ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВЗРОСЛОМУ,
НАЧИНАЮЩЕМУ ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКА
ОСНОВАМ ГРАМОТЫ
Письменная речь является продолжением устной речи, а
значит, развитию устной речи необходимо уделять достаточное
внимание. Если у вашего малыша есть трудности в развитии
устной речи (например, со стороны звукопроизнощения, грам-
матической или лексической сторон речи), это может впослед-
ствии вызвать нежелательные результаты и в развитии пись-
менной речи — дислексию (нарушения чтения) и дисграфию
(нарушения письма). Позаботьтесь заранее о логопедической
помощи такому ребенку. Ряд игр и заданий предлагаемого
пособия рассчитан на предупреждение у дошкольников раз-
личных видов дислексии и дисграфии.
Для обогащения и активизации словаря ребенка в пособии
предлагаются игры по различным лексическим темам (пере-
чень тем вы найдете в пособии). Уточнить, какие знания
должен получить шестилетний ребенок по этим лексическим
темам, можно в Программе детского сада (раздел «Родной
язык и ознакомление с окружающим»).
Обучать чтению следует звуковым методом. Это значит,
что ребенок должен сначала усвоить не названия букв, а
обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не
«эн»; Л, ЛЬ, а не «эль» и т.д. Звуки, а не буквы помогут
ребенку в синтезе слогов и слов. Только после освоения по-
* Обучение письму по прописям — задача школьного периода.
Дошкольная подготовка руки к письму облегчит малышу этот тру-
доемкий процесс и будет способствовать выработке хорошего почерка.
слогового чтения ребенка можно познакомить с названиями
букв, с алфавитом.
Звуки речи делятся на гласные и согласные.
Гласным называется звук, произносимый беспрепятствен-
но: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата
не является преградой в его произношении. Гласные звуки
можно произносить длительно, даже петь: а-а-а.., у-у-у...
и т. д. При произношении гласных рот в различной степени
(но обязательно!) открыт. Эта закономерность используется
при изучении с ребенком темы «Деление слова на слоги».
Определяя количество слогов, ребенок медленно произносит
слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный
звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбород-
ком ладони. Количество таких прикосновений будет соответ-
ствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет
дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных,
столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять
в слове гласные, ребенок называет количество слогов. Затем
он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот
же способ можно использовать и в другом варианте работы.
Зная начертания гласных букв, ребенок определяет количе-
ство слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем
он читает слово и определяет количество слогов, используя
способ с ладонью.
Гласных звуков 6: А, О, У, И, Ы, Э.
Гласных букв в русском языке больше, чем гласных зву-
ков, — их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть
йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может
обозначать как один, так и два звука:
Я обозначает звуки [а] и [йа],
Ю - [у] и [йу],
Е — [э] и [йэ],
Ё — [о] и [йо].
Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:
— в начале слова (яблоко, юрта...),
— после мягкого знака (обезьяна, льют...),
— после твердого знака (объявление, разъединять..,),
— после гласной буквы (большая, моё...).
В остальных случаях такая буква читается как один звук,
смягчая предшествующий согласный звук (мясо, лёд, семя,
рюкзак...).
Согласным называется звук, при произнесении которого
возникает какое-либо препятствие в артикуляционном аппа-
рате. Например: П — звук образуется в результате размы-
кания сомкнутых губ; Ф — в образовании звука'участвуют
верхние зубы и нижняя губа, и т.д. Некоторые оогласиые
звуки можно произносить длительно {м-м-м.., р-р-р...), но про-
петь их нельзя.
Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это каче-
ство согласных зависит от участия в их произнесении голо-
совых связок. Звонкость или глухость согласных ребенок
может проверить самостоятельно (конечно, с помощью взрос-
лого). При произнесении звонких согласных возникает силь-
ная вибрация голосовых связок. Произнося звук, нужно ла-
донью прикоснуться к горлу. Если звук звонкий, «горлышко
дрожит» (например, ж-ж-ж...); если такого дрожания нет —
значит, звук глухой (например, ш-ш-ш...).
Некоторые согласные звуки являются парными, т. е. звон-
кому звуку соответствует глухой, произносимый без участия
голосовых связок. Другие согласные не имеют пар.
Согласные звуки русского языка
| Парные
|
| звонкие
| глухие
|
| Б (БЬ)
| П (ПЬ)
|
| В (ВЬ)
| Ф (ФЬ)
|
| Г (ГЬ)
| К (КЬ)
|
| Д (ДЬ)
| Т (ТЬ)
|
| ж
| ш
|
| 3 (ЗЬ)
| С (СЬ)
|
| Непарные
|
| звонкие
| глухие
|
| й,Л (ЛЬ), М (МЬ), Н (НЬ), Р (РЬ)
| X (ХЬ), Ц, Ч, Щ
|
Парные звонкие согласные оглушаются (произносятся как
глухие) на конце слов (сугро[п]) и перед глухими согласны-
ми (сла[т]кий). Уже на начальном этапе овладения чтением
нужно познакомить ребенка со способами проверки написа-
ния слов с оглушаемыми согласными. Здесь не обойтись без
темы «Однокоренные слова» (для дошкольников она форму-
лируется как тема «Слова-родственники»). В пособии есть
различные варианты игр и заданий на эту тему.
Большинство согласных звуков могут быть как твердыми,
так и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ,
М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, 3, ЗЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ.
Согласные Ж, Ш, Ц — всегда твердые; согласные Й, Ч, Щ —
всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твердости
или мягкости согласного звука. Ребенок может научиться
различать твердые и мягкие согласные только на слух, с по-
мощью тренировки. Для лучшего усвоения этой темы можно
использовать материалы из сборника «Веселая грамматика»
(сост. В.Волина.— М.: Знание, 1995), например стихотворе-
ние «Дружат гласные с согласной».
В период овладения основами письменной речи ребенок
сталкивается с множеством условных обозначений. Целесооб-
разно при дошкольном обучении применять те же символы
и знаки, которые используются в начальной школе. Взрос-
лый должен в доступной игровой форме объяснить их зна-
чение. Тогда малышу не придется в первом классе заново
осмысливать и переучивать символы, обозначающие звук,
слово, предложение и др. В данном пособии в соответствии
с программой первого класса используются следующие гра-
фические обозначения:
Слог-слияние (то же, что открытый, прямой слог из двух
звуков) для краткости называем просто слиянием. Ребенку
объясняем, что слияние состоит из двух звуков — согласного
и гласного. Слияние всегда можно пропеть, так как последним
* Символы К, С, 3 обозначают цвет — соответственно красный,
синий, зеленый.
Игры и задания с использованием условных обозначений
помогают предупредить возникновение таких ошибок, как:
слитное написание предложений; пропуск и слитное написа-
ние слов (особенно предлогов и союзов) в предложении; про-
пуск и перестановка слогов в слове; неправильный перенос
слова; пропуск, замена и перестановка букв в слове,
Для большей наглядности и занимательности занятий со-
ветуем изготовить плоскостные пособия по образцу представ-
ленных в данных тетрадях на рисунках. Это домики для
букв и три неваляшки (красная, зеленая и синяя), а также
карточки с разноцветными буквами.