Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опыт интеграции детей мигрантов в новую образовательную и социокультурную среду.



2018-06-29 932 Обсуждений (0)
Опыт интеграции детей мигрантов в новую образовательную и социокультурную среду. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Подростковая школьная среда в настоящее время представляет из себя многонациональную группу. Дети мигрантов – составная часть этой среды. Они представляют собой особую проблемную группу населения, которой затруднён доступ к получению многих социальных услуг, в том числе и образовательных.

Проблему адаптации детей мигрантов изучает философия, социология, педагогика, психология, социальная психология, антропология, культурология, демография, политология.

Проблема социокультурной адаптации детей мигрантов находит отражение в работах, анализирующих национальное самосознание и этническую толерантность (А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко, Л.А.Шайгерова и др.); в социально-психологических исследованиях адаптации детей мигрантов (Н.М.Лебедева, Н.Н.Мельникова и др.); в работах, посвященных роли образовательной среды а адаптации мигрантов (З.Т.Гасанов, В.А.Ясвин, А.Я.Макаров и др.). Условия социокультурной адаптации рассматриваются в педагогических концепциях диалога культур, миграционной педагогики, мультикультурного образования (Дж.Бэнкс, О.В.Гукаленко, Е.В.Бондаревская и др.). В русле обсуждаемой проблемы представляют интерес материалы коллективной монографии «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска» (под ред. Ю.П.Зинченко и А.В.Логинова, М., 2011.)

Состояние этнокультурного образования в Москве рассмотрено в работах И.В.Следзевского и Е.А.Омельченко.

Социокультурная интеграция мигрантов – актуальная задача для образования.

Факторы дезадаптации детей мигрантов: плохое владение русским языком; незнание особенностей российской культуры, истории и традиций страны; отставание детей мигрантов по образовательной программе; трудности психологического характера; проблемы взаимоотношений со сверстниками – представителями коренного населения.

Среди важнейших проблем, с которыми сталкиваются дети переселенцев при интеграции в новый социум, Шустова Н.Е. выделяет: психологические стрессы, связанные с вынужденной сменой места жительства; чувство лишения, связанное с потерей привычного образа жизни; трудности вживания в новую для ребенка среду общения; путаница в самоидентификации; адаптация к российской системе образования и др.

Особенности протекания межкультурной адаптации во многом обусловлены как характеристиками самих детей переселенцев, так и особенностями своей (прежней) и чужой (новой) для них культур. (Шустова Н.Е., 2004)

Изучение социально-психологической адаптации переселенцев в новом социуме было предпринято Н.Е.Шустовой, Было установлено, что для детей переселенцев характерен более высокий уровень социальной фрустрированности (по сравнению с детьми коренных жителей), они менее удовлетворены уровнем своей жизнедеятельности; обнаруживают готовность к перемене места жительства.

Таким образом, выявлены проблемы социальной, языковой, культурной и психологической адаптации.

«Интеграция – сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания» (Гуляева А.Н., 2010).

Макаров А.Я. (2010) формулирует социологическое определение социокультурной адаптации как процесса, детерминированного соотношением социокультурной среды и личностными социально-психологическими и этнокультурными особенностями. Адаптация в образовательной среде – полисубъктное и конструктивное сотрудничество детей из семей мигрантов, педагогов, администрации школ и их сверстников из этнодоминирующей группы, направленное на принятие ими новых социальных норм при сохранении собственной социальной и культурной идентичности.

Наиболее благоприятная адаптационная стратегия для детей мигрантов – интеграционная модель, не связанная с полным отказом от собственной культуры и идентичности в пользу культуры страны въезда, а предполагающая принятие паттернов новой культуры в сочетании с собственными нормами и ценностями.

Выделены три основные задачи в рамках программы адаптации и интеграции зарубежных мигрантов, ориентированные на детей, - это их обучение государственному языку, повышения уровня социокультурной адаптированости к российскому (московскому) обществу и формирование у них российской идентичности (гражданской солидарности).

В настоящее время в нашей стране взят курс на «интеграцию через образование». Образовательная среда – важнейший институт социокультурной адаптации детей мигрантов. Адаптация в образовательной среде является для детей мигрантов фундаментом всей социокультурной адаптации, что определяется огромным потенциалом образования.

Уровни проявления функционального потенциала института школьного образования: когнитивный, ценностно-мотивационный, поведенческий. На когнитивном уровне обеспечивается усвоение ценностей мировой культуры и культурноисторической самобытности отдельных стран и этносов На ценностно-мотивационном уровне формируется предрасположенность детей мигрантов к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитию толерантности по отношению к другим этническим и социальным группам. На поведенческом уровне стимулируются коммуникации с представителями этнокультур при сохранении собственной идентичности. Ценностно-мотивационная адаптация является центральным звеном по отношению к ее когнитивным и поведенческим компонентам.(Макаров А.Я., 2010).

 

Условия успешной адаптации:

1. Успешная интеграция мигрантов видится в совместном обучении детей разных национальностей в рамках государственных общеобразовательных школ, где дети могут успешно перенимать нормы поведения и общения доминирующего большинства населения. При обучении детей мигрантов в национальных школах они не смогут получить необходимый опыт общения в мультикультурной среде, что в дальнейшем затруднит их интеграцию в общество (Толерантность…, 2011).

2. Основные задачи программы адаптации и интеграции мигрантов: обучение их государственному языку; повышение уровня их социокультурной адаптированности к российскому обществу и формирование у них российской идентичности.

3. Снижение возрастной планки: начинать адаптации детей мигрантов уже в первые годы жизни на базе детских садов, социальных служб и специальных адаптационных центров. Необходимо вести работу не только с самими детьми, но и с их родителями.

4. Привлечение к работе по адаптации детей мигрантов представителей этнических меньшинств, уже сумевших успешно интегрироваться в принимающем сообществе. Привлечение волонтеров из благотворительных ассоциаций, национально-культурных центров, земляческих и диаспоральных сетей, мигрантских общин, спортивных и культурных учреждений и т.п. Организация участия детей мигрантов в повседневной жизни школы, внеучебных центров.

5. Формирования навыков межкультурного взаимопонимания и взаимодействия. При этом важно использовать активные формы и методы формирования навыков эффективного межэтнического и межконфессионального диалога. Обучение навыкам конструктивного межкультурного диалога возможно при использовании социально-психологического тренинга.

6. Важным условием успешной адаптации детей мигрантов должно стать повышение этнокультурной компетентности населения, в т.ч. детей и подростков.

Методы и формы работы в этом направлении: лекции и семинары по народоведению и другим предметам, дискуссии и практическая тренинговая работа. Это будет способствовать формированию грамотных представлений у школьников и студентов о культуре своего и других народов..

7. Разработка специальных программ, учебно-методических пособий, которые будут освещать положительный опыт жизни регионов страны, культуру разных народов и будут использоваться в школах и других общеобразовательных учреждениях.

8. Целесообразно развитие сферы профессионального обучения мигрантов в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также специальных курсах в целях их дальнейшего трудоустройства в тех отраслях российского рынка, которые наиболее нуждаются в привлечении квалифицированной рабочей силы.

9. Важным направлением должна стать целенаправленная работа с родителями детей-мигрантов, т.к. они также нуждаются в правовой поддержке и социокультурной адаптации средствами образования.

10. Разъяснительная работа среди местного населения о характере мигрантов, а среди мигрантов – о местных традициях и необходимости их соблюдения. Создание атмосферы толерантности. Необходимо воспитание интернационалистских чувств у коренного населения.

11. Условием успешной адаптации мигрантов должно стать их включение в культурную и общественную жизнь города, в т.ч. молодежную среду. Они должны активно участвовать в культурных и просветительских мероприятиях школ, институтов и т.д. Дети должны, например, заниматься в различных спортивных секциях, посещать кружки дополнительного образования, иметь свободный доступ к библиотекам, компьютерным классам, лингафонным кабинетам.

12. Важный интеграционный ресурс – подготовка и переподготовка квалифицированных педагогов для работы с детьми мигрантов.

Учителя и школьные психологи должны получить необходимые теоретические знания и практические методы воздействия на ситуацию, что позволит им грамотно и умело противостоять подростковой ксенофобии, конфликтам и оскорблениям на этнической и конфессиональной почве. Это даст возможность осознанно формировать установки толерантности и доверия у подрастающего поколения россиян.

Важной является работа по расширению этнокультурного кругозора педагогов, повышению профессиональной квалификации руководителей школ, преподавателей гуманитарных дисциплин, школьных психологов и методистов применительно к этническим проблемам образования и многонациональности современной школы. Необходимо помнить о компетентности и гражданской ответственности учителей и воспитателей за формирование межкультурных установок у подрастающего поколения

Вопрос о специальной подготовке работников образования к работе с детьми мигрантов, в частности через систему дополнительного образования, рассматривает и Гуляева А.Н. (Гуляева А.Н., 2010). Она связывает процесс адаптации детей зарубежных мигрантов в мегаполисе с компетентностью психологов и педагогов. Автор обращает внимание на необходимость психологического сопрвождения интеграции и социокультурной адаптации детей мигрантов.

13. Опыт зарубежных стран – ресурс адаптационных проектов в образовательном пространстве.

Например, на основании выявленных социально-педагогических условий адаптации русскоязычных детей-мигрантов в системе школьного образования в США Ревунова Н.А. выделяет педагогические и социокультурные условия, которые могут быть реализованы в системе российского школьного образования. (Ревунова Н.А., 2011).

 



2018-06-29 932 Обсуждений (0)
Опыт интеграции детей мигрантов в новую образовательную и социокультурную среду. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опыт интеграции детей мигрантов в новую образовательную и социокультурную среду.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (932)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)