Сравнение ценностных ориентаций сельских и городских школьников.
В исследовании приняли участие сельские школьники в количестве 35 человек, учащиеся 9, 10 и 11 классов, в возрасте от 14 до 16 лет, а также подростки г.Чехова в количестве 29 человек, учащиеся 10 и 11 классов, в возрасте 15, 16 лет Сравнение иерархической структуры ценностей по усредненным значениям мест для выбранных групп юношей. Проведенное сравнение показывает, что у городских юношей на первых местах в качестве ведущих ценностей выступают аккуратность, исполнительность, самоконтроль, в то самое время как у сельских юношей в качестве ведущих выступают – ответственность, честность, твердая воля. Менее значимы для сельских юношей высокие запросы к жизни, непримиримость к недостаткам. Интересно, что у городских юношей честность практически на последнем месте, а также смелость в отстаивании своего мнения (см. табл. 1).
Таблица 1. Распределение инструментальных ценностей в соответствии со средним значение места, на которое их поставили сельские и городские юноши
Для определения достоверности различий между распределением мест по отдельным ценностям городских и сельских школьников был использован критерий Колмогорова-Смирнова (см. табл. 2). По ряду ценностей различия в распределении мест в выборке городских школьников и в выборке сельских школьников достигает уровня статистической значимости, т.е. значимо отличается от нуля.
Таблица 2. Оценка достоверности различий в выборе отдельных ценностей сельскими и городскими юношами с использованиемкритерия Колмогорова-Смирнова
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово). Чувство долга, умение держать свое слово у сельских юношей занимает первое место (среднее значение ранга по выборке составляет 5,7). В иерархии ценностей городских школьников данная ценность лишь занимает шестое место (среднее значение ранга по выборке составляет 6,6). Различия в выборе достоверны (Р < 0,01 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «ответственность» представлено на рис.1. Почти половина (47%) сельских юношей поставила эту ценность на первые три места, тогда как городские юноши отодвинули ее на 4 и далее места.. Рис. 1. Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «ответственность».
Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; Умение содержать в порядке вещи, порядок в делах у городских юношей занимает первое место (среднее значение ранга по выборке составляет 4,6). В иерархии ценностей сельских школьников данная ценность занимает лишь одиннадцатое место (среднее значение ранга по выборке составляет 9,1). Различия в выборе достоверны (Р < 0,05 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «аккуратность» представлено на рис.2. Половина (50%) городских юношей поставила эту ценность на первые два места, тогда как среди сельских юношей таких только 20% и 30% из них вообще отодвинули эту ценность на последние 5 мест. Рис. 2. Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «аккуратность».
Исполнительность (дисциплинированность);
Аналогично с вышеописанной ценностью на второе место у городских юношей выходит дисциплинированность (среднее значение ранга по выборке составляет 4,7). В иерархии ценностей сельских школьников данная ценность занимает лишь десятое место рядом с аккуратностью (среднее значение ранга по выборке составляет 9,0). Различия в выборе достоверны (Р < 0,05 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «исполнительность» представлено на рис.3. 24% городских юношей поставила эту ценность на первые два места, тогда как среди сельских юношей таких нет, зато 28% из них ставят эту ценность на последние 6 мест. Рис. 3. Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «исполнительность». Честность (правдивость, искренность);
Правдивость и искренность у сельских юношей занимает второе место (среднее значение ранга по выборке составляет 7,9). В иерархии ценностей городских школьников данная ценность лишь занимает предпоследнее 17-ое место (среднее значение ранга по выборке составляет 12,7). Различия в выборе достоверны (Р < 0,05 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «честность» представлено на рис.4. 21% сельских юношей поставили эту ценность на первые три места, тогда как городские юноши в лучшем случае ставили ее на 4 место. Зато 46% из них ставят эту ценность на последние 3 места. Или иными словами, полностью исключая какую-либо значимость этой ценности в современном мире.
Рис. 4. Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «честность».
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями). Умение настоять на своем, не отступать перед трудностями у сельских юношей занимает третье место (среднее значение ранга по выборке составляет 8,1). В иерархии ценностей городских школьников данная ценность лишь занимает 11-ое место (среднее значение ранга по выборке составляет 12,0). Различия в выборе достоверны (Р < 0,01 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «твердая воля» представлено на рис.5. 55% сельских юношей поставили эту ценность на первые 7 мест, тогда как городские юноши обозначили эту ценность с 8-го места. У городских юношей эта ценность находится где-то в середине списка.
Рис. 5 Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «твердая воля».
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
Сдержанность и самодисциплина у городских юношей занимает третье место (среднее значение ранга по выборке составляет 5,2). В иерархии ценностей сельских школьников данная ценность занимает 8-е место (среднее значение ранга по выборке составляет 8.7 ). Различия в выборе достоверны (Р < 0,05 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «самоконтроль» представлено на рис.6. 16% городских юношей поставила эту ценность на первые два места, тогда как среди сельских юношей таких только 4% и 36% из них вообще отодвинули эту ценность на последние места. Данная ценность неоднозначно воспринимается юношами. Ответы равномерно распределяются у городских юношей с 3-его по 10-е место, у сельских еще больше.
Рис. 6. Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «самоконтроль».
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «независимость» представлено на рис.7 Способность действовать самостоятельно и решительно примерно одинаково оценивается двумя группами юношей. Почти половина ответивших поместили эту ценность со 2-го по 6-е место.
Рис. 7. Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «независимость».
Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов у сельских юношей занимает 12 место (среднее значение ранга по выборке составляет 9,6). В иерархии ценностей городских школьников данная ценность стоит на последнем месте место (среднее значение ранга по выборке составляет 13,7). Различия в выборе достоверны (Р < 0,001 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «смелость в отстаивании своего мнения» представлено на рис.8. У сельских юношей эта ценность распределена почти равномерно со 2-го по 16-е место, показывая, тем самым, что сельские школьники по разному собираются отстаивать свое мнение и взгляды. У городских юношей эта ценность компактно распределяется от 11 до 16 место, обозначая тем самым, гораздо меньшую значимость данного качества для современной жизни.
Рис. 8. Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «смелость в отстаивании своего мнения».
Сравнение иерархической структуры ценностей по усредненным значениям мест для выбранных групп девушек. Проведенное сравнение показывает, что у городских девушек на первых местах в качестве ведущих ценностей выступают исполнительность, самоконтроль, аккуратность, в то самое время как у сельских девушек в качестве ведущих выступают – ответственность, честность, воспитанность. Менее значимы для сельских девушек высокие запросы к жизни, непримиримость к недостаткам. Интересно, что и у городских девушек честность практически на последнем месте, а также смелость в отстаивании своего мнения (см. табл. 3).
Таблица 3. Распределение инструментальных ценностей в соответствии со средним значение места, на которое их поставили сельские и городские девушки
Для определения достоверности различий между распределением мест по отдельным ценностям городских и сельских школьников был использован критерий Колмогорова-Смирнова (см. табл. 4). По ряду ценностей различия в распределении мест в выборке городских школьников и в выборке сельских школьников достигает уровня статистической значимости, т.е. значимо отличается от нуля. Таблица 4 Оценка достоверности различий в выборе отдельных ценностей сельскими и городскими девушками с использованиемкритерия Колмогорова-Смирнова
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
Чувство долга, умение держать свое слово у сельских девушек занимает первое место (среднее значение ранга по выборке составляет 4,4). В иерархии ценностей городских девушек данная ценность лишь занимает 7 место (среднее значение ранга по выборке составляет 7,3). Различия в выборе достоверны (Р < 0,001 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «ответственность» представлено на рис.9.
Рис. 9. Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «ответственность».
Почти половина (46%) сельских девушек поставила эту ценность на первые три места, тогда как городские девушек отодвинули ее на 3 и далее места. У городских девушек эта ценность заняла в основном 6 – 10 места. Исполнительность (дисциплинированность).
Первое место у городских девушек выходит исполнительность и дисциплинированность (среднее значение ранга по выборке составляет 4,4). В иерархии ценностей сельских девушек данная ценность занимает лишь 12 место (среднее значение ранга по выборке составляет 9,6). Различия в выборе достоверны (Р < 0,001 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «Исполнительность» представлено на рис.10. 58% городских девушек поставила эту ценность на первые 4 места, тогда как среди сельских девушек таких 6%, зато 52% из них ставят эту ценность далее 10-го места.
Рис. 10 Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «исполнительность».
Честность (правдивость, искренность).
Правдивость и искренность у сельских девушек занимает второе место (среднее значение ранга по выборке составляет 5,2). В иерархии ценностей городских девушек данная ценность лишь занимает предпоследнее 13-ое место (среднее значение ранга по выборке составляет 12,6). Различия в выборе достоверны (Р < 0,001 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «честность» представлено на рис.11. 37% сельских девушек поставили эту ценность на первые три места, тогда как городские девушки в лучшем случае ставили ее на 4 место. В основном 85% из них поставили эту ценность на 12 – 18 места, полностью исключая какую-либо значимость этой ценности для себя в современном мире.
Рис. 11. Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «честность».
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).
Сдержанность и самодисциплина у городских девушек занимает третье место (среднее значение ранга по выборке составляет 5,0). В иерархии ценностей сельских девушек данная ценность занимает 10-е место (среднее значение ранга по выборке составляет 9,1 ). Различия в выборе достоверны (Р < 0,01 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «самоконтроль» представлено на рис.12. 24% городских девушек поставила эту ценность на первые два места, тогда как среди сельских девушек таких только 10% и 35% из них вообще отодвинули эту ценность на последние места (ниже 12-го). Данная ценность неоднозначно воспринимается сельскими девушками. Ответы равномерно распределяются у них со 2-го по 16-е место, у городских примерно также, только от 1 до 10-го места. Рис. 12. Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «самоконтроль».
Воспитанность (хорошие манеры).
Воспитанность (хорошие манеры) у сельских девушек занимает третье место (среднее значение ранга по выборке составляет 6,3). В иерархии ценностей городских девушек данная ценность лишь занимает 7-ое место (среднее значение ранга по выборке составляет 7,3). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «воспитанность» представлено на рис.13. 20% сельских девушек поставили эту ценность на первое место, против 8% у городских девушек. Примерно у половины девушек данная ценность имеет серьезное значение, а у другой половины (особенно у городских девушек) в принципе ничего не значит. Рис. 13. Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «воспитанность».
Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах.
Умение содержать в порядке вещи, порядок в делах у городских девушек занимает 4 место (среднее значение ранга по выборке составляет 6,4). В иерархии ценностей сельских девушек данная ценность занимает лишь 9 место (среднее значение ранга по выборке составляет 8,8). Различия в выборе достоверны (Р < 0,05 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «аккуратность» представлено на рис.14. 18% городских девушек поставила эту ценность на первые два места, тогда как среди сельских девушек только со второго места - 13%. Доминирующие места этой ценности у городских девушек 6-ое и 7-ое, а у сельских девушек – 12-ое место.
Рис. 14. Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «аккуратность».
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).
Широта взглядов, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки у 35% сельских девушек равномерно распределилось между 1 и 7 местом (среднее значение ранга по выборке составляет 9,4). В иерархии ценностей городских девушек данная ценность лишь располагается на последних местах, начинаясь только с 8-го места (среднее значение ранга по выборке составляет 13,7). Различия в выборе достоверны (Р < 0,01 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «честность» представлено на рис.15.
Рис. 15. Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «широта взглядов».
Сравнительный анализ структуры и значимых различий в ценностных ориентациях школьников проводился по списку терминальных ценностей Рокича отдельно для юношей и отдельно для девушек. Выявлено, что у городских юношей на первых местах в качестве ведущих ценностей выступают аккуратность, исполнительность, самоконтроль, в то самое время как у сельских юношей в качестве ведущих выступают – ответственность, честность, твердая воля. Менее значимы для сельских юношей высокие запросы к жизни, непримиримость к недостаткам. Интересно, что у городских юношей честность практически на последнем месте, а также смелость в отстаивании своего мнения. Городские и сельские юноши достоверно (Р<0,05) различаются по таким ценностям какответственность, аккуратность, честность, исполнительность, твердая воля, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость. Это свидетельствует о значительных различиях в социальных условиях жизни. При сравнительном анализе ценностных ориентаций отдельно у девушек выявилось примерное сходство в выборе значимых ценностей. У городских девушек на первых местах в качестве ведущих ценностей выступают исполнительность, самоконтроль, аккуратность, в то самое время как у сельских девушек в качестве ведущих выступают – ответственность, честность, воспитанность. Менее значимы для сельских девушек высокие запросы к жизни, непримиримость к недостаткам. Интересно, что и у городских девушек честность практически на последнем месте, а также смелость в отстаивании своего мнения. Городские и сельские девушки достоверно (Р<0,05) различаются по таким ценностям какответственность, исполнительность, честность, самоконтроль, аккуратность, широта взглядов, непримиримость к недостаткам.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |