Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идеология и формирование демократического гражданского общества



2018-07-06 502 Обсуждений (0)
Идеология и формирование демократического гражданского общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Концепция идеологии государственности и общественного развития Республики Беларусь немыслима без определения и создания механизма функционирования демократических институтов, обеспечивающих важнейшие сферы деятельности общества и государства. В стране требуется эффективный переход к политической демократии, который затронул бы все стороны жизни и деятельности как общества в целом, так и органов управления, институтов гражданского общества и общественного самоуправления. В ходе усовершенствования порядка и механизма взаимоотношения всех ветвей власти, трудовых коллективов, граждан наряду с целями социально-ориентированной рыночной экономики должны быть полнее учтены индивидуальное начало, характер отношений к данному вопросу политических институтов и образований, принятие или непринятие ими тех или иных моделей. Следует полнее обеспечивать рациональное сочетание в предлагаемой системе традиционных элементов и новшеств.

На практике демократию следует рассматривать как определенный порядок формирования власти, отбора людей в ее структуры и контроля со стороны граждан за их деятельностью.

Основной целью демократического устройства в Республике Беларусь ныне становится необходимость добиться действительного воплощения в жизнь конституционного положения о том, что народ является источником государственной власти и носителем суверенитета в стране. Для этого в Беларуси должно активно формироваться демократическое гражданское общество, обладающее такой социальной, идейно-психологической ориентацией, в которой, с одной стороны, акцентируется внимание на самоценности индивидуума, его автономии и свободе, его правах и возможности самому выбирать свои жизненные цели и определять направления деятельности; личной ответственности за результаты деятельности, за личное благополучие и социальное положение. Такая ориентация, несомненно, должна способствовать выявлению и выражению реальной воли гражданина, формированию у него устойчивой созидательной жизненной позиции. С другой стороны, должны быть обеспечены объективные экономические, политические, правовые, структурные и социальные основания функционирования гражданского общества. Экономическим базисом для становления гражданского общества должна выступать многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности и самостоятельность субъектов хозяйствования. Политической основой могут стать активно функционирующие политические партии, различные по своей идеологической направленности, разнообразные общественные объединения и движения. В качестве правового аспекта следует рассматривать целостную, непротиворечивую, справедливую систему правовых норм, которые должны регулировать все типы общественных отношений. Структурным основанием активного развития гражданского общества может стать «средний класс», обладающий достаточным материальным, правовым, политическим, социальным потенциалом для обеспечения полноценного функционирования основных институтов такого общества. Социальным основанием формирования гражданского общества является гарантированный Конституцией плюрализм общественного мнения, свобода слова, а также функционирование в социуме как можно большего количества альтернативных средств массовой информации и коммуникации.

Таким образом, гражданское общество и идеология не только не противоречат друг другу, но и взаимообогащаются, выступают в необходимом единстве. С одной стороны, наличие идеологии как системного, концентрированного выражения мнений абсолютного большинства граждан, включающего принципы, требования, воззрения, характеризующие содержание национальных интересов и ценностей, является обязательным элементом, необходимым условием жизнедеятельности такого общества, связанным с процессом сопоставления идеалов и действительности. С другой стороны, без гражданского общества не может быть свободного и богатого государства. Именно гражданское общество должно сформировать новую пирамиду власти, обеспечивающей и гарантирующей каждому гражданину свободный выбор участия в экономической, социальной и политической жизни, возможность полного волеизъявления.

Речь идет об обществе, построенном на базе комплексного взаимодействия личности, производственных, общественных объединений, политических партий, добровольных ассоциаций и институтов, творческих союзов, религиозных конфессий, средств массовой коммуникации. Деятельность всех этих составляющих должна регулироваться гражданским правом, осуществляться при минимальной зависимости от самого политического государства.

Безусловно, становление гражданского общества – дело весьма сложное, предусматривающее практически бесконечный процесс совершенствования всех без исключения сторон жизнедеятельности людей. Ведь невозможно просто в одночасье перейти от однопартийности советского типа к демократической многопартийной системе. Может, не так быстро, как хотелось бы, благодаря сложившимся в стране условиям, структурируется общество, упорядочиваются процессы взаимодействия отдельных его частей, трансформируется сознание населения страны, формируется новая генерация граждан, обладающих принципиально иным типом экономического, политического и социокультурного мышления.

В Беларуси в соответствии с действующим законодательством ныне зарегистрировано и функционирует широкая сеть политических партий, профсоюзов, ветеранских, молодежных, женских, благотворительных, физкультурно-спортивных общественных объединений, творческих союзов. Все они строят свою работу в соответствии с утвержденными ими самими уставами и программами, охватывают практически весь социальный, экономический и мировоззренческий спектр белорусского общества. Функции, которые выполняют такие общественные объединения в обществе, крайне важны для формирования гражданского общества. В их числе можно назвать следующие:

· артикуляции и агрегации интересов различных групп общества;

· выявления и удовлетворения интересов и потребностей членов объединений;

· информирования органов власти по важнейшим проблемным вопросам, которые касаются деятельности общественных объединений;

· социальной интеграции и мобилизации;

· политической социализации и создания достаточных условий для участия граждан в жизни страны;

· репрезентативная;

· моделирования новых общественно-политических структур;

· формирования политических элит и др.

Поддерживаются также многие иные общественные объединения, решающие важные социальные задачи, такие, как: работа с молодежью; образование и просвещение населения; помощь пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и некоторые другие. Кроме того, действуют, хотя не так активно и не так массово, и другие элементы гражданского общества – негосударственные экономические субъекты: издаются и распространяются, прежде всего, по внутренним каналам, средства массовой информации, принадлежащие политическим партиям, общественным объединениям, гражданам и их ассоциациям. Крайне важно в дальнейшем обеспечить полноценные условия для развития инициативы таких организаций в целях формирования истинно демократической основы для самореализации граждан в политической, экономической, культурной и духовной сферах жизни общества.

В то же время говорить о полной зрелости гражданского общества в Республике Беларусь преждевременно по ряду причин. Среди них то, что в последнем десятилетии ХХ века страна пережила своеобразный «партийный кризис», породивший достаточно негативное отношение многих граждан к партиям. Партии создавались без соответствующей подготовки, чаще всего интуитивно, порой без какой-либо необходимости или в необычайно сложных общественно-политических условиях конфликта. Не было опыта политической деятельности, не было и подходящих условий для реального включения в политические процессы в качестве действенной общественной силы. Сегодня по-прежнему наблюдается большой разброс мнений при явно выраженной схожести ориентаций многих политических объединений, что, с одной стороны, не позволяет самим объединениям сконцентрировать свое внимание и усилия на решении важнейших политических проблем, а, с другой стороны, «разбивает» потенциальный электорат на множество не имеющих реальной силы в обществе групп, которые лишь дополнительно дезориентируют рядового гражданина, предоставляя ему слишком сложный выбор. Не всегда и не везде учитывается, что политические партии представляют собой специализированные, организационно оформленные и упорядоченные группы, которые должны объединять сторонников тех или иных целей и служить делу осуществления реальной борьбы за получение и использование политической власти, выполняя при этом ряд важных для общества и отдельных личностей функций, таких как:

· участие в избирательных кампаниях;

· разработка идеологических концепций, программ; внесение в сознание масс политических ценностей;

· артикуляция и агрегация интересов социальных групп;

· формирование и выделение политической элиты и политических лидеров;

· мобилизационная;

· представительства социальных интересов;

· формирование общественного мнения, системы политического образования, политическая социализация граждан и др.

Кроме того, следует признать, что в нашей стране трудно идет процесс создания института политического лидерства, который включал бы актив политических партий и иных общественных объединений различных уровней и масштабов. Болезненная реакция на политическую конкуренцию, отсутствие цивилизованного диалога политических оппонентов, несформированность традиции бесконфликтной смены власти – все это лишь некоторые причины отсутствия на белорусской политической арене конкурентов, каждый из которых мог бы занять высшие государственные посты.

Безусловно, власть должна идти на конструктивный диалог и сотрудничать с общественными силами различной ориентации. Но это должен быть обоюдный процесс. Требуется больше встречных шагов в политике, нужна содержательная направленность предпринимаемых политическими силами мер. Именно при таких условиях тот или иной социальный институт смог бы в полном объеме выполнять следующие крайне важные для общества функции:

· выделения и формулировку интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявления способов и методов реализации интересов и достижения целей;

· выработку и принятия политических решений;

· мобилизации масс на достижение политических целей, распределение политических сил, инициирование социальных новаций;

· интеграции общества, объединения масс;

· коммуникации власти и масс;

· легитимации власти и др.

Отношение к оппозиции – проблема не новая, в то же время и не простая. Оппозиционные силы настроены многое менять, разрушать то, что было создано до них. В то же время они при конструктивном подходе могут помочь яснее увидеть проблемы, осознать их, найти пути выхода из сложных ситуаций. Оппозиция 90-х годов в Беларуси впервые показала, что существует разность взглядов, мнений и позиций в оценке как тактических, так и стратегических целей, что в их борьбе рождаются наиболее взвешенные решения, по-новому воспитываются и растут кадры. Именно из оппозиции в свое время вырос и сформировался нынешний государственный аппарат, что свидетельствует о несомненном наличии позитивного потенциала у практически любой серьезно настроенной оппозиции, которая способна отслеживать запросы времени и правильно реагировать на них.

Однако нынешняя белорусская оппозиция обладает рядом недостатков, основным из которых является то, что она все еще не приобрела в стране свою социальную базу в виде многочисленной и активной части электората, обладающей сходными характеристиками. А ведь все политические силы должны четко определиться со своими ролью и местом в обществе и государстве. Не исключая самостоятельных путей и подходов в решении общегосударственных, общезначимых проблем, они должны строить свои тактику и поведение в расчете на соответствие мнению широкого круга избирателей Беларуси по ключевым вопросам государственный жизни.

Задача совершенствования механизмов взаимодействия государственных и общественных структур для комплексного решения проблем гражданского общества является сложной и нелегкой. В нынешних условиях весьма важно в целостности увидеть все слагаемые этого непростого понятия. Нельзя зацикливаться также и на том, что гражданское общество строится лишь на фундаменте политических партий и иных общественных объединений. В комплекс этого процесса активно вторгаются также производственные, экономические, социальные, геополитические, гуманитарные, духовные факторы и ценности. Отдельная ниша принадлежит здесь историческим, культурным традициям, менталитету народа.

Важно также иметь в виду и то обстоятельство, что в условиях Республики Беларусь процесс формирования демократических основ общества и государства не может зародиться и развиваться самопроизвольно, не может успешно осуществляться без государственной поддержки. И, наоборот, без развитых институтов гражданского общества невозможно функционирование демократического государства. Это процесс взаимосвязанный и взаимообусловленный, представляющий серьезную проблему как для всех ветвей и органов государственной власти, так и для институтов гражданского общества.

Демократия имеет ценность только тогда, когда она органично соединена с духовностью нации и социальным благополучием большинства населения. Демократия ради демократии – относительна, сводится лишь к формальным организационно-правовым нормам и действиям, которые в своем содержании могут оказаться выхолощенными и не имеющими реального смысла.

На пути к качественно новому, демократическому состоянию общества необходимо ориентироваться и следовать следующим тенденциям:

· известная длительность, поэтапность движения к новым политическим демократическим структурам с учетом возможностей и готовности к этому различных социальных и политических сил;

· постоянная и прочная опора власти на свою социальную и политическую базу, на консенсус основных общественных сил, партий и движений, трудовых коллективов, формирований по месту жительства населения;

· конституционный строй, опирающийся на демократическую власть и законный путь политических реформ;

· сочетание политических реформ с реформированием общественных отношений, изменениями в сознании и психологии людей, в их политической культуре, в стереотипах массового поведения;

· увязка с экономическими преобразованиями, что гарантирует высокий авторитет и динамизм самой политической реконструкции, делает ее необратимой.

Демократическая система белорусского общества имеет внешние и внутренние источники формирования и развития. Она в основе своей должна быть открытой, однако не должна и по своей сути не может представлять собой заимствованную у других государств модель. Ей должна быть присуща своя специфика устройства государственной власти, системы политических партий, расстановки политических сил и обеспечения диалога между государственными органами и структурами гражданского общества.

 

Вопросы семинара

 

1. Демократия как способ организации политической системы.

2. Демократия – важнейшая ценность белорусского народа.

3. Идеология и формирование демократического гражданского общества.

 



2018-07-06 502 Обсуждений (0)
Идеология и формирование демократического гражданского общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идеология и формирование демократического гражданского общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)