Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнение ценностных ориентаций сельских и городских школьников.



2018-06-29 493 Обсуждений (0)
Сравнение ценностных ориентаций сельских и городских школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В исследовании приняли участие сельские школьники в количестве 35 человек, учащиеся 9, 10 и 11 классов, в возрасте от 14 до 16 лет, а также подростки г.Чехова в количестве 29 человек, учащиеся 10 и 11 классов, в возрасте 15, 16 лет

Сравнение иерархической структуры ценностей по усредненным значениям мест для выбранных групп юношей.

Проведенное сравнение показывает, что у городских юношей на первых местах в качестве ведущих ценностей выступают аккуратность, исполнительность, самоконтроль, в то самое время как у сельских юношей в качестве ведущих выступают – ответственность, честность, твердая воля. Менее значимы для сельских юношей высокие запросы к жизни, непримиримость к недостаткам. Интересно, что у городских юношей честность практически на последнем месте, а также смелость в отстаивании своего мнения (см. табл. 1).

 

Таблица 1.

Распределение инструментальных ценностей в соответствии со средним значение места, на которое их поставили сельские и городские юноши

Сельские школьники Городские школьники
юноши юноши
ответственность 5,72 аккуратность 4,63
честность 7,92 исполнительность 4,67
твердая воля 8,08 самоконтроль 5,25
образованность 8,20 образованность 5,42
жизнерадостность 8,56 независимость 6,08
воспитанность 8,60 ответственность 6,63
независимость 8,72 рационализм 7,88
самоконтроль 8,72 воспитанность 9,33
рационализм 8,80 жизнерадостность 9,58
исполнительность 9,00 эффективность в делах 11,79
аккуратность 9,04 твердая воля 11,96
смелость в отстаивании своего мнения 9,64 терпимость 11,96
терпимость 9,68 непримиримость к недостаткам 12,17
эффективность в делах 10,60 чуткость 12,21
широта взглядов 11,84 высокие запросы 12,42
чуткость 11,96 широта взглядов 12,50
высокие запросы 12,56 честность 12,67
непримиримость к недостаткам 13,64 смелость в отстаивании своего мнения 13,71

 

Для определения достоверности различий между распределением мест по отдельным ценностям городских и сельских школьников был использован критерий Колмогорова-Смирнова (см. табл. 2). По ряду ценностей различия в распределении мест в выборке городских школьников и в выборке сельских школьников достигает уровня статистической значимости, т.е. значимо отличается от нуля.

 

Таблица 2.

Оценка достоверности различий в выборе отдельных ценностей сельскими и городскими юношами с использованиемкритерия Колмогорова-Смирнова

Юноши Критерий Колмогорова-Смирнова Доверительная вероятность
ответственность 1,68 0,007
аккуратность 1,53 0,019
честность 1,49 0,023
исполнительность 1,39 0,041
твердая воля 1,96 0,001
самоконтроль 1,38 0,044
образованность 0,97 0,306
жизнерадостность 0,92 0,371
независимость 1,23 0,097
рационализм 0,78 0,575
воспитанность 0,84 0,481
эффективность в делах 0,82 0,518
смелость в отстаивании своего мнения 2,22 0,001
терпимость 1,34 0,055
непримиримость к недостаткам 1,06 0,210
чуткость 1,05 0,220
высокие запросы 0,82 0,508
широта взглядов 0,70 0,711

 

 

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).

Чувство долга, умение держать свое слово у сельских юношей занимает первое место (среднее значение ранга по выборке составляет 5,7). В иерархии ценностей городских школьников данная ценность лишь занимает шестое место (среднее значение ранга по выборке составляет 6,6).

Различия в выборе достоверны (Р < 0,01 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «ответственность» представлено на рис.1.

Почти половина (47%) сельских юношей поставила эту ценность на первые три места, тогда как городские юноши отодвинули ее на 4 и далее места..

Рис. 1. Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «ответственность».

 

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

Умение содержать в порядке вещи, порядок в делах у городских юношей занимает первое место (среднее значение ранга по выборке составляет 4,6). В иерархии ценностей сельских школьников данная ценность занимает лишь одиннадцатое место (среднее значение ранга по выборке составляет 9,1).

Различия в выборе достоверны (Р < 0,05 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «аккуратность» представлено на рис.2.

Половина (50%) городских юношей поставила эту ценность на первые два места, тогда как среди сельских юношей таких только 20% и 30% из них вообще отодвинули эту ценность на последние 5 мест.

Рис. 2. Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «аккуратность».

 

Исполнительность (дисциплинированность);

 

Аналогично с вышеописанной ценностью на второе место у городских юношей выходит дисциплинированность (среднее значение ранга по выборке составляет 4,7). В иерархии ценностей сельских школьников данная ценность занимает лишь десятое место рядом с аккуратностью (среднее значение ранга по выборке составляет 9,0).

Различия в выборе достоверны (Р < 0,05 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «исполнительность» представлено на рис.3.

24% городских юношей поставила эту ценность на первые два места, тогда как среди сельских юношей таких нет, зато 28% из них ставят эту ценность на последние 6 мест.

Рис. 3. Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «исполнительность».

Честность (правдивость, искренность);

 

Правдивость и искренность у сельских юношей занимает второе место (среднее значение ранга по выборке составляет 7,9). В иерархии ценностей городских школьников данная ценность лишь занимает предпоследнее 17-ое место (среднее значение ранга по выборке составляет 12,7).

Различия в выборе достоверны (Р < 0,05 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «честность» представлено на рис.4.

21% сельских юношей поставили эту ценность на первые три места, тогда как городские юноши в лучшем случае ставили ее на 4 место. Зато 46% из них ставят эту ценность на последние 3 места. Или иными словами, полностью исключая какую-либо значимость этой ценности в современном мире.

 

Рис. 4. Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «честность».

 

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).

Умение настоять на своем, не отступать перед трудностями у сельских юношей занимает третье место (среднее значение ранга по выборке составляет 8,1). В иерархии ценностей городских школьников данная ценность лишь занимает 11-ое место (среднее значение ранга по выборке составляет 12,0).

Различия в выборе достоверны (Р < 0,01 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «твердая воля» представлено на рис.5.

55% сельских юношей поставили эту ценность на первые 7 мест, тогда как городские юноши обозначили эту ценность с 8-го места. У городских юношей эта ценность находится где-то в середине списка.

 

Рис. 5 Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «твердая воля».

 

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

 

Сдержанность и самодисциплина у городских юношей занимает третье место (среднее значение ранга по выборке составляет 5,2). В иерархии ценностей сельских школьников данная ценность занимает 8-е место (среднее значение ранга по выборке составляет 8.7 ).

Различия в выборе достоверны (Р < 0,05 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «самоконтроль» представлено на рис.6.

16% городских юношей поставила эту ценность на первые два места, тогда как среди сельских юношей таких только 4% и 36% из них вообще отодвинули эту ценность на последние места. Данная ценность неоднозначно воспринимается юношами. Ответы равномерно распределяются у городских юношей с 3-его по 10-е место, у сельских еще больше.

 

 

Рис. 6. Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «самоконтроль».

 

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «независимость» представлено на рис.7

Способность действовать самостоятельно и решительно примерно одинаково оценивается двумя группами юношей. Почти половина ответивших поместили эту ценность со 2-го по 6-е место.

 

 

Рис. 7. Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «независимость».

 

Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

 

Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов у сельских юношей занимает 12 место (среднее значение ранга по выборке составляет 9,6). В иерархии ценностей городских школьников данная ценность стоит на последнем месте место (среднее значение ранга по выборке составляет 13,7).

Различия в выборе достоверны (Р < 0,001 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «смелость в отстаивании своего мнения» представлено на рис.8.

У сельских юношей эта ценность распределена почти равномерно со 2-го по 16-е место, показывая, тем самым, что сельские школьники по разному собираются отстаивать свое мнение и взгляды. У городских юношей эта ценность компактно распределяется от 11 до 16 место, обозначая тем самым, гораздо меньшую значимость данного качества для современной жизни.

 

 

Рис. 8. Распределение юношей городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «смелость в отстаивании своего мнения».

 

 

Сравнение иерархической структуры ценностей по усредненным значениям мест для выбранных групп девушек.

Проведенное сравнение показывает, что у городских девушек на первых местах в качестве ведущих ценностей выступают исполнительность, самоконтроль, аккуратность, в то самое время как у сельских девушек в качестве ведущих выступают – ответственность, честность, воспитанность. Менее значимы для сельских девушек высокие запросы к жизни, непримиримость к недостаткам. Интересно, что и у городских девушек честность практически на последнем месте, а также смелость в отстаивании своего мнения (см. табл. 3).

 

 

Таблица 3.

Распределение инструментальных ценностей в соответствии со средним значение места, на которое их поставили сельские и городские девушки

 

Сельские школьники Городские школьники
девушки девушки
ответственность 4,43 исполнительность 4,42
честность 5,23 самоконтроль 5,00
воспитанность 6,33 образованность 6,19
образованность 7,60 аккуратность 6,38
жизнерадостность 8,47 жизнерадостность 6,42
независимость 8,50 независимость 7,00
терпимость 8,50 ответственность 7,31
чуткость 8,83 воспитанность 7,35
аккуратность 8,83 чуткость 7,96
самоконтроль 9,13 терпимость 9,96
широта взглядов 9,37 рационализм 10,73
исполнительность 9,57 эффективность в делах 11,00
твердая воля 9,60 твердая воля 11,96
эффективность в делах 10,77 честность 12,58
рационализм 10,87 широта взглядов 13,73
смелость в отстаивании своего мнения 12,37 непримиримость к недостаткам 14,50
высокие запросы 15,73 высокие запросы 14,62
непримиримость к недостаткам 16,63 смелость в отстаивании своего мнения 17,73

 

 

Для определения достоверности различий между распределением мест по отдельным ценностям городских и сельских школьников был использован критерий Колмогорова-Смирнова (см. табл. 4). По ряду ценностей различия в распределении мест в выборке городских школьников и в выборке сельских школьников достигает уровня статистической значимости, т.е. значимо отличается от нуля.

Таблица 4

Оценка достоверности различий в выборе отдельных ценностей сельскими и городскими девушками с использованиемкритерия Колмогорова-Смирнова

Девушки Критерий Колмогорова-Смирнова Доверительная вероятность
ответственность 2,18 0,001
исполнительность 2,20 0,001
честность 2,60 0,001
самоконтроль 1,70 0,006
воспитанность 0,91 0,380
образованность 0,75 0,633
аккуратность 1,38 0,045
жизнерадостность 1,14 0,149
независимость 0,91 0,380
терпимость 0,78 0,585
чуткость 0,78 0,569
широта взглядов 1,65 0,009
рационализм 0,72 0,682
эффективность в делах 0,60 0,860
твердая воля 1,10 0,177
смелость в отстаивании своего мнения 1,12 0,163
непримиримость к недостаткам 1,33 0,058
высокие запросы 1,29 0,071

 

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).

 

Чувство долга, умение держать свое слово у сельских девушек занимает первое место (среднее значение ранга по выборке составляет 4,4). В иерархии ценностей городских девушек данная ценность лишь занимает 7 место (среднее значение ранга по выборке составляет 7,3).

Различия в выборе достоверны (Р < 0,001 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «ответственность» представлено на рис.9.

 

Рис. 9. Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «ответственность».

 

Почти половина (46%) сельских девушек поставила эту ценность на первые три места, тогда как городские девушек отодвинули ее на 3 и далее места. У городских девушек эта ценность заняла в основном 6 – 10 места.

Исполнительность (дисциплинированность).

 

Первое место у городских девушек выходит исполнительность и дисциплинированность (среднее значение ранга по выборке составляет 4,4). В иерархии ценностей сельских девушек данная ценность занимает лишь 12 место (среднее значение ранга по выборке составляет 9,6).

Различия в выборе достоверны (Р < 0,001 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «Исполнительность» представлено на рис.10.

58% городских девушек поставила эту ценность на первые 4 места, тогда как среди сельских девушек таких 6%, зато 52% из них ставят эту ценность далее 10-го места.

 

Рис. 10 Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «исполнительность».

 

 

Честность (правдивость, искренность).

 

Правдивость и искренность у сельских девушек занимает второе место (среднее значение ранга по выборке составляет 5,2). В иерархии ценностей городских девушек данная ценность лишь занимает предпоследнее 13-ое место (среднее значение ранга по выборке составляет 12,6).

Различия в выборе достоверны (Р < 0,001 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «честность» представлено на рис.11.

37% сельских девушек поставили эту ценность на первые три места, тогда как городские девушки в лучшем случае ставили ее на 4 место. В основном 85% из них поставили эту ценность на 12 – 18 места, полностью исключая какую-либо значимость этой ценности для себя в современном мире.

 

 

 

Рис. 11. Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «честность».

 

 

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).

 

Сдержанность и самодисциплина у городских девушек занимает третье место (среднее значение ранга по выборке составляет 5,0). В иерархии ценностей сельских девушек данная ценность занимает 10-е место (среднее значение ранга по выборке составляет 9,1 ).

Различия в выборе достоверны (Р < 0,01 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «самоконтроль» представлено на рис.12.

24% городских девушек поставила эту ценность на первые два места, тогда как среди сельских девушек таких только 10% и 35% из них вообще отодвинули эту ценность на последние места (ниже 12-го). Данная ценность неоднозначно воспринимается сельскими девушками. Ответы равномерно распределяются у них со 2-го по 16-е место, у городских примерно также, только от 1 до 10-го места.

Рис. 12. Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «самоконтроль».

 

 

Воспитанность (хорошие манеры).

 

Воспитанность (хорошие манеры) у сельских девушек занимает третье место (среднее значение ранга по выборке составляет 6,3). В иерархии ценностей городских девушек данная ценность лишь занимает 7-ое место (среднее значение ранга по выборке составляет 7,3).

Распределение учащихся городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «воспитанность» представлено на рис.13.

20% сельских девушек поставили эту ценность на первое место, против 8% у городских девушек. Примерно у половины девушек данная ценность имеет серьезное значение, а у другой половины (особенно у городских девушек) в принципе ничего не значит.

Рис. 13. Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «воспитанность».

 

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах.

 

Умение содержать в порядке вещи, порядок в делах у городских девушек занимает 4 место (среднее значение ранга по выборке составляет 6,4). В иерархии ценностей сельских девушек данная ценность занимает лишь 9 место (среднее значение ранга по выборке составляет 8,8).

Различия в выборе достоверны (Р < 0,05 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «аккуратность» представлено на рис.14.

18% городских девушек поставила эту ценность на первые два места, тогда как среди сельских девушек только со второго места - 13%. Доминирующие места этой ценности у городских девушек 6-ое и 7-ое, а у сельских девушек – 12-ое место.

 

Рис. 14. Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «аккуратность».

 

 

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).

 

Широта взглядов, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки у 35% сельских девушек равномерно распределилось между 1 и 7 местом (среднее значение ранга по выборке составляет 9,4). В иерархии ценностей городских девушек данная ценность лишь располагается на последних местах, начинаясь только с 8-го места (среднее значение ранга по выборке составляет 13,7).

Различия в выборе достоверны (Р < 0,01 по критерию Колмогорова-Смирнова). Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «честность» представлено на рис.15.

 

Рис. 15. Распределение девушек городских и сельских школ (в % от выборки) по выбранным ими местам ценности «широта взглядов».

 

Сравнительный анализ структуры и значимых различий в ценностных ориентациях школьников проводился по списку терминальных ценностей Рокича отдельно для юношей и отдельно для девушек. Выявлено, что у городских юношей на первых местах в качестве ведущих ценностей выступают аккуратность, исполнительность, самоконтроль, в то самое время как у сельских юношей в качестве ведущих выступают – ответственность, честность, твердая воля. Менее значимы для сельских юношей высокие запросы к жизни, непримиримость к недостаткам. Интересно, что у городских юношей честность практически на последнем месте, а также смелость в отстаивании своего мнения. Городские и сельские юноши достоверно (Р<0,05) различаются по таким ценностям какответственность, аккуратность, честность, исполнительность, твердая воля, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость. Это свидетельствует о значительных различиях в социальных условиях жизни.

При сравнительном анализе ценностных ориентаций отдельно у девушек выявилось примерное сходство в выборе значимых ценностей. У городских девушек на первых местах в качестве ведущих ценностей выступают исполнительность, самоконтроль, аккуратность, в то самое время как у сельских девушек в качестве ведущих выступают – ответственность, честность, воспитанность. Менее значимы для сельских девушек высокие запросы к жизни, непримиримость к недостаткам. Интересно, что и у городских девушек честность практически на последнем месте, а также смелость в отстаивании своего мнения. Городские и сельские девушки достоверно (Р<0,05) различаются по таким ценностям какответственность, исполнительность, честность, самоконтроль, аккуратность, широта взглядов, непримиримость к недостаткам.

 




2018-06-29 493 Обсуждений (0)
Сравнение ценностных ориентаций сельских и городских школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнение ценностных ориентаций сельских и городских школьников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)