Цели.Учим ребенка разгадывать ребус со «словами-
перевертышами»,читающимися как обычно и справа на-
лево. Учим самостоятельно составлять подобные ребусы.
Продолжаем работать над звуко-буквенным анализом и син-
тезом слова.
Ход игры.Ребенок читает и записывает (в части А) данное
слово (сон), пробует догадаться, что может обозначать стрелка
над словом. Объясняем, что с помощью стрелки задано новое
слово. Его можно отгадать, прочитав слово наоборот либо по-
меняв указанные буквы местами. Так ребенок отгадывает, что
нарисовано рядом с помощью точек (нос). Он обводитрисунок
по точкам, пишет (в части Б) отгаданное слово. Теперь ему да-
ется задание с помощью получившейся картинки самостоятель-
но составить ребус к слову носик: рядом с данным рисунком
(нос) справа ребенок пишет буквы И и К, сам разгадывает свой
ребус, нарисовав и подписав к нему ответ (НОСИК). Игра завер-
шается составлением к написанным словам звуковой и слоговой
схем.
Узнай и напиши»
Цели. Закрепляем умение узнавать и правильно писать
изученные буквы. Учим различать буквы с похожими эле-
ментами, составлять слова из предложенных букв.
Ход игры.Ребенок находит в данном рисунке и записы-
вает знакомые буквы П, Н, X, У, И, А, М, Т, К. Спраши-
ваем, что общего в написании этих букв. (Они написаны
с помощью прямых линий.) Взрослый предлагает вспомнить,
каких знакомых букв нет в этом рисунке и почему. (Нет
О, С, 3: для их написания нужны закругленные линии.)
Ребенок выписывает буквы, вошедшие в рисунок, и со-
ставляет из них слова (например: МАМА, ПАПА, НАТА,
ХАТА, МУХА, МУКА, ПИКА, НИТКА и т.д.).
Кормушка»
Цели.Закрепляем обобщающее понятие зимующие пти-
цы.Учим узнавать и правильно раскрашивать знакомых
птиц (синица, голубь, сорока, воробей, ворона, ласточка, дя-
тел). Учим понимать и правильно употреблять предлоги:
над, под, в, на, за, перед,у (около).Продолжаем учить
ребенка выделять среди данных предметов лишний и уметь
объяснять свой выбор.
Ход игры.Рассмотрев изображенных птиц, ребенок выби-
рает «лишнюю» и объясняет свой выбор (ласточка — пере-
летная птица, остальные — зимующие). Взрослый предла-
гает догадаться, что нарисовано на соседней картинке (кор-
мушка для птиц), и объяснить, зачем она нужна.
Взрослый объясняет, что в этой игре зимующие птицы при-
летели к своей кормушке. Каждая птица заняла свое место (кру-
жок). Ребенок сам сможет разместить птиц, раскрасив кружки
возле птиц и на рисунке с кормушкой в определенные цвета.
Например: над кормушкой — синий цвет, под— красный, в
кормушке — зеленый, на — желтый, за кормушкой — оранже-
вый, перед— коричневый, укормушки — серый. Затем ребенок
рассказывает, где находится каждая птица. Проверив понима-
ние и правильность употребления предлогов, можно предложить
ребенку самому нарисовать зимующих птиц возле кормушки.
Ы ы
На птичьем дворе»
Цели.Учим ребенка узнавать в словах и дифференциро-
вать звуки Ы — И. Закрепляем знание очертания букв Ы,
И. Продолжаем тренировать в умении образовывать множе-
ственное число существительных. Закрепляем знания по теме
«Птицы»(домашние, дикие, водоплавающие, перелетные).
Ход игры.Ребенок должен определить на рисунке лиш-
нюю птицу. Здесь могут быть предложены и объяснены два
варианта ответа: 1) лебедь лишний, так как это дикая
птица, остальные — домашние; 2) курицалишняя, так
как она не водоплавающая,а остальные водоплавающие.
На рисунке изображены два домика. Ребенок обводит, уз-
нает и называет буквы, написанные на этих домиках точка-
ми — Ы и И. Нужно «расселить» птиц по домикам, а для
этого догадаться, кто в каком домике должен жить. Подсказ-
ка: на птичьем дворе живет много птиц — гуси, утки, куры...
На какую букву оканчивается слово, в том домике и живут
эти птицы. Игра завершается раскрашиванием картинок.
Зонт»
Цели.Учим ребенка образовывать множественное число
существительных. Развиваем навыки звуко-буквенного анали-
за и синтеза на примере слов зонт, зонты. Учим составлять
и разгадывать ребусы. Развивая зрительное восприятие, про-
должаем тренировать в выполнении рисунка по точкам.
Ход игры.Ребенок узнает предмет, изображенный точками
(зонт), записывает его название и завершает рисунок по точкам.
Даем задание: с помощью данного рисунка составить
новый ребус. На рисунке справа от зонта ребенок пишет
букву Ы. Затем он сам расшифровывает этот ребус, рисует
картинку-отгадку, подписывает ее {зонты); выполняет звуко-
вую и слоговую схемы обоих слов; раскрашивает картинки.
7. «Где спряталась буква?»
Цели.Закрепляем умение узнавать очертания буквы Ы,
не путать ее с похожими буквами.
Ход игры.Ребенок должен среди заштрихованных букв
найти Ы, обвести ее карандашом или ручкой и объяснить,
чем остальные буквы на рисунке отличаются от Ы.
Б б
Зимние забавы»
Цели.Учим ребенка подбирать слова-родственники(одно-
коренные слова). Расширяем словарный запас по теме «Зим-
ние забавы».
Ход игры.Ребенок стрелкой соединяет на рисунке пред-
меты, названия которых — слова-родственники: снеговик —
снег, конь — коньки, лыжи — лыжник. К каждой паре слов
устно подбираем «семью» слов: коньки, конь, конюх, конюш-
ня и т.д. Один рисунок (слово) остается без пары (лодка).
Ребенок раскрашивает картинки, называет те, которые отно-
сятся к «зимним забавам». Здесь он опять находит лишнюю
картинку — лодку. Можно предложить ему рассказать о том,
какие зимние забавы он знает еще.
Нарисуй и сосчитай»
Цели.Учим ребенка правильно согласовывать существи-
тельные с числительными до 5. Учим дифференцировать пар-
ные согласные звуки Б — Пи определять, какую букву
следует писать на конце слова: дуб, гриб, сноп.
Ход игры.Ребенок называет нарисованный предмет (дуб,
гриб, сноп), рядом рисует столько этих предметов, сколько
указано цифрой (5). Нужно пересчитать нарисованные пред-
меты, называя их количество: один дуб, два дуба... пять дубов.
Взрослый следит за правильностью изменения ребенком окон-
чаний существительных и объясняет, как определить нужную
букву на конце слова, на примере этих слов. Ребенок опреде-
ляет и записывает нужную в слове букву под картинкой
в схеме.