Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные виды учебных, научных и справочных изданий



2018-06-29 3806 Обсуждений (0)
Основные виды учебных, научных и справочных изданий 5.00 из 5.00 3 оценки




Учебное издание содержит систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения (ГОСТ 7.60 – 2003, п. 2.4.1.7.) [2].

Научное издание содержит результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы (ГОСТ 7.60 – 2003, п. 2.4.1.2.).

Справочное издание содержит краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения (ГОСТ 7.60 – 2003, п. 2.4.1.10).

В соответствии с ГОСТ 7.60 – 2003 к учебным изданиям относятся (п.2.4.3.4.):

- учебник – содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания;

- учебное пособие – дополняет или частично (полностью) заменяет учебник, официально утверждено в качестве данного вида издания;

- учебно-методическое пособие – содержит материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) или воспитания;

- учебное наглядное пособие – учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию;

- рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета;

- самоучитель – учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя;

- хрестоматия – учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины;

- практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного;

- задачник – практикум, содержащий учебные задачи;

- учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части);

- учебный комплект – набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание и т.п.

К научным изданиям причисляются (ГОСТ 7.60 – 2003, п. 2.4.3.1):

- монография – научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам;

- сборник научных трудов – сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ;

- материалы конференции (съезда, симпозиума) – непериодический сборник, содержащий итоги конференции (доклады, рекомендации, решения);

- препринт – научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены;

- пролегомены, введение – научное или учебное издание, содержащее первичные сведения и основные принципы какой-либо науки;

- тезисы докладов / сообщений научной конференции (съезда, симпозиума) – научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений);

- автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.

Справочными изданиямисчитаются:

- энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке;

- словарь (словарь-справочник) – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными (п. 2.4.3.5.2).

По форме выпускаучебные и научные издания могут быть разных видов, например:

- альманах – сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку;

- бюллетень – периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.

Принято различать девять основных видов изданийпо способу организации произведений.

1. Академическое издание, содержащее научно выверенный текст произведения и его различные варианты, тщательно подготовленное, снабженное большим научно-справочным аппаратом, в том числе обстоятельным комментарием.

2. Избранные сочинения и избранные произведения – однотомное или многотомное издание, содержащее часть произведений одного или нескольких авторов, отобранных по определенному принципу;

3. Собрание сочинений – однотомное или многотомное издание, содержащее все или значительную часть произведений одного или нескольких авторов, дающее представление о его (их) творчестве в целом;

4. Многотомное издание (многотомник) – непериодическое издание, состоящее из двух или более нумерованных томов, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;

5. Однотомное издание (однотомник) – непериодическое издание, выпущенное в одном томе;

6. Отдельное издание – издание, содержащее произведение, ранее опубликованное в периодическом издании, сборнике или собрании сочинений (избранных сочинениях);

7. Приложение – издание, имеющее самостоятельное значение, распространяемое вместе с основным изданием бесплатно или за дополнительную плату (приложение может быть непериодическим и периодическим, имеющим самостоятельное заглавие, нумерацию, год издания);

8. Серия – издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым или читательским назначением, выходящих в однотипном оформлении (серия может быть непериодической, периодической, продолжающейся; периодическая или продолжающаяся серия состоит из нумерованных или датированных выпусков). Серия имеет разновидности:

- библиотечная серия (предназначенная для библиотек);

- закрытая серия; библиотека (серия, выход которой ограничен определенным временем и числом изданий);

- открытая серия (серия, продолжительность выхода и количество выпусков которой заранее не установлены);

- подсерия (часть серии, имеющая более узкое целевое и читательское назначение или определенную тематику, а также собственное заглавие, дополняющее заглавие серии).

9. Серийное издание, входящее в непериодическую серию.

Выделяют виды печатных изданий по объему:

- книга (книжное издание объемом свыше 48 страниц);

- брошюра (книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц);

- листовка (листовое издание объемом от 1 до 4 страниц) [2].

Критерии оценки образовательных программ, учебной литературы

Основой для разработки критериев оценки образовательных программ, учебно-методических материалов могут стать научно-методические требования, предъявляемые к учебным изданиям.

При определении научно-методических требований к учебным изданиям целесообразно исходить, прежде всего, из педагогических задач, поставленных перед учебной литературой.

Рассматривая учебные издания как важнейшие средства передачи учебной информации, необходимо подчеркнуть их ведущую роль среди других средств, используемых студентами при самостоятельной работе. Поэтому важно, чтобы в учебных изданиях была изложена целостная системазнаний.

Учебно-методический материал должен быть представлен в удобной для изучения форме (позволяющей вскрыть методологические основы знаний, осветить проблемы соответствующей отрасли науки).

Значительное внимание придается такой организации учебного издания, чтобы содержащийся в нем материал стимулировал учащегося к активному самостоятельному усвоению знаний. В связи с этим «изложение материала в нем необходимо строить с учетом педагогических и психологических закономерностей усвоения знаний. Авторы, хорошо владеющие педагогическими приемами, используют различные методы стимулирования и организации мышления студента, осуществления самоконтроля усвоения материала, концентрации внимания учащегося на проблемных и перспективных вопросах развития конкретной науки» [1, с. 17].

Считается, что для успешного усвоения нового материала по учебнику необходимо в первую очередь обеспечить мотивацию, т. е. формирование и поддержание внутреннего побуждения, стимулирующего человека к активной творческой работе. Иными словами, в основе мотивации учения находится осознание потребности в данных знаниях, а также интерес к ним.

Другим критерием успешного усвоения нового материала и самостоятельной работы учащегося является доступность изложения материала. Решая задачи обучения, необходимо учитывать выбранные содержательные средства и специфику подачи материала.

Традиционно считается, что основным средством формирования интереса к изучаемому предмету являются правильная организация всей учебно-воспитательной работы, повышение познавательной активности учащихся, включение в творческую самостоятельную деятельность с целью приобретения новых знаний. В связи с этим важно, чтобы в учебную литературу были введены проблемные вопросы, которые создавали бы ситуацию осознанной потребности в овладении знаниями.

Наряду с изложением программного материала необходимо раскрыть перспективы развития определенной отрасли знаний, что будет способствовать формированию умений применять знания при решении конкретных задач в практике.

Значимая роль при создании учебной литературы принадлежит отбору фактического материала. Отобранные факты не должны быть случайными, они должны раскрывать наиболее типичные явления. Здесь важно отделить главное от второстепенного, общее от частного, включить в содержание материал принципиального и перспективного значения.

Учебный материал должен быть изложен с учетом принципа историзма, особенно по тем дисциплинам, в которых без культурно-исторических аспектов немыслимо современное объективное представление о предмете изучения. Книга, содержащая материал о возникновении и развитии научных понятий, общечеловеческих ценностей, способствует повышению научности обучения и более глубокому усвоению знаний.

Особое значение в последнее время придается междисциплинарным и интрадисциплинарным взаимосвязям. Для этого важно, чтобы все выводы концептуального характера, излагаемые в учебной литературе по родственным предметам, взаимно дополняли и обогащали друг друга, и обеспечивали этим создание научной системы взглядов наразвитие природы, общества и мышления.

Основные требования к структуре и содержанию учебных изданий носят, как правило, рекомендательный характер. При этом необходимо учитывать, что в создании учебной литературы, важны инновационные работы, инициативные творческие изыскания, выполненные на высочайшем научном и педагогическом уровне.

Кроме того, эффективность работы с книгой зависит от многих позиций, например: насколько представлен справочный аппарат, рационально и методически оправданно текст сочетается с иллюстрациями и табличным материалом; какова структура книги и способы изложения материала и др.

Традиционно рекомендуется следующая последовательность расположения основных элементов учебного издания:

- Оглавление – дает общее представление о структуре книги и ее проблематике, в нем расположены в виде системы заголовков все более или менее значимые части книги с указанием страниц, где они помещены;

- Предисловие – представляет собой вводный текст, который предшествует изложению основного материала, и относится к элементам справочного аппарата;

- Методические рекомендации – относятся к справочно-сопроводительному аппарату учебного издания и являются своего рода инструкцией по изучению учебной дисциплины;

- Текст и иллюстрации: текст является основным структурным элементом учебника, раскрывающим содержание учебной программы, обеспечивающим последовательное, полное и аргументированное ее изложение;иллюстрации – важное средство учебного познания, успешного овладения наукой;

- Заключение – представляет особое значение – подводится итог изложения учебного материала;

- Приложение – служит средством обогащения учебника, делающим книгу полновесной не только при изучении теоретической части, но и при проведении практических занятий (в их состав могут входить: диаграммы, карты, таблицы, схемы, словари, списки иллюстраций и др.);

- Указатели – могут быть предметные, именные, предметно-именные и др.;

- Литература – является составным элементом справочного аппарата учебной книги.

Таким образом, основные требования к учебной литературе позволяют сформулировать общие рекомендации по организации работы над его созданием, а также определить основные критерии экспертно-оценочной деятельности данного направления.

По содержанию и оформлению учебное издание должно соответствовать принятым правилам оформления учебных изданий, общим правилам построения учебного материала. Должно быть направлено на достижение образовательных результатов (вариативность, интерактивность, технологичность, прогностичность), а название учебного издания должно соответствовать содержанию и заявленным результатам обучения.



2018-06-29 3806 Обсуждений (0)
Основные виды учебных, научных и справочных изданий 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Основные виды учебных, научных и справочных изданий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3806)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)