Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования (ПК-11).



2018-07-06 1718 Обсуждений (0)
Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования (ПК-11). 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования:

• первые курсы подготовки учителей для обучения детей с особыми образовательными потребностями, — открыты в 1812 г. при Берлинской королевской школе глухонемых;

• профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) — началась в 1892г. в Санкт-Петербурге на основе годичных курсов.

Современное педагогическое образование содержит широкий спектр соответствующих педагогических специальностей:

- тифлопедагогика — с получением квалификации педагога слепых и слабовидящих (тифлопедагог);

- сурдопедагогика — с получением квалификации педагога глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

- олигофренопедагогика — с получением квалификации педагога для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);

- логопедия — с получением квалификации логопеда;

- специальная дошкольная педагогика — с квалификацией педагога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Для обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности психологическим сопровождением готовятся психологи по специальности специальная психология.

Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:

- профилактика;

- диагностика и консультирование;

- педагогическое просвещение;

- участие в психологической и психотерапевтической помощи;

- образовательная и социально-педагогическая деятельность;

- организация и руководство образованием;

- преподавательская деятельность;

- научно-исследовательская деятельность.

Педагоги-дефектологи выполняют свои профессиональные обязанности в различных образовательных учреждениях как специальных, так и общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляют индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на дому.

Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:

• педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

• эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;

• педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

• педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка;

• педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями;

культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами;

• педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Педагог-дефектолог учится всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, единомышленниками, родителями детей с ограниченными возможностями.

 


 

Перспектива и проблемы

 

В настоящее время образование детей с ОВЗ — одна из актуальных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с соц-м неравенством инвалидов. С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умст­венного, речевого и в целом психического развития. Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ОВЗ, возникают дополнительные трудности в реализации ин­дивидуального подхода педагогов к учащимся в про­цессе их обучения, воспитания, развития, не позволя­ющие в полной мере реализовать индивидуальный подхо­д к каждому учащемуся. На сегодняшний день, в этом плане в общеобразо­вательных школах предпринимаются попытки преоб­разований организационно-методического характера. Так, например, в некоторых школах наблюдается рост количества программ по дополнению учебного про­цесса различными средствами поддержки (психологи­ческой, логопедической, коррекционно-педагогичес-кой). Однако такие программы, как правило, односторонни, недостаточно научно обоснованы. В настоящее время актуальной проблемой инклю­зивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «без­барьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является крите­рий ее доступности для ребенка с ОВЗ.

В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к обору­дованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Соц. среда в ОУ долж­на учитывать уровень современной жизнедеят-­ти общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социаль­ной активности и жизнеустойчивости ребенка.

Также имеют место серьезные проблемы в исполь­зовании новых информационных технологий в обра­зовательном процессе.

Наличие у детей с ОВЗ проблем контактирования с окр средой, нарушения психоэмоциональ­ной сферы и, часто, зависимости от взрослых требует условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности. В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т. е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничения­ми принимать активное участие в повседневной жиз­ни, получать образование, работать или отдыхать.

В условиях быстрых изменений в науке и общест­венной жизни, стремительного развития информаци­онных технологий в качестве эффективного инстру­мента реализации компетентностного подхода в обра­зовании, нужно рассматривать дистан­ционное обучение. В условиях дистанционного обуче­ния учащийся приобретает навык эффектив­ного поиска информации, ее отбора и структурирова­ния, анализа и оценки.

Решение этих проблем и ряда других, возникаю­щих в условиях общеобразовательной школы, приве­дет к снятию барьеров в образовательной, професси­ональной и бытовых сферах, в самопознании, само­развитии и самореализации детей с ОВЗ.

 




2018-07-06 1718 Обсуждений (0)
Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования (ПК-11). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования (ПК-11).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1718)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)