильно, потому что…(привести в качестве примера особенности своего характера)» и «Чтобы не совершать ошибок в поведении, мне следует опираться на такую черту своего характера, как…».

Домашнее задание. Обсудить с родителями ситуацию, когда человек, признавая совершенную им ошибку, вызывал симпатию окружающих; попробовать следовать этому примеру.

Ритуал завершения занятия.

Ведущему на заметку. В основной части можно не предлагать учащимся высказываться о своих проступках, если они не проявят такого желания; как вариант этого задания - можно привести пример из кинофильма или литературного произведения).

Помоги себе сам

Цель. Формирование понимания опасности передозировки лекарственными препаратами, умения применять меры первой помощи.

Задачи. Сформировать убеждение, что лекарства способны принести вред при неправильном обращении с ними; уточнить представления о правилах обращения с лекарственными препаратами, об опасности самолечения и мерах первой помощи; сформировать умение оказывать первую помощь при отравлении лекарственными препаратами.

Оборудование. Набор химических реактивов, лакмусовая бумага.

Ход занятия

Вводная часть. После приветствия, обсуждения домашнего задания и выполнения разогревающих упражнений для актуализации знаний учащихся о влиянии микроэлементов, в частности, содержащихся в лекарственных препаратах, на функционирование организма ведущий зачитываетя фрагмент из романа «Завтрак для чемпионов»[12].

«Когда я был мальчиком, я встречал много людей с зобом. …У этих несчастных землян так расперло щитовидную железу, как будто у них из глоток росла тыква.

А для того, чтобы стать как все люди, им только надо было глотать ежедневно примерно около одной миллионной унции йода.

Моя родная мать погубила вою нервную систему всякими химикалиями, которые будто бы помогали ей от бессонницы.

…Вот почему, когда я описываю в романе какой-то персонаж, у меня появляется страшное искушение: сказать, что он ведет себя так из-за испорченной проводки либо оттого, что съел или не съел в этот день микроскопическое количество того или иного химического вещества».

После этого участникам предлагается ответить на вопросы: Известны ли им заболевания, вызванные нехваткой микроэлементов (цинга, зоб)? Почему незначительные изменения работы организма могут привести к тяжелым последствиям? Привести примеры из литературных и кинопроизведений о негативных последствиях неумышленной передозировки лекарств.

Основная часть. Ведущий напоминает, что для нормального функционирования человеческого организма, в нем постоянно осуществляются химические процессы, что само понятие «жизнь» неразрывно связано с такими процессами, группе учащихся у доски предлагается провести химический опыт: продемонстрировать различные реакции лакмусовой бумаги на действия разных реактивов. Задаются вопросы: почему бумага меняет цвет? Можно ли провести параллели между реакцией бумаги на реактивы и организма на лекарственные препараты? Почему? Существуют ли резервы организма по борьбе с «интервенцией»? Что будет, если резервы исчерпаются? Обратить внимание на красный цвет бумаги и изменения, происходящие с человеком при отравлении.

После опыта с лакмусовой бумагой и принятия решения о вреде, наносимом организму передозировкой лекарственными препаратами, обсудить – какие еще вещества наносят серьезный вред организму, обратив внимание участников на непоправимый урон для человеческого организма, который наносят алкоголь и наркотики, на вред никотина.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии в случае отравления лекарственными средствами. «Аукцион идей»: что я сделаю при обнаружении симптомов отравления (передозировки) лекарственными средствами? Учащихся желательно разделить на 2-3 команды и опрос вести по очереди. Команда, не успевшая дать правильный ответ или ответившая неправильно, выбывает из игры («госпитализируется»)

Проигравшая команда записывает на доске (или проговаривает вслух) правильные способы оказания первой помощи.

Домашнее задание. Обсудить с членами семьи «домашние» способы оказания первой помощи при передозировке.

Ритуал завершения занятия.

 

10. Защити себя[13]

Цель. Формирование умения обращаться за помощью в случае жестокого обращения в семье, во дворе, в школе; обучение конструктивному решению конфликтных ситуаций; побуждение оказывать помощь и сочувствие жертвам насилия.

Задачи. Формировать стремление избегать ситуаций связанных с риском стать жертвой насилия, формирование сочувствия к жертвам насилия; четкие представления о многообразии проявлений насилия, дать информацию об адекватной реакции на насилие в отношении себя (обращение за помощью) и других (сочувствие); защитные навыки, которые делают подростков менее уязвимыми в опасных ситуациях, умение обращаться за помощью в случаях насилия.

Оборудование. Материалы для занятий из раздела «Жестокое обращение с детьми и подростками» (см. текст занятия).

Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствия, обсуждения домашнего задания и выполнения разогревающих упражнений для актуализации знаний учащихся по проблеме жестокости и насилия дается определение понятий «насилие», «виды насилия», приводятся фрагменты из интервью с подростками, пережившими насилие: «А когда мама оставила меня одну, на целый вечер уехала в город, я не могла идти домой»; «Я говорила учительнице, что не могу принести домой четверку, что мне будет плохо. Я постоянно боюсь получить даже четверку!»; «Я вам точно говорю, что если мои одноклассники узнают, что со мной произошло, я не буду жить»; о чувстве стыда и вины: «Я чувствовал вину, когда слышал угрозы или получал подзатыльник, ведь я самый младший»; «Я часто спрашивала себя: «Человек ли я»? когда он снова и снова приставал ко мне».

В ходе обсуждения приведенного фрагмента участникам предлагается выразить в 1-2 фразах свое эмоциональное отношение к приведенным высказываниям.

Основная часть. В форме свободной беседы участники обсуждают вопросы о многообразии проявлений насилия в повседневной жизни, высказывают личную позицию по этому вопросу. Ведущий подводит участников к пониманию необходимости обращения за помощью в ситуациях, связанных с насилием, формируя убеждение, что стремление получить помощь в случае совершения насилия является показателем зрелости, а не слабости личности, помогает прийти к убеждению в необходимости оказывать психологическую поддержку жертвам насилия.

В ходи дискуссии ведущий подчеркивает высказывания участников о различных причинах и факторах, приводящих к насилию (роль СМИ в провоцировании насилия; ложные представления общества о том, что жертва виновата сама; безнаказанность насилия; политические, экономические, социальные проблемы общества – в т.ч. терроризм; особо подчеркнуть стремление скрывать факты насилия в семье – миф о том, что безоговорочное подчинение старшим воспитает хорошего человека, в то время как это приводит к воспитанию либо насильника, либо жертвы).

Учащимся предлагается выбрать один из видов помощи: психологическая (телефон доверия или личная встреча со специалистом), медицинская, правовая, дружеская, семейная, к которой они бы посоветовали прибегнуть своему другу, оказавшемуся в сложной ситуации. Ведущий еще раз подчеркивает мысль о том, что обращение к помощи специалистов является показателем личностной зрелости, а не слабости человека.

Ведущий знакомит учащихся с «Принципами работы телефона доверия» для детей и подростков.

Абоненту предоставляется возможность говорить, в то время как консультант слушает, не перебивая, не вмешиваясь и собирая всю первичную информацию. Допустимы нейтральные реплики, «поддакивания».

С самого начала необходимо:

· передать абоненту уверенность, что он обратился туда, где его поймут и помогут;

· определить степень серьезности ситуации, объем времени, в течение которого должно быть принято хотя бы частичное решение.

Принципы консультирования (по К.Роджерсу):

· безусловное принятие личности человека и его переживаний;

· отсутствие оценок по отношению к нему;

· эмпатия: понимание внутреннего мира человека, глубокое сопереживание к нему.

Консультант помогает подростку выделить опорные смысловые моменты, уточняя источник наиболее негативных эмоций («Что именно тебя в этом огорчает?»). Затем необходимо установить все позитивные стороны личности подростка, повысить его самооценку, укрепить уверенность в себе, одновременно установив круг друзей и близких, которые могли бы помочь. Далее вырабатывается план действий, направленных на преодоление критической ситуации, с которыми подросток согласен. В заключение – поддержка и максимальное одобрение абонента.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии, целью которой являются снижение риска попадания в опасные ситуации и понимание необходимости обращения за помощью. Учащимся предлагается продумать свои действия для снижения риска попадания в опасные ситуации: во время футбольного матча возникла драка между фанатами; поздно вечером возвращаетесь домой один; на дискотеке возник конфликт (Три шага личной безопасности в каждой из приведенных ситуаций – проранжировать по степени эффективности).

Участникам предлагается ролевая игра «Экспресс-интервью». Учащимся предлагается назвать действия по предотвращению насилия от имени: телевизионного ведущего, молодежного лидера, журналиста, старшеклассника, учителя, популярного певца, родителя, спортсмена и т.п.

Осмысление опыта. Продолжить фразу «О насилии говорить необходимо, так как…. И трудно, потому что…». Занятие рекомендуется закончить релаксационным упражнением, например, «Вверх по радуге»

Домашнее задание. Написать письмо подросткам-жертвам насилия (или их родителям), чьи высказывания приводились в начале урока.

Ритуал завершения занятия.

Ведущему на заметку. Занятие, как правило, занимает два академических часа. Рекомендуется проводить его вдвоем.

11. Умей сказать «Нет»!

Цель. Развитие навыков отказа от употребления психоактивных веществ (ПАВ), навыков критического осмысления информации, получаемой в неформальных группах.

Задачи. Формировать убеждение, что отказ от ПАВ является признаком зрелого поведения, представления о механизмах возникновения зависимости от ПАВ и возможности противостоять этому, стойкий навык отказа от ПАВ.

Оборудование. Таблички с надписями «да», «нет» для упражнения «Мифы»; плакат (или карточки) «Тебе предложили ПАВ, как сказать нет» и «Наиболее типичные жизненные проблемы, решая которые подростки становятся наркоманами» (см. текст занятия).

Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствия, обсуждения домашнего задания и выполнения разогревающих упражнений в целях актуализации представлений учащихся о наркозависимости и ее причинах, предлагается назвать ассоциации к слову «Зависимость», подчеркнуть параллели с безволием, несамостоятельностью и т.п.

Участникам предлагается упражнение «Мифы» [31]: зачитывается спорное утверждение, участникам предлагается встать возле одной из табличек («Да» или «Нет») и отстаивать свою точку зрения. После обсуждения разъясняются спорные моменты (можно использовать статистические данные).

«Мифы»:

«Наркомания – вредная привычка.

Достаточно 1 раз уколоться – и станешь наркоманом.

Все наркоманы и проститутки – конченные люди.

Марихуана безвредна.

Наркомания неизлечима.

Нельзя дружить с наркоманом.

Легализация наркотиков приведет к снижению преступности.

Продажа наркотиков, контролируемая врачами, сможет с наименьшими потерями предотвратить привыкание к наркотикам».

Основная часть. При завершении вводной части ведущий обращает внимание на негативные последствия употребления наркотиков, на степень личной ответственности за привыкание к наркотикам. Необходимо познакомить участников с причинами, по которым подростки обращаются к наркотикам [24]:

«Наиболее типичные жизненные проблемы, решая которые подростки становятся наркоманами»

· Любопытство

· Давление группы, отсутствие навыка отказа

· Попытка решить семейные и/или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками

· Сенсация, возможность привлечь внимание

· Скука, неумение интересно проводить свободное время

Необходимо обсудить каждый пункт, побуждая участников предлагать альтернативные способы решения данных проблем.

Далее следует отработать стратегии отказа в наиболее типичных ситуациях предложения употребить ПАВ с помощью памятка (на плакате или карточках) «Тебе предложили ПАВ, как сказать нет» [28]:

Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.

Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде.

Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями.

Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик), потеряю власть над собой.

Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика).

Спасибо, нет. Это не в моем стиле.

Спасибо, нет. Мне еще предстоит заниматься (мне рано вставать и т.п.).

Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю.

Спасибо, нет. Мне надо на тренировку.

Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого?

Используя предлагаемые способы сказать НЕТ, придумать продолжение историй («Тебе предлагают наркотики…»).

Заключительная часть.

Для рефлексии предлагается продолжить фразу: «Если бы я работал в центре по профилактике ПАВ и у меня была бы 1 минута на ТВ, то я бы сказал…».

Домашнее задание. Обсудить с домашними или друзьями как избежать риска встречи с наркотиками.

Ритуал завершения занятия

 

Выбор жизненных целей

Цель. Формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения.

Задачи. Актуализировать и обобщитьпредставления о своем будущем. Формировать навыки конструктивного поведения в ситуации сложного выбора; представления о своих жизненных ценностях.

Оборудование. Старые иллюстрированные журналы, ножницы, клей, фломастеры, листы бумаги А-3 по количеству участников.

Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствия и обсуждения домашнего задания выполняются любые разогревающие упражнения. Ведущий предлагает учащимся продолжить фразы «Жизненный выбор моих сверстников зависит от…», «Мое будущее представляется мне…, потому что…». Наиболее часто повторяемые ответы записываются на доске. При обобщении высказываний учащихся их следует подвести к выводу о многообразии жизненных выборов и степени личной сегодняшней ответственности за свое будущее.

Основная часть. Ведущий предлагает участникам представить себе свое будущее, например через 10-15 лет. Выбрать обычный будний день (он может быть таким же днем недели или числом месяца, как и день, когда проходит данный тренинг) и представить себе весь этот день с утра до вечера. Для придания этому упражнению большей выразительности можно предложить участникам вырезать из старых журналов иллюстрации и наклеить их в виде коллажа на лист бумаги, озаглавив его «Один день из моего будущего»

По завершении упражнения желающие могут рассказать, как они представляют один день из своего будущего. Далее необходимо обсудить, что из поступков сегодняшнего дня способствует или препятствует реализации планов на будущее.

Заключительная часть. Ведущий напоминает участникам, что, планируя жизненную перспективу, человек должен опираться на сильные стороны своей личности, свой жизненный опыт, поддержку близких. Участники по очереди (по кругу) продолжают фразу: «В своей жизни я могу опираться на …»

В завершении занятия коллажи, выполненные участниками можно разместить на доске или другом видном месте.

Домашнее задание. Участника предлагается заполнить «Анкету для оценки эффективности цикла тренинговых занятий» (см. последние занятия предыдущих циклов), которая послужит пропуском на итоговую игру.

 



2018-06-29 347 Обсуждений (0)
Что такое ответственность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что такое ответственность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)