Цели.Закрепляем умение писать знакомые буквы, раз-
личать Ш иЩ, Е иЁ. Тренируем навык составления слов
из предложенных букв — ерш, лещ.Закрепляем навыки
звуко-буквенного анализа и синтеза.
Ход игры.Взрослый объясняет, что если из заданных
элементов правильно «собрать» буквы, то можно составить
названия двух речных рыб. Ребенок «собирает» «рассыпав-
шиеся» буквы, составляет из них слова лещ, ёрш,записывает их, выполняет звуковую и слоговую схемы.
В заключение ребенку можно предложить самостоятельно нарисовать этих рыб.
Ч ч
5. «Собираемся в школу»
Цели.Закрепляем умение дописывать слова, вставляя в
них пропущенные буквы. Тренируем умение различать Ч и
Т. Закрепляем знания по теме «Школа и школьные принад-
лежности».
Ход игры.Ребенок рассматривает изображение ранца и
портфеля, называет эти предметы и объясняет их назначение.
Комментируя свои действия, он дописывает слова ранец,
портфель. Взрослый объясняет, что дети собирались в
школу. Ученица собрала в ранец все предметы, в названиях
которых есть Т, а ученик положил в портфель все предметы,
где есть Ч. Ребенку нужно рассмотреть предложенные кар-
тинки и написать под изображениями ранца и портфеля на-
звания предметов, положенных в них.
Взрослый просит объяснить, все ли верно было собрано
учениками в школу. Ребенок вычеркивает слова, не относя-
щиеся к школьным принадлежностям. Затем ему предлага-
ется написать названия предметов, которые он взял бы с
собой в школу.
В заключение ребенок раскрашивает ранец, портфель и
школьные принадлежности.
Подпиши картинки»
Цели.Закрепляем знания о правильном написании слогов
ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ. Тренируем умение различать Ч и Щ.
На примере слов роща, часы, чулок, щуказакрепляем на-
выки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Ход игры.Взрослый объясняет, что нужно выбрать из
предложенных и написать недостающие буквы в слогах ча,
ща; чу, щу.Ребенок зачеркивает ненужные буквы и, объяс-
няя правило написания слогов ча, ща; чу, щу,дописывает
заданные слоги.
Ребенок называет предметы, нарисованные на картинках.
Комментируя написание слогов ча, ща; чу, щу,он подписы-
вает названия изображенных предметов, выполняет звуковые
и слоговые схемы слов роща, часы, чулок, щука. \
Пенал» (Изограф)
Цели.Закрепляем умение разгадывать изографы. Развива-
ем умение узнавать знакомые буквы, написанные различными
шрифтами. На примере слова пенал закрепляем навыки
звуко-буквенного анализа и синтеза. Тренируем умение допи-
сывать в предложении недостающие слова и составлять схему
предложения, выделяя в нем предлог как отдельное слово.
Закрепляем знания о том, что первое слово в предложении
начинается с заглавной буквы, а заканчивается предложение
каким-либо знаком препинания (. ! ?). Учим читать предло-
жения с интонацией, соответствующей знаку в конце него.
Ход игры.Как и в предыдущих играх с изографами, ре-
бенок рассматривает изображение и угадывает загаданное
слово (пенал). После этого он читает недописанное предложе-
ние под картинкой и вписывает слово, заданное в изографе.
Ребенок самостоятельно или с подсказкой взрослого дол-
жен объяснить правильное написание первого слова в пред-
ложении (с заглавной буквы), а в конце предложения поста-
вить один из знаков препинания (на свое усмотрение) и про-
честь предложение с соответствующей интонацией.
В конце игры ребенок считает количество слов в предло-
жении, выделяя предлог как «маленькое слово», и выполняет
схему предложения.
Ъ ъ
Ехала машина...»
Цели.Закрепляем знания ребенка о разделительном свойстве
твердого знака. Учим образовывать глаголы с помощью приста-
вок. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Ход игры.Рассмотрев рисунок, ребенок указывает стрелкой
от кружка к кружку, одновременно комментируя свои действия,
путь движения нарисованной машинки. (Машинка въехала на
мост, съехала с моста, объехала дерево, подъехала к гаражу,
заехала в гараж.) Затем он читает слова, расположенные справа.
Анализируя написание каждого слова, ребенок вставляет пропу-
щенный Ъ и закрашивает в разные цвета находящиеся рядом
со словами кружки. После этого ему даётся задание: раскрасить
кружки на пути следования машинки в те же цвета, что и круж-
ки рядом со словами въехала, съехала, объехала, подъехала.
Рядом с кружками ребенок может рисовать и машинку.
В заключение выполняются звуковые ислоговые схемы слов.
4. «Насекомые»
Цели.Учим ребенка разгадывать ребусы, вставлять пропущенные в слове буквы, обобщая их (согласные в слове
насекомые). Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа.
Закрепляем знания по теме «Насекомые».
Ход игры. Ребенок разгадывает ребусы, комментируя ход
своих рассуждений, записывает разгаданные слова (бабочка,
стрекоза), выполняет звуковую и слоговую схемы разгадан-
ных слов. Затем он обобщает названия отгаданных предметов
(насекомые).Проанализировав недописанное справа слово на-
секомые, ребенок вставляет пропущенные буквы (Н, С, К,
М), обобщая их как согласные.
В конце игры ребенок рисует знакомых ему насекомых.
Кто сел, а кто съел»
Цели. На примере слов села и съела закрепляем знания
о функции твердого знака. Тренируем умение выполнять
звуко-буквенный анализ и синтез слов с Ъ. Учим ребенка
самостоятельно дописывать пропущенное в предложении
слово, понятное по смыслу. Закрепляем навык составления
небольшого рассказа по сюжетной картинке и умение закан-
чивать рисунок по точкам.
Ход игры.Ребенок заканчивает рисунок по точкам и объ-
ясняет, кого и что он увидел на нем. Затем ребенок читает
и анализирует слова села, съела, выполняет их звуковые и
слоговые схемы.
Взрослый поясняет, что эти два слова относятся к героям
картинки. Ребенок придумывает небольшой рассказ по этой
картинке, используя слова села, съела. Затем он читает и
дописывает незаконченные предложения под картинкой, вы-
полняет схемы этих предложений, выделяя в них предлог
НА и союз И как «маленькие слова». Игру можно закончить
раскрашиванием картинки.