Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гражданская культура личности подростков



2018-06-29 777 Обсуждений (0)
Гражданская культура личности подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.

В рамках перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития поставлена задача увеличения числа молодых людей, обладающих следующим набором характеристик:

- навыки инновационного поведения;

- профессиональная состоятельность;

- забота о защите интересов России;

- активное участие в общественной жизни;

- здоровый образ жизни;

- стремление к преемственности традиций и нравственных целей.

В Концепции модернизации российского образования определены основные направления социализации школьников: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству. Отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны».

Как известно, социализация — процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, которая позволит занять свое место в обществе. Для успешного вхождения молодого человека, выпускника школы в общество недостаточно только школьной социализации (часто считают, что если ученик не создает проблем в школе и родителям в учебе, поведении – то и дальше все будет хорошо). Немало примеров, когда отличники и хорошисты во взрослой жизни оказываются менее успешными, чем средние ученики и прежде всего в профессиональной деятельности.

Для позиции ученика в школе характерны:

- внешнее руководство;

- планирование и целеполагание осуществляют родители, учитель;

- послушание, уступчивость;

- следование образцу.

Требования общества — наоборот:

- активность;

- умение видеть и решать свои проблемы;

- инициатива.

Известно, что существуют специализированные и неспециализированные агенты влияния на личность. К специализированным относится целенаправленное воздействие, формирование определенного типа личности, адекватной социальным условиям данного общества. К неспециализированным относят социальные институты, оказывающие косвенное социальное воздействие.

Принято рассматривать несколько уровней:

1. На первом уровне находится семья, как универсальный агент социализации. Именно в семье происходит первичное усвоение социально-политических представлений. Как правило, члены семьи характеризуются сходными представлениями об обществе. Первоначальные суждения о политике ребенка свидетельствуют о его зависимости от семьи и готовности к идентификации с родителями. Специфика семьи как агента социализации заключатся в том, что она способна передавать из поколения в поколение специфические представления, образцы поведения. Эти ориентиры обладают высокой устойчивостью против других воздействий. Чем старше становится ребенка, тем большее влияние приобретают другие агенты социализации (Маркович).

2. На втором уровне находится школа, молодежные организации (формальные и неформальные), друзья, значимые люди. Школа является всеобщим, но не всеобъемлющим агентом социализации.

3. К третьему уровню политической социализации относят политические партии и движения, общественные массовые организации, эффективность влияния которых зависит от того, на каком возрастном этапе человек попал под его влияние.

4. На четвертом уровне находится СМИ.

Их воздействие преломляется через установки, сформированные под воздействием агентов первых уровней.

С психологической точки зрения формирование гражданской культуры личности связано с развитием системы социальных представлений. Критерием сформированности социальных представлений школьников об основных составляющих взрослой жизни можно считать изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентах деятельности, свидетельствующие о готовности к социальной активности.

Социальные представления являются результатом социализации подрастающего поколения, они позволяют человеку ориентироваться в сложных общественных отношениях, определять и занимать определенную социальную позицию в структуре этих отношений. В результате социализации у молодого человека складывается определенная картина мира, вырабатывается эмоциональное, пристрастное отношение к тем или иным событиям и явлениям, формируется установка относительно собственной активности и выбора профессии. Социальные представления формируются как особое новообразование самосознания. Проецируясь в реальные ситуации, социальные представления становятся источником трансформации репертуара социального поведения, что приводит к развитию личности. Представления формируются в зависимости от объема прав, предоставляемых обществом, определяют содержательную сторону социального опыта, создают в сознании ребенка модель социальных отношений. Обобщая эти положения можно сделать следующий вывод: Формирование социальных представлений, как показатель личностного развития, является процессом вхождения человека в социальную среду, интеграцию в ней; отражает содержание процесса социализации – индивидуализации.

Основой формирования гражданственности является содержание образования, и гуманитарного, в первую очередь. На уроках истории, обществознания, права, литературы и других предметов учащиеся получают знания о политической и правовой жизни, о правах и обязанностях человек и гражданина, о политических и правовых фактах, явлениях, институтах.

В качестве условий, обеспечивающих результативность гражданского воспитания школьников, исследователи выделяют включение школьников в продуктивную, творческую деятельность: обсуждение и анализ имеющих политическое значение правовых документов, решение правовых задач, разбор проблемных ситуаций, создание условий для реализации элементов общественной деятельности.

Известно, что активную позицию в освоении явлений социально-экономического спектра легче сформировать, когда ученик сам участвует в проектах, связанных с моделированием социальных явлений, когда осваивает навыки ведения дискуссий, отстаивания собственной точки зрения. Для этого необходимо включать школьника в окружающий мир во всем его многообразии. Социальные представления необходимо соотнести с реалиями жизни.

В рамках научных исследований по теме психологического сопровождения профессионального и гражданского становления личности была проведена разработка и апробация программы гражданского воспитания, в результате которой, путем анализа анкет родителей, экспертных оценок учителей, комплексного психолого-педагогического обследования учеников разных возрастных групп, были получены данные о некоторых процессах политической социализации учащихся.

Социальные представления оценивались по категориям:

1. Осмысленность знаний (когнитивный компонент);

2. Оценка реального мира (эмоциональный компонент);

3. Источник получения информации (деятельностный компонент);

4. Мотивационная регуляция интересов (мотивационный компонент);

5. Общий уровень гражданской культуры (широта информационного поля, политический кругозор).

Соответственно программа гражданского воспитания должна делать акцент не только на передачу знаний и накопленного общественно-политического опыта, но и на актуализацию личных интересов школьников, с использованием методов активного обучения.

В подростковом возрасте определяющим фактором развития представлений о политике являются личные интересы и ценности учащихся. В качестве значимых мотивов поведения выделяются ориентиры на учебную деятельность, на личные интересы и достижения. Спецификой социальных представлений в подростковом возрасте можно назвать формирование устойчивых стереотипов, поскольку они присутствуют практически у всех респондентов данной возрастной группы. Можно предположить, что причиной столь явной стереотипизации является формирование новых эго-защит, возникших вследствие формирования Эго-идентичности и появления чувства уязвимости по отношению к окружающему социуму. Содержание представлений характеризуется устойчивостью категориального аппарата, хотя их понимание носит поверхностный характер, отсутствуют убеждения. Отношение к политическим проблемам отрицательное, к политикам положительное.

Несколько цифр о политической социализации подростков:

1. Мнение родителей: «Проявляет ли Ваш сын, дочь интерес
к политике?»

- подростки смотрят и слушают политические передачи – 27%

- задают вопросы на политические темы – 20%

- высказывают мнения о политических событиях – 13%

- читают политическую периодику – 2%

- демонстрируют политические пристрастия – 1%.

На формирование политических представлений влияет не только и не столько непосредственно политические программы, сколько весь спектр программ, где важную роль играют спортивные передачи.

Роль семьи мы отмечали, с переходом на другую ступень в развитии, роль родителей постепенно снижается. Для подростков оказывается существенной позиция родителей по отношению к своим политическим правам. Участие или неучастие родителей в митингах, выборах, забастовках не проходят для ребенка бесследно – 8% не смогли ответить об участии родителей.

2. Другой путь приобщения к гражданской позиции – это осознание собственных экономических интересов и интересов свой семьи, понимание зависимости реализации многих своих желаний от экономической и политической ситуации в стране (адекватно оценивать бюджет). Массовым явлением стал поиск детьми своего собственного заработка. Большинство подростков хотели бы улучшить свою жизнь, однако способы улучшения у некоторой части основаны на стереотипах «купить особняк», машину (без всяких собственных усилий), не работать, бросать деньги на ветер. Обращает на себя внимание, что в ответах школьников отражается различие в социальном и материальном положении их семей - часть детей просто «хочет иметь» еду, одежду, обувь.

Какова же гражданская позиция школьников в отношении
правовых норм?

Приверженность закону не является для большинства детей 10-15 лет ценностью, имеющей личностный смысл. Важность соблюдения прав других людей подростки ставят несколько выше, чем важность государственных законов (92% против 84%). Однако, часто такие суждения отражают лишь нормативные представления подростков. Ответы на более конкретные суждения («Если государство не может обеспечить человека работой, он вправе брать необходимое у других людей» и «В некоторых случаях можно не придерживаться требований закона, если это позволяет быстро достичь собственных целей») показывают, что с ними согласны 14% подростков. Для современных подростков характерно формальное признание приоритета закона, которое под влиянием обстоятельств и группового давления, в результате преобладания эмоций, может превратиться в свою противоположность. Такой переход от уважения до его отрицания может ускориться тем, что в трудных жизненных ситуациях они ищут поддержку:

- в основном в среде сверстников (68%) или решают сами,

- у учителей (4%),

- в детских организациях (1%),

- по телефону доверия (1%).

Таким образом, можно заключить, что в подростковом возрасте формируются основные элементы политической культуры: знания о политике, эмоциональное отношение к политическим реалиям, оценка различных способов политического взаимодействия и готовность к участию.

В целом можно констатировать, что наиболее важным моментом в реализации программы гражданского воспитания старшеклассников, у которых активно формируется поведенческий компонент социальных представлений о политике, государстве, является создание условий для проявления их гражданской позиции и профессионального выбора.

 



2018-06-29 777 Обсуждений (0)
Гражданская культура личности подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гражданская культура личности подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (777)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)