Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средства массовой информации в идеологических



2018-07-06 522 Обсуждений (0)
Средства массовой информации в идеологических 0.00 из 5.00 0 оценок




Процессах.

 

Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших инструментов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире в целом, осуществляется через и с помощью СМИ.

Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне всё более растущего проникновения СМИ в политическую сферу, их превращение в один из важнейших инструментов реализации политического процесса. Современную политику, действительно, невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Вне всякого сомнения, в тех переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ. Иногда даже СМИ называют «четвёртой властью».

Под средствами массовой информации понимают, во-первых, технические средства, каналы (печать, радио, телевидение и иные), с помощью которых осуществляется распространение массовой информации на численно большие распространенные группировки людей – аудитории; во-вторых, социальные институты (организации), которые используют каналы, находящиеся в их подчинении для реализации информационного воздействия в масштабах всего общества (Социологическая энциклопедия. Мн., 2003).

Средства массовой информации – это составная часть политической системы общества. Они выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Они не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Они также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Выполняют эту роль они путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д.

Основные функции деятельности СМИ:

· удовлетворение информационных интересов общества;

· обеспечение гласности;

· изучение и формирование общественного мнения;

организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;

· поддержка и критика программ и деятельности государств, партий, общественных объединений и движений, отдельных лидеров;

· воспитание политической культуры, морали и др. качеств гражданина.

Основными чертами социального института СМИ являются:

· функционирование института СМИ – ответ на требования общества и индивидов;

· СМИ обеспечивают возможности и каналы для передачи информации;

· СМИ представляют собой открытый институт, в функционировании которого может добровольно участвовать каждый в качестве получателя и, в тех или иных условиях, в качестве отправителя информации;

· СМИ имеют общественный характер, они оппелируют к общественной мысли по вопросам, имеющим общественный интерес;

· СМИ связаны с производством и рынком, поскольку зависят от технологии и необходимости финансирования. Они обеспечивают производство специфического товара - информации – и распространяют ее в соответствии с правилами и законами рынка;

· содержание сообщений, производства СМИ в той или иной степени контролируется обществом и государством. При этом характер контроля над информацией СМИ может варьировать в очень широких границах: от «рекомендательного» регулирования в демократических обществах до предварительной цензуры в тоталитарных.

Основным связующим звеном между журналистикой и идеологическими процессами является государственная политика в сфере СМИ, регулирующая: внутрижурналистские отношения; отношения между СМИ и источником информации; отношения между СМИ и аудиторией; объём и характер участия органов государственной власти и управления в массово-информационной деятельности; осуществление контроля за деятельностью СМИ в целях соблюдения ими действующего законодательства.

Сущность же идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путём всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения.

В Беларуси сегодня право на содержание СМИ имеют государственные учреждения, различные партии и общественные объединения, кооперативные, религиозные, творческие организации и отдельные лица. В информационном пространстве Беларуси выделяются следующие социальные типы СМИ:

· государственные, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления;

· государственно-общественные,существующие на средства общественных объединений при поддержке государства, в том числе и материальной;

· СМИ организаций и структур гражданского общества,которые открыто защищают и пропагандируют их позиции и функционируют на их средства;

· альтернативные СМИ, которые финансируются негосударственными структурами. Их деятельность направлена на выработку общественной мысли, взглядов, оценок, которые отличаются от официально принятых;

· СМИ коммерческого характера,создаваемые для получения прибыли;

· СМИ неполитических структур и организаций,имеющие узкую специализацию и специфическую аудиторию;

· Союзные СМИ,совместные с Россией печатные, радио – и телепрограммы и издания.

В системе средств массовой информации Беларуси - 1282 печатные и периодические издания (401 государственное и 881 негосударственное), в том числе 813 газет, 421 журнал, 44 бюллетеня и иные; действует 7 информационных агенств, 53 программы телевидения (17 государственных и 36 негосударственных), 134 программы радио (118 государственных и 16 негосударственных).

Материалы прессы печатаются на белорусском, русском, немецком, английском, украинском и польском языках. Одна газета выходит на украинском языке, 12 газет и журналов – на польском, одна газета – на литовском.

Средства массовой информации способствуют активизации политической жизни, становятся аккумуляторами новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления. Важнейшей их особенностью состояния является активное участие в национальном возрождении, в пробуждении исторической памяти народа, ликвидации «белых пятен» в истории, осуждении жёсткой диктатуры, возвращении духовности народа к его традициям, что означает резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д.

Особая роль отводится СМИ в деле информирования в сфере международной политики.Главными задачами здесь являются:

· развертывание сети внешнеполитических коммуникаций в целях обеспечения национальных интересов;

· предупреждение выхода противоречивой информации от внешенеполитических коммуникаций, от должностных лиц и представителей СМИ, представление страны на международных уровнях;

· обеспечение международной общественности объективной информацией о внутреннем положении страны, ее стратегических и тактических задачах и целях;

· обеспечение общественной мысли данными относительно деятельности государства, его приоритетов и стратегии;

· выработка эффективной политики, касающейся международных отношений;

· привлечение информационного и культурного потенциала белорусов, проживающих за рубежом;

· широкое использование достижений и опыта зарубежной экономической, социальной, культурной, информационной коммуникации.

Возрастающая роль СМИ в политических и идеологических процессах обусловливается рядом субъективных и объективных факторов. Они существенно влияют на жизнь общества и государства в нынешних условиях, и еще больше эта роль будет проявляться в будущем.

Во-первых, сегодня уже окончательно оформились две основные тенденции социально-политического развития Беларуси на ближайшие десятилетия: медиатизация всей политической жизни, всё большее подчинение политики правилам игры, которые диктуют СМИ, и олигополитизация информационного пространства. Такие процессы связаны с тем, что отсутствующую в Беларуси централизованную систему политических коммуникаций заменит институт СМИ, который все более становится центральным институтом политического рынка.

Во-вторых, современные СМИ всё более способствуют разрушению созданного ими же самими глобального мифа о том, что в сфере культуры действуют рыночные механизмы закономерности, демократичные по своему содержанию, способствующие ее развитию. Прежде всего, это проявляется в целенаправленной стандартизации культуры средствами массовой информации, основанной на коммерциализации газет, журналов, радио, телевидения, Интернета. Суть этого явления в том, что СМИ диктуют художнику, писателю, композитору, музыканту, артисту «эталон» культурного творчества, который будет понятен и принят массовой аудиторией, то есть принесёт быструю прибыль творцу и СМИ.

Таким образом, развивается процесс медиатизации культуры, который по сути дела, игнорирует независимость и специфичность самого культурного производства. Достижением культуры начинают считать лишь тот продукт культурной деятельности, который назван таковым в СМИ. Условно говоря, не обязательно вовсе быть талантливым писателем, главное – находиться на хорошем счету в СМИ, быть замеченным журналистами.

В-третьих, набирает силу процесс медиатизации науки. СМИ стремятся всё больше взять на себя функцию научного анализа реальности, пытаясь оттеснить на второй план социально-гуманитарные науки. Это не только наносит ущерб имиджу науки как таковой, но и нивелирует её результаты до уровня информационных сообщений.

Более того, как показывают социологические и социолингвистические исследования СМИ, журналисты в своём большинстве исходят из концепции упрощения и потому чисто механически подгоняют сложные, нестабильные и неоднозначные социальные, политические, экономические, идеологические явления под какую-то устойчивую, универсальную форму. Такого рода информацию аудитория нередко воспринимает без всяких усилий и, следовательно, без критического осмысления.

В-четвёртых, реальностью становится информационный метаболизм – обмен информацией в обществе. Основу информационного метаболизма составляют функциональные информационные системы (ФИС), то есть динамичные, саморегулирующиеся системы, деятельность которых направлена на поддержание информационного равновесия в обществе и создание благоприятных условий для функционирования рынка информации в стране. Идеологическая сущность ФИС состоит в том, что они занимают промежуточное положение между государством и обществом, тем самым, обеспечивая гармоничное единство политической системы и легитимность политического механизма.

В-пятых, никакая реформа в Беларуси невозможна без консолидации общества и активного подключения к этому процессу человеческого фактора, что неизбежно ведёт к идеологизации как СМИ, так и всей журналистской практики. Фактически речь идёт о человеческой революции, которая должна изменить наш образ жизни и поведение, продвинуть наше собственное развитие и дать возможность создавать более эффективные механизмы взаимного приспособления между человеком, обществом, государством и СМИ.

В-шестых, суть информационной революции, которая прошла в мире и частично в Беларуси в последнее десятилетие прошлого века, заключается в том, что сегодня наиболее выгодным видом коммерческой деятельности стало преобразование человеческого сознания. Характерно, что промежуточным этапом подобной трансформации является состояние, когда для людей, подвергающихся воздействию СМИ, окружающий мир всё в большей мере перестаёт быть реальным и всё больше приобретает сконструированный, искусственный характер.

И это закономерно, так как информационное общество, по существу, базируется на навязывании гражданам единой для всех модели восприятия мира, то есть идеологии, игнорирующей индивидуальные интересы и особенности. Подобный подход получил условное название информационная терапия. Если попробовать дать определение этому термину, то чаще всего под ним подразумевают стремление решать все проблемы общества (политические, экономические, социальные, идеологические) корректировкой человеческого сознания, а не изменением реально окружающего нас мира. Отметим, что негативный эффект информационной терапии для общества усиливается за счёт того, что СМИ, журналисты сами начинают верить в собственно пропагандируемую ими идеологическую доктрину.

В-седьмых, в настоящее время имеет место принципиальное снижение издержек распространения социально-политической информации, что обусловлено развитием принципиально новых видов политической электронной коммуникации. Как полагают эксперты, политическая информация как товар имеет одну особенность: производство оригинала стоит дорого, но последующее его тиражирование в электронном виде обходится издателю почти бесплатно.

Поэтому, когда политическая информация становится действительно массовой, она вообще теряет цену и в итоге сегодня уже никто не удивляется, что огромные массивы политической информации в Интернете доступны без всякой оплаты за неё. Это способствует развитию информационной полиархии, или господству в стране многих СМИ, которые обусловлены, с одной стороны, появлением возможности оперативного доступа неограниченной аудитории к любой информации несекретного характера через «всемирную паутину», а, с другой – растворением части политически активного населения в новой информационной среде. В этих условиях культивируется идеология потребителя, утверждающая, что смысл жизни состоит в обладании вещами. Именно поэтому в СМИ всё больше места отводится маркетинговой информации, которая становится не просто пропагандой отдельных товаров или услуг, а новых жизненных стилей.

В этой ситуации приобретает особую актуальность вопрос о том, в какой мере распространение ценностей глобальной идеологии потребления в СМИ будет соотноситься с задачами укрепления и развития собственных национальных политических и информационных ценностей, которые необходимы для формирования полноценной идеологии белорусского государства. Чтобы дать правильный и мотивированный ответ на этот вопрос необходимо чётко представить содержание идеологической функции СМИ, взаимоотношение и взаимодействие журналистики и идеологии, средств массовой информации и идеологических процессов.



2018-07-06 522 Обсуждений (0)
Средства массовой информации в идеологических 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средства массовой информации в идеологических

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (522)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)