Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школьная система спец образования



2018-07-06 555 Обсуждений (0)
Школьная система спец образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Специальное образование для детей школьного возраста получало свое развитие и становление на протяжении XX в. Была образована система специализированных учреждений для детей с нарушениями развития, обучение в которых происходит в соответствии с особыми образовательными стандартами. Направление в такое учебное учреждение получают дети, прошедшие психолого-медико-педагогическую комиссию.

Выпускники таких учреждений получают государственный документ, подтверждающий получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Основную массу этих учреждений составляют школы-интернаты. В специальной школе, помимо общего образования, дети получают также медицинскую, психологическую, социальную и другую необходимую помощь. Для детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные детские дома и школы-интернаты. На основании медицинского заключения о невозможности обучения в специальном заведении может быть организовано обучение в домашних условиях. При этом образовательное учреждение, расположенное рядом, предлагает свою методическую помощь, консультирование, проводит промежуточную аттестацию обучаемого, выдает документ, подтверждающий уровень полученного образования. Для детей со сложными и тяжелыми недостатками развития организуются реабилитационные центры различных профилей. Для детей с нарушениями речи существуют специальные логопедические центры, которые могут быть организованы на основе общеобразовательных учреждений.

В настоящее время специальное образование подразделяется на 8 школ, во избежание указания дефектов в официальном названии эти школы названы по порядковым номерам вида нарушения.

· Школа I вида — специальное образовательное учреждение для глухих детей.

· Школа II вида — специальное образовательное учреждение для слабослышащих и ранооглохших.

· Школа III вида — специальное образовательное учреждение для слепых.

· Школа IV вида — специальное образовательное учреждение для слабовидящих детей.

· Школа V вида — специальное образовательное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи.

· Школа VI вида — специальное образовательное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

· Школа VII вида — специальное образовательное учреждение для детей с задержками психического развития.

· Школа VIII вида — специальное образовательное учреждение для умственно отсталых детей.

Все виды школ, кроме последнего, дают своим выпускникам так называемое цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

 


 

Профессиональная ориентация

 

Профессиональная ориентация — обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы об-ва о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и в выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Профориентацнонная работа включает социально-педагогическое сопровождение, социально-трудовую поддержку - посредническую помощь в получении профессиональной подготовки.

Направления профессиональной ориентации:

• Профессиональная информация;

• Профессиональная консультация;

• Профессиональный подбор:

• Профессиональная, производственная и социальная адаптация.

Педагоги специальных образовательных учреждений на основе использования различных форм и методов должны подготовить детей к обоснованному выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей. Этапы профориентационной работы (по О. Е Булановой):

Младший школьный возраст — подготовка детей к трудовым усилиям, ознакомление с профессиями, с миром труда, формирование у них потребности своим трудом приносить пользу другим;

Возраст 10-12 лет — включение детей в общественно-полезный труд, формирование мотивов выбора профессии, интереса к конкретной трудовой деятельности;

Возраст 12—14 лет — у детей должны быть сформированы систематический знания, а также умение ориентироваться в мире профессий, интерес к конкретной профессии;

Возраст 14—17 лет - социально-профессиональная направленность подготовки к труду в сфере материального производства с учетом психофизических возможностей детей.

Человек с ограниченной трудоспособностью (в зависимости от характера и степени тяжести нарушения) может получить профессиональное образование — начальное, среднее, высшее.

Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование может быть получено в университетах, академиях, институтах, консерваториях, высших профессиональных школах.

По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования.

Решению проблемы профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности способствуют новые модели специальных учебных заведений, которые реально осуществляют профессиональную подготовку и трудоустройство своих воспитанников.

Обучение студентов-инвалидов организовано в ряде специальных высших учебных заведений:

- Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета;

- Государственный специализированный институт искусств Минкультуры России;

- Заочный институт реабилитации и профессиональной подготовки незрячих Всероссийского общества инвалидов (г. Волоколамск Московской области).

Также студенты с ограниченными возможностями включаются в общей образовательный поток вуза (отдельные группы или факультеты):

· МВТУ им. Н.Э. Баумана (Москва); МЛГУ (Москва); РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).

Зарубежный опыт показывает, что лица с ограниченной трудоспособностью имеют равные с остальными возможности образования и последующей трудовой деятельности. В нашей стране (как отмечает Н. М. Назарова) инвалиды не всегда имеют такие возможности для получения профессионального образования: количество студентов с ограниченной трудоспособностью, обучающихся в вузах России, составляет всего около тысячи человек.

В РФ работающие инвалиды составляют около 11% от общего числа имеющих инвалидность, хотя, по некоторым данным, 2/3 из них могут и желают трудиться.

 


 

Патронаж

 

Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.

Медико-социально-педагогический патронаж предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями и развитии и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля. Он представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов.

Базовой основой МСП-патронажа являются психолого-медико- педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения. Система МСП-патронажа формируется как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей также детей, чье развитие обусловлено действием множественн факторов риска. Система МСП-патронажа реализует собственную деятельно по следующим направлениям:

· помощь в выборе индивидуального образовательного разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми, находящимися за рамками образовательного пространства;

· реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс;

· реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования;

· поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий для свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями;

· привлечение средств массовой информации для освещения новационных подходов в области специального образования, действующих повышению статуса человека с ограниченны возможностями в структуре современного общества.

Становление в нашей стране системы медико-социально-педагогического патронажа является сегодня одним из признак развития системы специального образования, формирован новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонения в развитии в условиях семьи, предполагающей активное (суб ект-субъектное) участие всех членов семьи в реабилитационн процессе.

Основными критериями эффективной деятельности учреждений системы МСП-патронажа являются следующие:

· рост востребованности услуг служб патронажа со стороны родителей, педагогов, детей;

· увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь;

· качественный рост показателей развития ребенка независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности);

· нормализация внутрисемейных отношений;

· качественный рост компетентности не только педагогов и других специалистов в области решения проблем современного детства, но и родителей.

Важнейшей составляющей процесса медико-социально-педагогического патронажа являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от эффективной организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

 


 

Социально-пед помощь

Социально-педагогическая деятельность по поддержке лиц с ограниченными возможностями — это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Структура социально-педагогической помощи в России:

· государственный сектор - учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств: Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки. Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.;

· муниципальный сектор - учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями

· Негосударственный сектор. Учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительны ми, религиозными и другими негосударственным и организациями.

Социальный педагог оказывает помощь детям с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также детям, имеющим физические, психические или интеллектуальные нарушении развития. Цель деятельности социального педагога - создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Л. И. Аксенова выделяет следующие инновационные направления стратегии социально-педагогической помощи:

· Становление государственно-общественной системы соииально-педагогической помощи;

· Совершенствование процесса социального воспитания;

· Создание принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально-педагогической помощи;

· Организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики нарушения развития и снижения степени инвалидности;

· Появление опытных моделей интегрированного обучения;

· Переориентация системной организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъектных отношений всех его участников: ребенок — специалисты - семья.

Стратегия государственной социальной политики в России:

• адресное оказание социальных услуг;

• совершенствование социальной защиты и социального обслуживания;

• дальнейшая реализация Федеральных программ Социальной защиты инвалидов и Дети-инвалиды;.

Социальная защита — это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления.

Социальное обслуживание носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально- педагогических, психологических, правовых, медико-социальных и других проблем и осуществляется через сеть социальных служб.

Наиболее эффективно для этих групп населения в нашей стране реализуются федеральные программы: «Социальная защита инвалидов» и «дети-инвалиды».

Программа «Дети-инвалиды» направлена на создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, а также на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Целью программы «Социальная защита инвалидов» являются формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов; создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе, доступности пользования элементами сложившейся социальной инфраструктуры.

 


 

Принцип

 

Принцип – от лат. начало; основополагающая истина, закон, положение или движущая сила, лежащая в основе др.истин, законов, положений или движущих сил; - руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности.

Принципы спец. образования:

1) Принцип пед. оптимизма – опирается на идею Л.С.Выготского, свидетельствующую о вед. роли обучения ребенка в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивид.кор.-разв. программы. Совр. спец. пед. утверждает, что необучаемых детей нет. Лицо с ОВЗ – это благополучно развивающаяся и социально полноценная личность.

2) Принцип ранней пед. помощи – одним из ключевых условий успешной кор.-пед. помощи является обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка. Важно максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного наруш. в развитии ребенка и началом целенаправл. кор-пед. помощи, расширяя временные границы предоставления спец. обр. услуг с первых месяцев и на протяжении всей жизни человека. Многие сензитивные периоды, играющие решающую роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошк. возраст.

3) Принцип коррекционно-компенсаторной направленности образования. Предполагает опору на здоровые силы ребенка, построение обр. процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития (т.е. природосообразности) . Коррекционная работа, направляется на исправление или ослабление недостатков психофиз. развития создаёт доп. возможности для процесса компенсации утраченных или неполноценных функций или систем организма. Обеспечивается: -техническими средствами обучения и коррекции; компьютерными технологиями; особой организацией обр. процесса (меньшая наполняемость в классе, увелич. сроки обучении, охранительно-пед. режим, наличие индивид. занятий и др.).

4) Принцип социально-адаптирующей направленности образования: предполагает обеспечение человеку с ОВЗ максимально возможной для него самостоятсти и независимости в соц. жизни. Формирует необход. нормы поведения и жизнедеят-сти. Вырабатывает соотв. навыки и привычки максимально доступной для него мере (гигиенич., коммуникат., быт., соц.), нравственно-этич-е, философские, социокультурные взгляды и убеждения.

5) П. развития мышления, языка и коммуникации как средств спец. обр-я. Проблемы в развитии речи, мышлен, коммуникации сущ-ет у всех категорий дет с ОВЗ, поэтому общей д/них явл-ся потребность в кор-но пед-ой помощи по развитию речи, общения и мышления. Это необходимое условие реализации спец обр-я и условий социокульт адаптации чел с овз.

6) пр- деятельностного подхода. Опирается на понятие ведущая деят-ть. Предметно-практич-я деят-ть явл-ся специфич-м сред-ом обеспечения компенсаторного разв-я дет с ОВЗ. Реб с ОВЗ необходимо учить в процессе собственной деят-ти спец организованной и направленной пед-ом. В процессе предметно практич деят-ти успешно развив ВПФ.

7) П. диф. и индивид-го подхода. Данный подход в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушения. Педагог организует коррекционно- образовательный процесс исходя из наличия в классе однородных по своим характерам микрогрупп ч/з различные для каждой из них содержание и организацию учебно- коррекционной работы, формы и способы контроля и мотивации учения. Инд-й подход направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушений развития.

8) П. необходимости спец пед-го рук-ва. Учебно-познават-я деят-ть дет с овз имеет особое содержание, глубокое своеобразие протекания, нуждается в особой орг-ии и способах её реализации. Спец пед-г зная особ. разв-я дет и возмож пути и способы кор-й помощи ему, може орг-ть процесс уч-позн деят-ти и управлять этим процессом.



2018-07-06 555 Обсуждений (0)
Школьная система спец образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Школьная система спец образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)