Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационно-содержательные аспекты экспертизы образовательных программ



2018-06-29 640 Обсуждений (0)
Организационно-содержательные аспекты экспертизы образовательных программ 0.00 из 5.00 0 оценок




Организация экспертизы образовательных программ и учебной литературы может быть регламентирована нормативно-правовыми инструкциями, методическими указаниями и рекомендациями [5, 6].

В целях обеспечения качества школьного образования, защиты детей и подростков от некомпетентных педагогических воздействий экспертиза школьных образовательных программ может организовываться: экспертными комиссиями по аттестации школьных образовательных учреждений; экспертными советами и органами управления образованием по проведению экспертизы новых (инновационных) программ [3, 4].

При этом важна оценка соответствия образовательной программы общим принципам ее проектирования, например, таким как:

1. актуальность – практическая ценность заявленных в программе проблем и результатов обучения, учитывающих современную ситуацию в образовании;

2. целесообразность – соответствие цели программы и планируемых по программе результатов статусу образовательного учреждения, компетенциям преподавательского состава, уровню информационной обеспеченности, учебно-методического потенциала, материально-технической базы;

3. фундаментальность и соответствие достигнутому уровню развития знания и образовательных технологий: в принципах обучения, в формах и методах обучения, в управлении образовательным процессом, в средствах обучения;

4. наличие основных компонентов методической системы программы, таких как: цель, содержание, методы и формы обучения, виды учебной деятельности учащихся, используемые технические средства, результаты обучения и методы их оценивания, сочетание результатов обучения и адекватных им методов обучения, оценивания и содержания программы, целостность и логическая последовательность содержания программы;

5. реализация принципов дидактики (преемственность, систематичность, логичность и последовательность изложения учебного материала и др.), дающих основание для целостного представления учебного предмета.

Механизмы реализации образовательной программы для достижения заявленных в программе результатов оценивается по таким параметрам, как:

1. вариативность используемых методов и форм организации учебного процесса с учётом индивидуальных потребностей учащихся;

2. интерактивностъ – организация учебного процесса как деятельности и взаимодействия преподавателя и учащихся в режиме диалога;

3. достижение оптимального соотношения между информационным объемом программы и ее задачей научить школьников понимать, анализировать, систематизировать, применять и оценивать полученную информацию;

4. технологичность – использование современных образовательных технологий; учет накопленного учебно-методического потенциала и конкретного опыта; оценка возможностей качественной организации образовательного процесса на основе существующего в учреждении материально-технического обеспечения (оборудования, технических средств, помещений для проведения занятий);

5. цели и формы контроля знаний – прогнозируемые результаты обучения, соответствие между результатами обучения, методами обучения, оценочными заданиями и критериями оценивания.

Одним из характерных требований, которые предъявляются к инновационным образовательным программам, является разработанность программы (комплекса программ) для различных участников образовательного процесса, например: учителей, учащихся, родителей, субъектов управления, социума.

Так, в отношении педагогов важными критериями оценки современной образовательной программы является нацеленность на развитие у них рефлексии, способности альтернативно мыслить, адекватного представления реального ученика.

Относительно конечных целей учебно-воспитательного процесса, логики построения содержания и методов обучения образовательная программа должна иметь ясно сознаваемую перспективу, как в целом, так и на отдельных его этапах.

Перспективой развития инновационных образовательных программ является выход на новые сферы социального взаимодействия людей, заинтересованных в развитии гражданского общества и образования как неотъемлемой его части.

Экспертная оценка инновационной образовательной программы может включать в себя такие критерии, как: смысловая доступность (понятность) проекта, новизна и оригинальность, рефлексивность и теоретичность, федеральная значимость и перспективность.

Структура заключения (отчета) может включать в себя: анализ реальной новизны, продуктивности и федеральной перспективности проекта и оценку его органичности, неформальности и содержательной рефлексивности, – которые и являются показателями эффективности проекта. Могут быть отражены следующие аспекты: цели и ценности проекта, на которые явно или неявно ориентирован проект, их динамика в процессе реализации проекта; новые идеи деятельности, возникающие в проекте, и порождаемые ими продуктивные задачи; результативность проекта с точки зрения его авторов, обоснованной достоверностью результатов исследования (мониторинга).

Соответственно, заключение должно содержать обоснование эффективной оценки качества и перспективности того или иного проекта, отвечать требованию необходимости и достаточности, результативности. Поэтому каждая позиция заключения должна быть теоретически обоснована, доказана необходимость для реализации целей экспертизы и достаточность суммы позиций для вынесения качественного экспертного решения (решения о перспективности того или иного проекта).

При разработке критериев оценки образовательных программ должны быть учтены требования к программам в отношении участников обучения, среди которых можно выделить следующие:

- активная деятельность (деятельностность) – участники образовательной программы должны вовлекаться в деятельность, в ходе которой и происходит освоение особой предметности, заложенной в программе;

- индивидуализация – возможность формирования индивидуальной траектории движения для каждого участника программы (например, возможность выбора из всего набора доступных программ некоторой совокупности, отражающей интересы и предпочтения конкретного ученика);

- целостность образовательной программы следует из понятия предметности, наличие которой обеспечивает единство программы на всех уровнях;

- модульность как характеристика возможности конвертации достижений и определения стоимости (веса) конкретной образовательной программы.

В ходе реализации образовательной программы может быть проведена оценка общей ее ориентированности на создание некоторого произведения (продукта) по следующим критериям:

- интерактивность как общая характеристика процесса реализации образовательной программы;

- презентативность – проектирование и обеспечение возможности представить процесс освоения программы и ее итоговый результат для всех участников;

- конвертируемость, которая предполагает определение рейтинга учебных достижений образовательной программы.

К общим критериям экспертизы образовательных программ можно отнести такие требования, как: наличие результата образовательной деятельности, т.е. образовательная программа должна содержать описание способа аттестации выпускника программы, критерии его оценки; адекватность произведения предметности программы, созданного в процессе ее освоения.

Таким образом, выдвижение концепции комплексной экспертной системы информационного обеспечения учебного процесса актуализировано задачами эффективной теоретической и практической подготовки субъекта учебной деятельности, определяющими успешность его обучения и развития личности на разных этапах образования.

Разработка технологии организации и проведения экспертиз образовательных программ, учебных изданий, основанной на единых научно-методических принципах комплексной экспертной системы информационного обеспечения учебного процесса, будет способствовать регулированию организации и содержания учебно-воспитательного процесса; повышению качества обучения; внесет свой вклад в формирование теоретико-методологических оснований системной организации экспертной деятельности в сфере образования.

Список литературы:

1. Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов: Справочное пособие. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 224 с.

2. ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды, термины и определения». Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации от 25 ноября 2003 г. 331-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7.60-2003 в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г.

3. Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании. – М.: Академия, 2002.

4. Кузьмин А.И. Оценка проектов и программ. – М., 2005.

5. Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек / Вестник образования № 7, 1995.

6. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации / Вестник образования № 7, 1995.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 



2018-06-29 640 Обсуждений (0)
Организационно-содержательные аспекты экспертизы образовательных программ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационно-содержательные аспекты экспертизы образовательных программ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (640)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)