Цели.Учим ребенка дифференцировать и писать буквы со
схожими элементами. Учим ориентироваться в понятиях ряд,
столбик и различать их. Учим правильно определять порядко-
вый номер ряда (сверху вниз) и столбика (слева направо). Учим
находить нужную букву по данному номеру ряда и столбика.
Ход игры.Взрослый знакомит ребенка с тем, что такое
ряд и столбик, как нужно определять их номер (ряд отсчи-
тывается сверху вниз, столбик — слева направо).
Ребенок должен заполнить пустые клетки определенными
буквами. Условие: в каждом столбике должны находиться
одинаковые буквы. Опираясь на это условие, ребенок назы-
вает буквы, которые будут написаны в каждом столбике:
1—П, 2—Н, 3—Ш, 4—Т. Затем он заполняет каждый ряд
буквами, при этом называя их.
На следующем этапе игры взрослый варьирует задания:
ребенку даются координаты буквы, которую он должен найти
(Найди букву во втором ряду третьего столбика; в четвер-
том ряду пятого столбика и т.д.).
Ж ж
Дома на нашей улице»
Цели.Учим ребенка образовывать прилагательные от чис-
лительного и существительного (В доме один этаж— дом
одноэтажныйи т.д.). Закрепляем умение согласовывать
числительное с существительным. Учим отсчитывать предме-
ты снизу вверх, слева направо и определять порядковый
номер. Развиваем зрительное внимание.
Ход игры.Рассматривая изображения домов, ребенок оп-
ределяет, сколько этажей в каждом доме. Он считает этажи
снизу вверх, в кружке под домом записывает цифрой их ко-
личество и называет здание соответственно количеству этажей
в нем (В этом доме один этаж — он одноэтажныйи т.д.).
Ребенок называет противоположные по высоте здания
(Самый высокий дом — пятиэтажный,самый низкий —
одноэтажный); дорисовывает недостающие детали, объясняя,
на каком этаже чего не хватает.
Игру можно завершить рассказом ребенка о своем доме.
Подпиши картинки»
Цели.Закрепляем правильное написание слияний ШИ, ЖИ.
Тренируем ребенка в различении Ш—С, Ж—3, 3—С, звуко-
буквенном анализе исинтезе на примере двусложных слов.
Ход игры.Угадывая букву, написанную в кружке точка-
ми, ребенок обводит ее и читает получившийся слог. Затем
он называет предметы, изображенные под кружками; опреде-
ляет и указывает стрелкой, в названии какого предмета есть
тот или иной из предложенных слогов; подписывает картинки
и выполняет звуковую и слоговую схемы каждого слова.
7. «Вот так дом!»
Цеди.Закрепляем умение узнавать очертания изученных
букв, различать звонкие и глухие согласные, дифференциро-
вать Жи 3.
Ход игры.Рассмотрев рисунок, ребенок замечает, что в
изображение домика включены некоторые буквы. Он назы-
вает увиденные буквы и объясняет, какой частью рисунка
каждая из них является (Т — антенна, Л — крыша, Ш —
окно и т. д.). Взрослый просит обобщить — назвать буквы,
данные в рисунке, одним словом (согласные). Дается зада-
ние: обвести звонкие и глухие согласные карандашами раз-
ного цвета (глухие — желтым, звонкие — черным). Ребенок
определяет, какие еще знакомые согласные не вошли в ри-
сунок (Ж и 3), записывает их рядом с рисунком и дает их
звуковую характеристику. При этом взрослый помогает про-
анализировать звуки, найти их сходства и различия.
В в
Мебель»
Цели.Тренируем ребенка в умении находить слова с за-
данным звуком В и определять его место в слове. Закрепляем
умение определять количество слогов в слове по количеству
гласных. Учим подбирать слова к заданным слоговым схемам
и выделять ударную гласную в слове.
Ход игры.Ребенок обобщает одним словом увиденные на ри-
сунке предметы (мебель); узнает и обводит букву, изображенную
точками (В); определяет, в названиях каких из этих предметов
есть буква В; вспоминает, в названиях еще каких предметов ме-
бели есть В (сервант, вешалка и т. д.); определяет место данного
звука в слове и дает его характеристику (твердый или мягкий).
Рассматривая слоговые схемы под картинками, ребенок
выясняет, к названию какого предмета относится каждая
схема, указывает это стрелкой; в двусложных словах опреде-
ляет и отмечает ударную гласную. Взрослый должен обратить
внимание ребенка на правильное написание слова кровать.
Разгадай, нарисуй, подпиши» (Ребусы)
Цели.Учим ребенка разгадывать ребусы с цифрами. Тре-
нируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез
на примере слов стол,стул-
Ход игры.Ребенок поочередно разгадывает ребусы, рису-
ет картинки-отгадки, пишет слова-отгадки и выполняет зву-
ковые и слоговые схемы разгаданных слов (стол, стул).
Сравнивая слова и их схемы, он находит сходства и отличия.
Диван»
Цели.Закрепляем узнавание и правильное написание буквы
В, умение определять место заданной буквы в слове. Тренируем
зрительное внимание — умение узнавать предметы, изображен-
ные точками, и самостоятельно завершать точечный рисунок.
Ход игры.Узнав предмет, изображенный точками (диван),
ребенок завершает рисунок. Даем задание: среди букв, напи-
санных рядом с рисунком, найти ту, которая есть в слове
диван. Найдя правильно написанную букву В, ребенок обводит
ее по контуру.
Ф ф