Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБУЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПСИХОЛОГОВ



2018-06-29 1265 Обсуждений (0)
ОБУЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПСИХОЛОГОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Романова Е.С., Макшанцева Л.В.

МГПУ, Москва

 

Актуальность экспертной деятельности психологов. Основные понятия.

 

Проблема создания системы общественно-профессиональной экспертизы в нашей стране, взаимосвязанная с потребностями общества в высокопрофессиональных кадрах, предполагает участие и координацию усилий самых различных уровней и субъектов управления и организации учебного процесса: от составления инновационных учебных программ до аттестации научных и педагогических кадров; от усилий вузов по подготовке специалистов до повышения их квалификации.

Применительно к психологической деятельности особую роль играет социально-психологическая экспертиза. Многообразие актуальных задач, которые должны сегодня решать эксперты-психологи, выдвигает требование профессионального знания, овладения особенностями, нюансами современной экспертизы, в том числе экспертизы психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп.

При рассмотрении основных вопросов социально-психологической экспертизы, в совокупности ее конкретных целей и задач, способов применения современных методов и методик, необходимо определить содержание фундаментальных понятий экспертизы для того, чтобы иметь единую методологическую базу, обеспечить единство предмета и метода, избежать неточностей и ошибок. Это тем более важно, поскольку до сих пор нет общепринятых четких определений базовых основ учебной дисциплины, встречаются самые различные, порой допускающие неоднозначное толкование или научно необоснованные формулировки.

В общем смысле экспертиза (фр. expertise от лат. expertus) рассматривается как освидетельствование, исследование, проведение изучения компетентными специалистами-экспертами какого-либо предмета, дела, вопроса, решение которых требует специальных познаний, для подготовки соответствующего заключения.

Обязательной характеристикой экспертизы считается ее независимость, объективность (независимая экспертиза – объективное обследование, проводимое специалистами, не имеющими отношения к заинтересованным сторонам, т.е. выступающим как за, так и против изучаемого решения, предложения, проекта и пр.) [1].

Социально-психологическая экспертизапредставляет собой область психологической науки и психологической практики, в которой разрабатываются и применяются специфические способы выявления индивидуально-психологических особенностей, межличностных отношений применительно к конкретной задаче анализа жизнедеятельности индивида или группы людей.

Ее рассмотрение в качестве самостоятельной дисциплины во многом было предопределено расширением такого класса фактов, которые для своего исследования требуют применения специфических средств психологического анализа в тесном взаимодействии с другими дисциплинами.

При этом независимо от практической сферы применения, ее основой остается исследование социально-психологической природы человека и особенностей ее проявления в различных сферах общественной жизни.

Специфику социально-психологической экспертизы нынешнего состояния можно определить как решение следующих задач: выработки рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, и достраивание своей собственной научной системы.

В этом смысле цель социально-психологической экспертизы можно определить как распознавание состояния определенного объекта путем регистрации и анализа его параметров, позволяющих оценить события, спрогнозировать их развитие и определить пути и средства психологического и организационного воздействия для достижения искомого результата.

Следует отметить существующие различия между социально-психологической и психологической экспертизой [2].

Социально-психологическая экспертиза – это проведение исследования психологом-экспертом (группой экспертов) какого-либо предмета психической реальности и выражения своего мнения о нем в виде соответствующего заключения. В группу экспертов социально-психологической экспертизы могут быть включены как специалисты психологи, так и специалисты другого профиля, имеющие непосредственное отношение к предмету экспертизы.

Психологическая экспертиза представляет собой исследование сложных специальных вопросов, центром изучения которых является психика (форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия человека с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию) как особая форма жизнедеятельности, а также особенности ее развития и функционирования. Психологическую экспертизу могут проводить только компетентные эксперты, имеющие высшее образование по психологическим направлениям.

В контексте используемой нами терминологии целесообразно рассмотреть условную схему соотношения понятий «экспертные оценки» и «метод экспертных оценок» с перспективой их развития.

 

Экспертные оценки Система экспертных оценок Научная экспертиза
   
Метод экспертных оценок Экспертная система Модель экспертной системы (программа деятельности эксперта)

 

Рис.1. Условная схема соотношения понятий «экспертные оценки» и «метод экспертных оценок» с перспективой их развития (т.е. виды экспертного оценивания).

 

Экспертные оценки – это качественные (количественные) и/или порядковые характеристики процессов, явлений, не поддающихся непосредственному измерению, основывающиеся на суждениях специалистов [1].

Научно-организационная и методическая система экспертных оценок какого-либо явления, процесса может выступать как научная экспертиза.

Метод экспертных оценок определяется как «совокупность эмпирических процедур, направленных на оценку объекта по определенной шкале путем его предъявления экспертам и последующей регистрации их оценочных суждений» [3].

В настоящее время наметилась тенденция преимущественно использовать не метод экспертных оценок, а экспертные системы, которые можно охарактеризовать как программы, определяющие содержание деятельности эксперта, последовательность его действий в конкретных предметных областях.

Разработаны подробные модели экспертных систем. Так, например, одни из таких моделей предполагают приобретение, хранение, представление знаний, а также предположение об ограниченности этих знаний при диагностике, прогнозировании человеческого поведения. При этом предлагаются и анализируются различные компьютерные программы, которые помогают производить экспертные оценки в тех или иных областях человеческих знаний.

Другие модели экспертной системы (многоуровневые), исследующие структуру обобщенного экспертного знания, анализируют обобщенное мнение отдельных экспертов, которое учитывает психологические закономерности, эффекты.

Способы экспертного оценивания могут быть разными. Так, например, может быть выбран индивидуальный или групповой способ экспертного оценивания.

Индивидуальныйспособ экспертной оценки заключается в том, что каждый эксперт дает оценку анонимно и независимо от других (т.е. каждый эксперт работает отдельно, он не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от других), а затем эти оценки обобщаются.

Групповойспособ экспертной оценки основан на совместной работе экспертов (обсуждение проблемы, обмен мнениями, выработка общей концепции) и получении суммарной оценки от всей группы в целом (коллективное мнение). При таком способе согласование индивидуальных оценок сочетается с последовательным ознакомлением каждого эксперта с оценками остальных.

Экспертиза может рассматриваться как особый способ изучения действительности, который позволяет увидеть и понять то, что нельзя просто измерить или вычислить. Способ, который осуществляется компетентными и независимыми специалистами (экспертами), и, в котором, придается решающее значение именно субъективному мнению и ответственному решению экспертов. Эксперт – это, прежде всего, специалист,компетентный и искушенный в вопросах конкретной экспертизы, а затем, исследователь,владеющий экспертной методологией и обладающий соответствующими способностями. Он может использовать определенные методики, а может их переработать, создать новые или вовсе от них отказаться и опереться лишь на свой опыт и интуицию, но в любом случае решающим в конечном итоге оказывается его личное мнение, субъективное суждение, за которое ответственность несет сам эксперт.

Экспертиза, в этом случае, является использованием самого человека как «измерительного прибора», который дополняет, или даже полностью заменяет действие других приборов и технологий. В основе экспертизы лежат субъективные мнения экспертов, их знание и опыт, которые высоко ценятся [4].

В этой связи важным вопросом является определение основных требований к эксперту.

Эксперт– компетентный специалист, производящий экспертизу, – представляет свое заключение по какому-либо вопросу. Его задача состоит в том, чтобы, используя специальные знания, прошлый опыт и интуицию, применить общие законы и частные закономерности для разработки конкретных решений и обеспечить этим их оптимальность (объективность выводов, мнений, рекомендаций, оценок).

Эксперт должен быть способен синтезировать информацию, объединить специальные знания и опыт, методы исследования со знанием особенностей исследуемого объекта и дать объективные квалифицированные рекомендации.

Значимой личностной характеристикой эксперта считается его компетентность. Компетентность эксперта – это способность человека эффективно участвовать в экспертной процедуре и служить источником доброкачественной информации об объекте экспертизы.

Общая компетентность складывается из трех компонентов: профессиональная компетентность; компетентность в экспликации оценок (умение формулировать ее в уме, а затем и в вербальном или символическом виде); социально-психологическая компетентность (умение корректировать особенности собственного поведения, препятствующие коллективной работе экспертов, а также отсутствие конформизма) [3].

Компетентность и опыт специалиста в экспертном методе играют центральную роль. Если в психодиагностике оценка в большей мере базируется на соответствующей методической оснащенности исследователя, то в экспертизе обязательно учитывается субъективное мнение эксперта, обусловленное его профессиональной интуицией. От эксперта ждут не столько применения верифицированных, валидных методик, сколько мудрых суждений, неординарных выводов и творческих озарений.

Эксперт после ознакомления с поставленной проблемой решает, какой методический аппарат и в какой степени будет им использован, или же он вообще откажется от применения каких-либо традиционных техник. Метод экспертизы предусматривает осмысление специалистом всей совокупности разнообразных сведений, полученных им из самых различных источников. Являясь наиболее квалифицированной формой использования специальных познаний, экспертиза позволяет использовать весь арсенал научных достижений, а оценки экспертов считаются объективными, то есть, сделанными не лично экспертом, а той наукой, которую он представляет.

Социально-психологическая экспертиза имеет широкую сферу практического применения, причем в разных направлениях практики можно выделить свою специфику организации и проведения экспертизы. Так, например, в случае психологического анализа деятельности используется процедура сбора анамнеза субъекта (сбор данных об истории развития конкретного субъекта деятельности производится путем опроса самого субъекта, его родителей, друзей, сослуживцев, а также изучение документов) и экспертных заключений. При этом процедура экспертных оценок рассматривается как «получение индивидуальных и коллективных заключений об уровне подготовленности субъекта, успешности его деятельности, о психологических причинах ошибочных действий, профессионально-важных качествах и т.д.» [5].

В зависимости от целей и задач социально-психологической экспертизы используется определенная структура организации экспертного оценивания, как правило, состоящая из нескольких этапов. Так, например, в многоуровневой экспертной системе, группой управления экспертное оценивание может проводиться в следующем порядке:

1. Подготовка и издание регламентирующего документа, в котором формулируется цель работы и основные положения по ее выполнению.

2. Формирование группы управления: назначается руководитель экспертизы для подготовки регламентирующегодокумента, а также для руководства всей работой. На него возлагается формирование группы управления и ответственность за организацию ее работы.

3. Подбор экспертной группы, который осуществляется группой управления примерно в такой последовательности:

- формулирование решаемой проблемы;

- определение круга областей деятельности, связанных с проблемой;

- определение долевого состава экспертов по каждой области деятельности;

- определение количества экспертов в группе;

- составление предварительного списка экспертов;

- анализ качеств экспертов и уточнение списка экспертов в группе;

- получение согласия экспертов на участие в работе;

- составление окончательного списка экспертной группы.

4. Разработка организации и методики проведения опроса экспертов, которая осуществляется параллельно с процессом формирования группы экспертов. При этом решаются следующие вопросы: место и время проведения опроса; количество и задачи туров опроса; форма проведения опроса; порядок фиксации и сбора результатов опроса; наличие необходимых документов.

5. Определение организации и методики обработки данных опроса: определяются задачи и сроки обработки, процедуры и алгоритмы обработки, силы и средства для проведения обработки.

6. Выполнение комплекса работ в соответствии с намеченным планом: группа управления осуществляет в процессе непосредственного проведения опроса экспертов и обработки его результатов, корректируя по мере необходимости содержание, сроки и обеспечение ресурсами.

7. Оформление результатов работы: производится анализ результатов экспертного оценивания; составление отчета; обсуждение и одобрение результатов; представление итогов работы на утверждение; ознакомление с результатами экспертизы организаций и лиц.

Методы социально-психологической экспертизы представляют сложную структуру, состоящую из отдельных содержательных групп, с включенными в них подгруппами.

В соответствии с принципами научно-практического исследования в психологии выделяют следующие экспертные методы:

- неэкспериментальный (описательный) – наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности;

- экспериментальный – лабораторный, естественный эксперимент;

- психодиагностический – объективный (тесты интеллекта, специальных способностей, достижений, личности), субъективный (личностные опросники, опросники состояния и настроения, опросники-анкеты) и проективный (моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические методики) подходы.

По способу получения экспертных оценок можно выделить:

- методы коллективной работы группы (методы «мозговой атаки», «сценариев», «деловых игр», «совещаний», «суда»);

- методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы (методы анкетного опроса, интервью, метод «Дельфи»).

В зависимости от вида экспертизы могут применяться специфические методы и методики социально-психологического, психодиагностического исследования и др.

Обобщая вышесказанное, можно заметить, что социально-психологическая экспертиза является отраслью психологии, весьма близко стоящей к острым социальным проблемам психологической оценки поведения людей во всех сферах их производственной и социальной жизни. Базируясь на общем фундаменте знаний о высшей психической деятельности человека, экспертиза использует и свои собственные аналитические методы. Игнорирование научной обоснованности психологической экспертной деятельности приводит к тому, что оценка личности проводится по набору ее внешних свойств, оценка и анализ индивидуально-психологических особенностей заменяется их констатацией.

Объективность выделения социально-психологической экспертизы как специфической отрасли психологии предопределено, с одной стороны, ее собственным развитием как науки, с другой – появлением такого набора фактов и явлений общественной жизни, которые для своего осмысления требуют применения специфических психологических методов изучения, причем в тесном взаимодействии с другими науками. Актуальность задач, которые решает социально-психологическая экспертиза, определяется степенью ее включенности в общую проблематику общества. Ее многоаспектность проявляется в том, что она соединяет, увязывает задачи изучения психологических особенностей личности с прагматическими вопросами конкретных практических сфер, например, общественного производства и общения. Другая ее существенная особенность состоит в том, что социально-психологическая экспертиза, как правило, предусматривает (или подразумевает) практические рекомендации и прогностические оценки.

Изучая проявление особенностей личности, в том числе общих и специальных способностей человека, под воздействием внешних факторов, социально-психологическая экспертиза оценивает (измеряет количественно и качественно) психологические реакции человека, возможности адаптации к окружающей его в данный момент производственной или социальной среде. Радикализм происходящих в обществе преобразований, новые психологические феномены ставят перед социально-психологической экспертизой задачи глубокого осмысления своих возможностей и своего специфического места в системе психологического знания, в том числе выделения различных уровней в своей структуре, а также совершенствования методического инструментария и методологических подходов.

 



2018-06-29 1265 Обсуждений (0)
ОБУЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПСИХОЛОГОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБУЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПСИХОЛОГОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)