Предметные области современной специальной педагогики.
Специальная педагогика как отрасль педагогической науки Термин педагогика дословно обозначает - детовождение - это наука о воспитании и обучении детей. Педагогами в Др. Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале 17в.
В итоге, на протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций. До начала 90х годов в России использовалось понятие «дефектология» В. П. Кащенко. С 90-х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии. 1991-92 –за рубежом и в России исп определения «спец педагогика» и «коррекционная педагогика». Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией. Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств. Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике.
Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Понятийный аппарат специальной педагогики. Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с ОВЗ, как социо-культурного, педагогического феномена Субъект специальной педагогики — изучение и коррекционная помощь оказываемая в системе специального образования, являющийся обучающийся с ОВЗ, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности. Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования, включающая изучение особ. развития и образования лиц с ОВЗ, их становление и социализации как личности, а так же использование этих знаний для выбора путем, средств, условий, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию с целью их социализации. Цель – достижение обучающихся с ОВЗ максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализацию. ЗАДАЧИ: АКТУАЛЬНЫЕ · Ранее выявление и диагностика ОВЗ · Ограничение сходных состояний · Изучение закономерностей развития обучающихся с ОВЗ · Определение коррекционных и компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ · Совершенствование принципов обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ · Выбор наиболее эффективных форм обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ · Использование инновационных средств и методов обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ · Взаимодействие с родителями Понятийный аппарат СП Коррекционная работа – система специального психолого-медико-педагогических мероприятий, направленных не только на преодоление или ослабление недостатков психического обучающихся с ОВЗ, но и на формирование обучающихся в целом. Компенсация – замещение нарущенных или недоразвития функций, осуществленных за счет привлечения сохраненных функций или включения в работу новых специальных методов, приемов специальных технических средств обучения. Абилитация - первоначальное формирование способности к чему-либо, утраченной в результате травмы или болезни (применимо к детям раннего возраста). Социальная адаптация - приведение индивидуального и группового поведения обучающихся с ОВЗ в соответствие с системой общественных норм и ценностей. Дифференцированный подход в обучении – педагогический принцип организации обучения, реализуемый на обучающихся, на различные группы с характерными для них общей типологии особенностей и подбор приемов, методов работы с каждой группы Индивидуальное обучение - организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения через различных обучающихся, уровню их развития, способности к обучению.
Предметные области современной специальной педагогики. 1. Сурдопедагогика – это раздел, занимающийся вопросами воспитания, образования и обучения обучающихся с нарушением слуха. Изучает закономерности физического и психического развития глухих и слабослышащих, позднооглохших обучающихся дошк, шк.возраста, определяет пути определения аномалии их развития вследствие дефекта (ограничения) слуха и оптимальные условия обучения, воспитания, социальной адаптации. Задача: формирование у обучающихся с нарушением слуха полноценной устной речи, являющейся основой интеллектуального развития и средством социальной адаптации. 2. Тифлопедагогика – раздел специальной педагогики, занимающейся вопросами воспитания, образования и обучения обучающихся с нарушением зрения. Задача: подбор условий, способствующих компенсации, коррекции и восстановлению нарушенных или недоразвитых функции при слепоте и слабовидении. 3. Олигофренопедагогика – наука о воспитании, образовании и обучении обучающихся с у/о (интеллектуальные нарушения). Задачи: · Изучение закономерностей психического развития у/о · Выбор содержания, методов, приемов, средств обучения и воспитания обучающихся с у/о · Работа с семьей, имеющей обучающегося с у/о · Трудовая и профессиональная подготовка обучающегося с у/о 4. Логопедия – наука о нарушении речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Задачи: · Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных нарушениях · Определение симптомов и степеней речевых нарушении · Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушении · Изучение этиологии речевых нарушении · Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств · Разработка вопросов организации логопедической помощи Изучает: механизмы, причины, симптоматику, течение, структуру нарушении речевой деятельности, систему коррекционного воздействия · + специальное образование с нарушениями опорно-двигательного аппарата; · + специальное образование лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы; · + педагогическая помощь хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями. · + Постоянно возникают и развиваются новые области специальной педагогики.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (758)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |