Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль вузовской науки в инновационном будущем «Новой школы»



2018-06-29 395 Обсуждений (0)
Роль вузовской науки в инновационном будущем «Новой школы» 0.00 из 5.00 0 оценок




Новые задачи, поставленные перед системой общего образования, заставляют по-новому пересмотреть взаимоотношения вуза и школы. Значительная роль здесь отводится имеющемуся потенциалу вузовской науки. Только на его фундаменте можно строить инновационное будущее Новой школы и обеспечить такое гражданское и профессиональное становление участников образовательного процесса, которое бы отражало запросы современности. Известно, что научный потенциал вуза зависит, с одной стороны, от кадрового состава и уровня накопленных знаний, и, с другой, от характера целей и содержания решаемых задач.

Накопление научного потенциала определяется расширением объема фундаментальных и прикладных научных исследований, активизацией научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых, повышающей качество их научной подготовки, целевой подготовкой научно-педагогических кадров высшей профессиональной квалификации на уровне мировых квалификационных требований. Научный потенциал вуза включает в себя достижения и новаторские наработки мировой науки, которые позволяют наметить стратегии решения, исходя из системного соотношения задач. Более того, в современных условиях включения системы российского высшего образования в общеевропейское образовательное пространство, перехода на двухуровневую систему образования, перед университетской наукой стоит задача усилить научно-исследовательский компонент высшего образования.

Тенденции развития мировой общественной жизни указывают на необходимость более активного включения вузовской науки в решение практических проблем. Так, Сорбоннская декларация 1998 года отводит университету в жизни общества стержневую роль. Болонская декларация 1999 года подчеркивает центральную роль университетов в развитии европейского культурного измерения. Вузовская наука всегда ориентирует на поиск и познание нового, а значит - на непрерывное развитие и самосовершенствование. В вузе всегда присутствуют и совместная научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся, и педагогическое творчество, и творческая инициатива учащихся — все составляющие инновационного духа, которые должны найти место в Новой школе.Основные компетенции, принятые в настоящее время в Европе, которыми должны овладеть выпускники вузов это: исследовательские, поисковые, аналитические – для развития научного знания; и коммуникационные, деловые и адаптационные компетенции для практического внедрения научных результатов. Эти компетенции являются основаниями для реализации новых, в том числе проектных, технологий в обучении, способствующих развитию не только исследовательской активности студентов, но и их гражданскому становлению.

Отвечая общим принципам построения и организации научно-исследовательской работы, научные исследования в области образования имеют свою специфику. Как известно, в методологии науки выделяются фундаментальные и прикладные исследования и разработки. Фундаментальные исследования, направленные на изучение закономерностей в области образования, выстраивают стратегию поиска и создают общетеоретическую основу для дальнейших исследований. Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с содержанием и структурой образования. Научные разработки непосредственно обслуживают практику образования, направлены на создание технологий обучения и взаимодействия в образовательном процессе, формулирование конкретных рекомендаций по подготовке и сопровождению деятельности учителя. Комплексные педагогические исследования в силу сложности самого предмета содержат в себе все три вида научных исследований, в каждом конкретном случае с преобладанием того или иного вида. Если фундаментальные исследования составляют, как правило, потенциал университетской науки и проводятся силами профессорско-преподавательского состава кафедр, то прикладные исследования и разработки представляют собой пространство взаимодействия вуза и школы. К особенностям таких исследований относится прежде всего то, что их источником являются потребности образовательной сферы, т.е. реальные проблемные ситуации, возникающие в школе, при этом прикладные исследования могут быть: по конкретным запросам и ограниченными во времени, и долгосрочными, направленными на изменение и развитие системы образования. Конечным продуктом таких исследований является внедрение результатов в практику образования, преобразование этой практики таким образом, что становится возможным не только определить новые способы педагогической деятельности, но и выявить закономерности их применения. Прикладные исследования обычно ведутся в рамках известных научных концепций и школ, общий ход исследований определяется построенными на их основе теоретическими моделями. Логика и структура прикладного исследования в сфере образования, соотношение компонентов могут варьировать, но в целом должны быть подчинены единым законам методологии науки, принципам планирования психолого-педагогического эксперимента. Ведущую роль в этой части исследования выполняет вуз. Гипотезы научно-педагогического исследования могут быть разнообразны: относиться к новым, находящимся на начальных стадиях развития, явлениям из жизни школы, к прогнозируемым последствиям действий и т.п.

Характерной особенностью исследования, проводимого совместно школой и вузом, является создание наряду с теоретической - нормативной модели исследования, т.е. модели преобразования существующей действительности, включающей этапы, методы, формы, критерии эффективности работы. Этап осуществления исследования во многом ложится на плечи учебных заведений, на базе которых проводится эксперимент, и его реализация зависит от специфики конкретного заведения, его ресурсной базы, особенностей взаимодействия субъектов образовательного процесса. Важным этапом научного исследования, значение которого часто недооценивают школы при проведении самостоятельных эмпирических исследований, является этап обработки и интерпретации результатов. Здесь также велика роль вуза с его мощными информационными и интеллектуальными ресурсами. Выходными документами прикладных исследований обычно являются методические и дидактические пособия, методические указания для применения в массовой практике. Таким образом, во взаимодействии вуза и школы реализуется цепочка «Теория-эксперимент-практика», отражающая системный подход к организации научного знания.

Опыт организации вузовской науки имеет значение также для руководства деятельностью научно-исследовательских коллективов. Коллективный характер научной деятельности в современном обществе подразумевает разделение функций, учет индивидуально-стилевых особенностей, участников исследовательской группы при постановке задач. Важное значение имеет направленность педагогов и учителей на активное включение в свою работу научно-исследовательского компонента. В реальности, как показывают результаты опроса, имидж педагога, не включает такой составляющей как его научно-исследовательская деятельность. Участие в научной работе, мотивация и готовность к научной деятельности не имеют значения для имиджа, и, следовательно, для авторитета педагога. Конечно, это во многом обусловлено стереотипами сознания, сформированными образами учителя как предметника или как воспитателя, но не как активного, ищущего исследователя. Но современная школа требует нового педагога. Вопрос имиджа имеет особое значение для студентов и выпускников педагогических вузов, т.к. это одно из условий их успеха в процессе профессиональной адаптации в школе. Выше мы уже отмечали, что современный вуз рассматривает в качестве одной основных компетенций выпускника и его готовность к научно-исследовательской деятельности. Молодые учителя, выпускники вуза, таким образом, являются проводниками, связующим звеном вузовской науки и системы образования, разрушая сформировавшиеся стереотипы образа учителя, формируя новый имидж учителя новой школы.

Для выявления реального отношения школьной образовательной среды к научной деятельности и – шире – к внедрению инноваций и модернизации школы, в Институте в рамках социологического мониторинга было проведено исследование мнений учителей. У всех участников образовательного процесса отношение к «Новой школе» позитивное, все считают, что необходимость изменений давно назрела, однако часть учителей и родителей (до 20%) высказывают опасения, что инновационные процессы могут разрушить положительный опыт уже имеющийся в системе образования. Большинство считает, что следует дополнить лучшими инновациями уже устоявшиеся каноны школьного образования.

 



2018-06-29 395 Обсуждений (0)
Роль вузовской науки в инновационном будущем «Новой школы» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль вузовской науки в инновационном будущем «Новой школы»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)