Цели. Развиваем зрительное и слуховое внимание ре-
бенка. Закрепляем правильное называние частей лица че-
ловека: ухо — уши, глаз — глаза, щека — щеки и т. д.
и знание их предназначения. Продолжаем учить ориенти-
роваться на листе бумаги. Закрепляем знания цветов и их
оттенков.
Ход игры. 1. Ребенок рассматривает первый рисунок, на-
зывает его детали: рассказывает, что у человечка есть глаза,
брови, уши и т.д., на голове — волосы; у человечка есть
воротник, пуговицы. Рассматривая остальные рисунки, ребе-
нок называет, что недорисовано, объясняет, зачем человечку
нужны глаза, уши и т.д. Заканчивает рисунок. Последний
рисунок ребенок выполняет самостоятельно.
2. Ребенок раскрашивает человечков по словесной ин-
струкции взрослого: В левом верхнем углу — человечек с
черными волосами и с голубым воротником и т. д. Игру
можно завершить объяснением ребенка, где какой человечек
находится (используются названия координат: в верхнем пра-
вом углу, в середине и т. д.).
V. «Наша речь»
Цели. Учим понимать, что такое устная и письменная
речь. Учим рассказывать, что ребенок увидел (нарисовал) на
картинке. Развиваем зрительное внимание.
Ход игры. Объясняем ребенку, что такое устная и пись-
менная речь, какие части тела участвуют в каждом виде речи.
Рассматриваются значки-символы, обозначающие устную (рот
и ухо) и письменную (глаз и ручка) речь. Ребенок рассмат-
ривает картинки в левом столбике (письменная речь); расска-
зывает, что на них нарисовано, к какому виду речи относится
изображение; среди этих картинок находит лишнюю (радио-
приемник), объясняет свой выбор; зачеркивает эту картинку
и раскрашивает только относящиеся к письменной речи.
Такие же задания выполняются с картинками правого стол-
бика (устная речь). На рисунках среднего столбика ребенок
сам определяет вид речи. Он указывает символы этого вида
речи, раскрашивает картинку и соединяет ее стрелками с со-
ответствующими символами. Затем объясняет, почему он вы-
полнил задание именно так. В конце игры предлагаем ребенку
самому привести примеры письменной и устной речи.
VI. «Слово, предложение, рассказ»
Цели. Знакомим ребенка с тем, что речь состоит из пред-
ложений, а предложения состоят из слов. Знакомим со схе-
мой предложения; учим по этой схеме определять начало и
конец предложения, количество слов в предложении. Учим
составлять предложения по заданной схеме. Развиваем зри-
тельное внимание. Учим дорисовывать картинку по точкам
и аккуратно ее раскрашивать.
Ход игры. 1. Знакомим ребенка с тем, что речь состоит
из предложений, а предложения — из слов. Объясняем схе-
матическое изображение предложения. Ребенок по точкам за-
канчивает рисунок в рабочей тетради, раскрашивает его, объ-
ясняет, что он видит на картинке. После этого составляет
предложения по схемам под картинкой. (Пример. Дети.—
Дети играют. — Дети весело играют. — Дети весело играют
в мяч.) В заключение ребенку предлагается составить неболь-
шой рассказ по этой картинке.
2. Во втором варианте игры (с. VI-2) ребенку самому нужно
нарисовать картинку, связанную с его летними впечатлениями.
Все остальные этапы игры проводятся аналогично первому ва-
рианту.
ИГРЫ И ЗАДАНИЯ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПОСЛЕ
ПЕРВОГО ЗНАКОМСТВА СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ
Задания 1—4 (см. с. 9, 10)
А а
Найди лишнюю ягоду»
Цели. Учим ребенка по нецветным изображениям узна-
вать знакомые ягоды. Закрепляем названия ягод:брусника,
клубника, малина. Закрепляем понятия лесные ягодыиса-
довые ягоды. Тренируем ребенка в определения звукаАи
его места в слове (начало, середина, конец).
Ход игры. Ребенок называет нарисованные ягоды,рас-
крашивает их, называет лишнюю ягоду в ЭТОМ ряду и объ-
ясняет, почему она лишняя (лишняя брусника,так какона
лесная ягода, а две другие — садовые). Ребенок определяет,
есть ли в названии ягоды звук Аив какой части слова он
находится. После устного ответа нужно отметить звук А в
словах на схеме под картинкой — раскрасить красным цве-
том соответствующую клетку.
Банки с соком и вареньем»
Цели. Учим ребенка правильно образовывать от заданных
существительных относительные прилагательные (малина— ма-
линовый, черника — черничный и т. и.), согласовывать прила-
гательное с существительным (сок малиновый, варенье чернич-
ное и т. п.). Закрепляем знания о том, какие заготовки делают
из ягод. Активизируем и обогащаем словарный запас детей.
Ход игры.Предлагаем ребенку вспомнить, что можно
приготовить из ягод, спрашиваем, как будет называться та
или иная заготовка {клубничное варенье, брусничный сок,
малиновый компот и т.д.). Ребенок решает, что должно на-
ходиться в каждой из банок на рисунке, и «заполняет» пус-
тые банки, нарисовав в их контурах знакомые ягоды. Он
называет «получившийся» сок и варенье.
Буква рассыпалась»
Цели.Закрепляем образ буквы, количество элементов,
входящих в нее, ее правильное написание.
Ход игры.Ребенок вспоминает, какие элементы составляют
букву Ааи сколько их; находит эти элементы на рисунке и
закрашивает их красным карандашом (остаются нераскрашен-
ными неправильно нарисованные элементы). Затем ребенок
самостоятельно «печатает» Аав пустых клетках внизу листа.
У у