Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема антропосоциогенеза. Научные, философские, религиозные гипотезы происхождения и развития человека.



2018-07-06 1872 Обсуждений (0)
Проблема антропосоциогенеза. Научные, философские, религиозные гипотезы происхождения и развития человека. 0.00 из 5.00 0 оценок




Длительный процесс одновременного становления человека и общества называется антропосоциогенезом. Происхождение человека и общества по сей день остается научной проблемой, то есть вопросом, на который так и не найдено окончательного ответа.

1. Наиболее древней является религиозная (креационистская) теория. Согласно ей, Бог создал человека «из праха земного» по «образу своему и подобию». Выражение «из праха земного» подчеркивает связь человека с природным миром. С Богом человека роднят духовные признаки – разум и свободная воля. Они являются божественным даром, превратившим биологическое существо в человека. Таким образом, в человеке органично соединяются телесное и духовное, естественное и сверхъестественное.

2. Признанной научной версией антропосоциогенеза является эволюционная теория Ч.Дарвина. Согласно ей, на протяжении миллиардов лет шло прогрессивное развитие живых существ от простых к всё более сложным. Эволюция привела к появлению человека, непосредственным предком которого была обезьяна. Эволюционную концепцию дополняет и развивает трудовая теория Ф.Энгельса, пытающаяся объяснить механизм превращения обезьяны в человека. Труд способствовал становлению прямохождения, изменению руки, росту объемов головного мозга. Поскольку трудовая деятельность носила общественный характер, она способствовала становлению речи, выработке норм поведения, форм социальной жизни.

В современной науке принято считать, что антропосоциогенез начался около 5 млн. лет назад и завершился примерно 40 тыс. лет назад появлением человека современного типа.

3. Гипотетической является появившаяся в 20 веке инопланетарная (уфологическая) версия антропосоциогенеза. Высказывается мысль, что люди были «сконструированы» высокоразвитыми космическими цивилизациями. Однако инопланетарная теория не отвечает на вопрос о возникновении жизни в космосе.

4. Теория «разумного плана» взаимоувязывает различные концепции антропосоциогенеза. С точки зрения этой теории, можно предположить, что некая неизвестная пока современной науке сила (условно говоря, Бог) создала программу развития Вселенной и запустила ее в действие (Большой Взрыв). Механизм же реализации этой программы описывается, в частности, уфологической, эволюционной, трудовой и прочими концепциями антропосоциогенеза.

5. Под влиянием науки в обыденном сознании сложилось мнение о прогрессивном развитии человека в ходе истории. Вопреки этому распространённому мнению представителями неклассической философии высказана идея о регрессе человека. Человек – это дефективное животное, хуже других животных приспособленное к миру. Разум компенсирует биологическую несостоятельность человека, благодаря ему человек создаёт искусственный мир – цивилизацию. Цивилизация постепенно выходит из-под контроля человека, становится всё более неуправляемой и опасной,

может привести к гибели всего живого на планете. Вывод: человек – это ошибка

природы, результат её неудачного эксперимента. Человеческая история – это процесс вымирания заведомо обречённого на смерть вида.

Существуют и собственно философские концепции, рассматривающие человека, его происхождение, жизнь, будущее с позиций проявления неких рационально обоснованных первосущностей.

1. С позиций идеалистической философии Г. В. Ф. Гегеля происхождение человека следствие саморазвития абсолютного разума, пронизывающего природу и определяющего все многообразие существующих в ней форм. Человек выступает как носитель абсолютного разума, действующий в ςᴏᴏᴛʙᴇᴛςᴛʙии с заложенной в нем необходимостью.

2. Материалистическая философская мысль (К. Маркс, В. И. Ленин) развивает идеи естественно-природного происхождения человека и общества вследствие саморазвития природы, в основе кᴏᴛᴏᴩого лежит развитие материи.

С одной стороны, человек — природное существо, однако вся история человека отмечена его борьбой с природой. Человек сам выделяет себя из природы, пользуясь своим умением творить новую природу, «вторую природу». Труд —единственный ключ к разгадке антропогенеза и истории развития человечества. Подлинная природа самого человека — это преобразованная природа. Для Маркса сущность человека - особой процесс, определенный способ жизнедеятельности.

С другой стороны, человек — социальное существо, и он может преобразовывать природу только во взаимодействии с другими людьми. Поэтому процесс труда — это всегда социальный процесс, т. е. он всегда опосредован человеческими отношениями, общением людей между собой.

3. По мнению Фрейда, человек обладает свойством, которое отсутствует у животных. Это свойство – совесть. Выводил совесть из первородного греха, совершенного пралюдьми, убийство первобытного «отца» (тотема). «Грех отцеубийства» оказывается поворотным пунктом в антропогенезе, перводвигателем человеческой истории. Фрейд подчеркивал, что совесть как наследственная душевная сила приобретена человечеством в связи с комплексом Эдипа. Термин «эдипов комплекс» связан с именем древнегреческого царя Эдипа, который, не зная того, убил собственного отца, женился на собственной матери. Для мальчика (по Фрейду), характерен позитивный эдипов комплекс, т.е. любовь к матери и желание инцеста с ней и ревность и ненависть по отношению к отцу как к сопернику. У девочки тоже есть аналогичный психологический комплекс (любовь к отцу и ненависть к матери) и обратный ему – «комплекс Электры». В первобытной общине якобы вся власть принадлежала отцу, который не допускал к женщинам подрастающих сыновей. Однажды изгнанные сыновья объединились и убилиотца. Совершив коллективное преступление, пралюди сорганизовались в экзогамный род, т.е. обрели способность к социальной жизни, что и содействовало превращению в человека. Таким образом, в акте отцеубийства Фрейд находит источник социальной организации, моральных норм, даже религии.

БИЛЕТ No23

1. Русская философия конца 19-20в. В. Соловьев, Н. Бердяев, русский космизм и др. (на выбор).

Философские позиции Соловьева четко обозначились уже в его магистерской диссертации “Кризис западной философии. Против позитивизма». Западная философия находится в тупике. Неверие в бога опустошает душу человека. Русская философия – связующее звено между Западной и Восточной культурой, Соловьев выступил за осуществление “универсального синтеза науки, философии и религии”. Это означало создание “свободной теософии, или цельного знания”, не просто отвергающей всю прежнюю философию, что было характерно для позитивистов, но возводящего ее в новое “высшее состояние”. Предметом целостного знания - Абсолют или Бог. Подробно свою систему Соловьев изложил в докторской диссертации “Критика отвлеченных начал” (1880). Под отвлеченными началами он понимает все философские односторонности, которые возникали в истории философии, боролись одна с другой, сменяли одна другую и все еще до сих пор не дошли до цельного синтеза.

Центральная идея философии Соловьева – идея всеединства. Основной принцип всеединства: “Все едино в Боге”. Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения. Бог у Соловьева лишен антропоморфных черт. Философ характеризует Бога как “космический разум». На основе идеи всеединства Соловьев разрабатывает онтологию, гносеологию и социальную философию.

Вводит в свою систему понятие “идей” и “мировой души”. “Божественный ум” распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменимых причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявление Божества, “живые элементарные существа” или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что превращает ее в деятельное существо. Мировая душа, которая выступает субъектом всех изменений в мире. Основным признаком ее является особая энергия, которая одухотворяет все существующее. Деятельность ее нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.

Целостность ни наука, ни философия охватить не в состоянии. Онтология как часть философии может быть только религиозной.

Божественная и вечная идея всеединства в системе Соловьева получила название Софии– мудрости. Его учение носит также название софилогия. Основой и существом мира является “душа мира” – София, которую следует рассматривать как связывающее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человека раскрываются в философском учении Соловьева через концепцию богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьеву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому догмату, и полным Богом, и полным человеком.

Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с Богом, воплощение богочеловечества.

Три абсолютные ценности – благо, истина и красота – всегда образуют единство, смыслом которого является любовь. Любовь – эта та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Истинная любовь – это воссоединение в Боге, это

платоническая любовь по преимуществу, это истинная духовность. Для Соловьева гарантом спасения человечества является любовь, единение добра, истины и красоты.

Русский народ, по Соловьеву, только благодаря созданному им государству сохранил величие и самобытность России, которую он называл “святой Русью”. Эта “святость” есть особенность национального идеала Соловьева. Но полнота идеала требует, чтобы святая Русь возжелала “святого дела”, а именно: соединения церквей, духовного примирения Востока и Запада в богочеловечном единстве вселенского христианства. Это и есть святое дело, есть то действительное слово, которое Россия должна сказать миру.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию целостного знания. Соловьев считает, что для решения проблемы познания и истины недостаточно двух категорий, которые были центральными для западноевропейской философии: чувство и разум. Цельное знание не может быть получено только эмпирическими или рациональными способами. Эмпирическое знание способно раскрыть лишь внешнюю сторону явлений, а рациональное – особенности самого мышления. Истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. Поэтому третьим понятием гносеологии должно быть понятие веры. Таким образом, истинное знание является результатом эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи. Утверждение Соловьева об истинном знании как синтезе эмпирического, рационального и мистического познания являются основанием для вывода о необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единство, которое он называет “свободной теософией”, позволяет рассматривать мир как завершенную систему, обусловленную всеединством или Богом.

2. Понятие материи, атрибуты материи. Неразрывное единство материи, движения, пространства и времени.

Материя - это объективная реальность, существующая вне, независимо и до человеческого сознания и отражаемая им.

Материя как субстанции – причина и первооснова самой себя. Субстанция – то, что ни в чем не нуждается для своего существования кроме себя самой. Субстанция состоит

из субстрата – носитель свойств, и атрибутов. Атрибутами материи- неотъемлемые свойства, которые всегда присущи как всей материи, так и любым отдельным материальным объектам.

3 главные атрибута материи – пространство (протяженность), время (длительность) и движение (изменение)

Характеристики пространства: трехмерно; разнонаправлено; обратимо (движение в прямом и обратном направлении); однородно (разные точки пространства одинаковы, тождественны); изотропно (все направления в пространстве сами по себе равноценны, одинаковы).

Характеристики времени: одномерно (течет только от прошлого к настоящему и будущему); однонаправлено; необратимо; однородно(разные моменты времени одинаковы, тождественны).

Диалектич.материализм рассматривает пространство и время как 2 объективные взаимосвязанные и взаимодополняющие формы бытия материи, они не существуют друг без друга, изменяются одновременно. Сосуществуя в пространстве, вещи существуют во времени, и, наоборот, существуя во времени, вещи образуют пространств.структуры. Т.е. каждая из осн.форм бытия выступает в качестве условия другой. Непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования.

Движение – способ существования материи, включающий всякое изменение материальных

объектов; это изменение вообще; это противопоставление покою. Однако покой – момент движения. Т.е. всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему. Материя и движение неразрывно связаны. Нет материи без движения, как нет движения без материи.

Движение может быть:

• количественным – перенос материи и энергии в пространстве;

• качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов, их новых свойств и качеств.

Последний тип движения называется также развитием.

Характеристики развития: непостоянно; скачкообразно ; в разных направлениях : а) прогрессивное развитие – от простого к сложному, от низшего к высшему; б) регрессивное развитие – от сложного к простому, от высшего к низшему.

Ф. Энгельс предложил выделить пять основных форм движения:

• механическая (перемещение в пространстве),

• физическая (притяжение и отталкивание, электричество и магнетизм, звук и теплота),

• химическая (превращение веществ),

• биологическая,

• социальная.

По Ф. Энгельсу, материя бесконечна не только в количественных, но и в качественных отношениях. Ей присущи противоречивость и самодвижение. Это активное начало мира. Материя первична по отношению к сознанию, которое является результатом развития материи. Мир – это материальный мир с множеством вещей и явлений, которые остаются и исчезают, отражаются в сознании человека, но существуют независимо от него, объективно.Материя не является чем-то чувственно существующим. Это общее нельзя воспринимать чувственно, а только при помощи разума.

________________________________________________________________________________

Билет 24



2018-07-06 1872 Обсуждений (0)
Проблема антропосоциогенеза. Научные, философские, религиозные гипотезы происхождения и развития человека. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема антропосоциогенеза. Научные, философские, религиозные гипотезы происхождения и развития человека.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1872)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)