Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из опыта подготовки студентов к экспертной деятельности в Институте психологии, социологии и социальных отношений



2018-06-29 313 Обсуждений (0)
Из опыта подготовки студентов к экспертной деятельности в Институте психологии, социологии и социальных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Институте психологии, социологии и социальных отношений разработан и внедрен в образовательный процесс учебный спецкурс для студентов-психологов, который направлен на то, чтобы отразить основные тенденции и направления социально-психологической экспертизы в соответствии с целями и задачами определенных направлений практики. В программу курса включены следующие разделы: социально-психологическая экспертиза в организации, на предприятии; психологическая экспертиза здоровья и профессиональной пригодности; социально-психологическая экспертиза рекламы; судебно-психологическая экспертиза; социально-психологическая экспертиза в сфере образования.

При изучении раздела «Социально-психологическая экспертиза в организации, на предприятии» рассматриваются такие вопросы, как специфика организации экспертной деятельности психолога на предприятии, учреждении; особенности социально-психологической экспертизы при аттестации и оценке персонала, руководителей, при формировании кадрового резерва, для исследования групповых отношений. На практических занятиях отрабатывается проектирование процедуры экспертной оценки для конкретной организации.

Раздел «Психологическая экспертиза здоровья и профессиональной пригодности» посвящен изучению как систематизированного теоретического материала (методологическое, физиологическое, системотехническое, эксплуатационное, педагогическое направления), так и конкретных практических разработок. Отрабатываются методики и техники, с помощью которых оцениваются нарушения профессиональной надежности, причины несчастного случая или происшествия. Рассматривается специфика психологической экспертной оценки данного направления по разным этапам формирования профессиональной пригодности: трудовое воспитание и обучение, профориентация, профотбор, профессиональная подготовка, адаптация, деятельность, аттестация и реабилитация.

«Судебно-психологическая экспертиза» – важное направление по обзору методологических основ и особенностей организации экспертной деятельности психолога в судопроизводстве. Рассматривается предмет и объект судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения; особенности ее организации и содержания в зависимости от следственных ситуаций; порядок назначения и производства. На практических занятиях тренируются навыки и умения работы с некоторыми методиками клинико-психологического и экспериментально-психологического обследования, которые используются в практике судебно-психологической экспертизы.

Актуально в наше время изучение тематики, посвященной «Социально-психологической экспертизе рекламы», и с точки зрения определения ее эффективности, и для обеспечения прав человека (прежде всего его психологической безопасности от негативных воздействий и манипулятивных влияний). Поэтому на практических занятиях студенты знакомятся с методами и методиками, используемые в экспертной оценке данного направления. Кроме того, рассматриваются модели социально-психологической экспертизы рекламы. Так, необходимо ознакомиться с подходом к психологической экспертизе рекламы, в котором важную роль играют принцип ее корректности и психологическая безопасность, а также с подходом к экспертной оценке коммуникативного и психологического аспектов исследования детальных рекламных сообщений, позволяющих выявить и скорректировать самое слабое звено.

Раздел «Социально-психологическая экспертиза в сфере образования» посвящен таким вопросам, как особенности организации и содержания деятельности психолога в экспертных комиссиях по аттестации дошкольных и школьных образовательных учреждений; специфика проведения социально-психологической экспертизы новых образовательных программ, тренингов. Кроме того, уделяется внимание разным видам экспертиз (например, психолого-медико-социальной направленности) в сфере образования.

Учебный курс предполагает систематизацию и обобщение научных исследований и практических разработок. После курса обучения считается, что студент овладел умениями синтезировать информацию, объединить специальные знания и опыт, дать объективные квалифицированные рекомендации. В ходе работы с конкретными методиками студенты получают уникальную возможность применить свои знания и умения в интересной, важной и востребованной экспертной деятельности психолога.

Введение спецкурсов и дисциплин, направленных на обучение экспертной деятельности бакалавров и магистров психологов, будет соответствовать актуальным запросам общества, современным требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а также будет способствовать решению общей задачи подготовки высокопрофессиональных и квалифицированных кадров, в частности – компетентных экспертов-психологов.

В ИПССО развернута плодотворная работа по созданию современных методов экспертизы применительно к конкретным ситуациям, адаптации хорошо зарекомендовавших себя зарубежных технологий. Обучение построено таким образом, чтобы будущие бакалавры и магистры освоили все тонкости социально-психологической экспертизы как особого вида профессиональной деятельности и могли самостоятельно решать сложные практические задачи, творчески применяя полученные знания, умения и навыки экспертной работы, что оказывает свое влияние на выстраивание личной стратегии роста выпускников.

Одним из базовых принципов успешной подготовки бакалавров и магистров является также формирование профессионального менеджмента для управления образовательным процессом, опирающегося на оценку состояния, с одной стороны, потребностей, социальной, экономической, идеологической обстановки, с другой – на обучение тем методам и приемам, которые наиболее адекватны задачам обновления существующей социально-психологической среды.

 

Литература:

 

1. Краткий словарь современных понятий и терминов. – 3-е изд., дораб. и доп./ Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др. Сост., общ.ред. В.А.Макаренко. – М.: Республика, 2000. – 670 с.

2. Макшанцева Л.В. Экспертная деятельность психолога: Учебное пособие. – М.: МГПУ, 2010. – 124 с.

3. Психология труда: учеб. для студентов вузов [Текст] / А.В. Карпов и др.; под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2005. – 350 с.

4. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). – М.: Смысл, 1999.

5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. – 260 с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2010. – 365 с.

7. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб: Питер, 2007. – 240 с.

8. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 383 с.

9. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие [Текст] / Е.С. Романова. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 



2018-06-29 313 Обсуждений (0)
Из опыта подготовки студентов к экспертной деятельности в Институте психологии, социологии и социальных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из опыта подготовки студентов к экспертной деятельности в Институте психологии, социологии и социальных отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)