Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация методов психологии.



2018-07-06 458 Обсуждений (0)
Классификация методов психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные принципы и задачи психологии.

Важнейшей задачей общей психологии является, по словам С. Л. Рубинштейна, «познание психического посредством тех объективных связей, которыми оно объективно определяется… Психологическое познание – это опосредованное познание пси- хического через раскрытие его существенных, объективных свя- зей и опосредований». Иначе говоря, исследование психологи- ческих закономерностей развития психики, формирования чело- века как личности. Личность формируется в деятельности, по- этому вторая задача общей психологии – изучение психологи- ческой сущности деятельности человека.

Перед тем как обратиться к отраслям психологии, остано- вимся на основных трех ее принципах, разработанных и сфор- мулированных С. Л. Рубинштейном:

1. Принцип детерминизма означает, что психика определяет- ся образом жизни и изменяется с изменением образа жизни, то есть сознание человека носит общественно-исторический характер.

2. Принцип развития психики (сознания) в деятельности означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и ре- зультат деятельности. Усвоение общественного опыта выступает в качестве формы психического развития.

3. Принцип единства сознания и деятельности означает, что они не противоположны друг другу, но и не тождественны, сознание образует внутренний план деятельности, ее программу. В сознании формируются динамические модели действительнос- ти, при помощи которых происходит ориентация человека в окружающей среде. В этом проявляется активность сознания.

Помимо вышеперечисленных трех, К. К. Платоновым выде- ляются также: принцип историзма (общественно-исторической обусловленности развития сознания), структурности и иерар- хичности.

 

 

Классификация методов психологии.

Метод психологии – это способ познания внутренних пси- хических явлений через анализ внешних психологических фак- торов.

Методы общей психологии делятся на четыре группы:

I группа – организационные методы, включающие: – сравнительный метод (сопоставление различных объек- тов: групп по возрастам, деятельности с целью найти их разли- чия и сходства и т. д. – метод поперечных возрастных срезов); – лонгитюдинальный (лонгитюдный) метод (многократ- ные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительно- го периода времени); – комплексный метод (междисциплинарное исследование, в котором участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучается разными средствами. Исследо- вания такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологичес- ким, психологическим и социальным развитием личности).

II группа – эмпирические методы – способы добывания научных данных, образования фактов, подразделяются на: 1) основные (наблюдение и эксперимент); 2) вспомогательные.К первой группеотносятся наблюдение (обсервационный метод) и эксперимент (естественный, лабораторный, пилотаж- ный, констатирующий, формирующий или психолого-педагоги- ческий, контрольный); ко второй группе, вспомогательных – психодиагностические методы (тесты; опросные: анкетирова- ние, интервью, беседа; социометрия); самонаблюдение, пракси- метрические методы: анализ процессов (хронометрия, цикло- графия, профессиография) и продуктов деятельности, модели- рование (математическое, кибернетическое и т. д.), биографи- ческий (анализ фактов, дат и событий жизненного пути челове- ка, документации, свидетельств и т. д.); метод экспертных оце- нок; метод обобщения независимых характеристик. Наблюдение- один из основных методов сбора первичной информации, заключающийся в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определённых условиях. Наблюдение: включённое, невключённое, сплошное, выборочное, констатирующее и оценивающее, формализованное и неформализованное. Эксперимент– один из основных методов сбора первичной информации, заключающийся в том, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными и фиксирует сопутствующийся изменения. Эксперемент: формирующий и констатирующий, лабораторный, естественный. ременные. Психодиагностические методы:Тесты (от англ. test – испытание, проверка, проба) – стандартизированные, обычно краткие и ограниченные во времени, испытания, предна- значенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Тесты: опросники, апаратурные тесты, компьютерные тесты и др.Метод самонаблюдения. Такие методы, как беседа, интер- вью, анкета, невозможны без привлечения данных самонаблю- дения, то есть наблюдения, объектом которого являются психи- ческие состояния и действия самого субъекта. Самонаблюде- ниие, как и объективное наблюдение, относится к обсервацион- нымметодам.Социометрия – метод, позволяющий изучить особенности межличностных отношений и эмоциональных предпочтений в 44 малых группах.

III группа – методы обработки данных, включающие: – количественные (математико-статистические) методы при- меняются для обработки полученных эмпирическими методами данных, с целью установления количественных зависимостей между изучаемыми психическими явлениями, выявления типи- ческих, свойственных определенной группе испытуемых, осо- бенностей. - качественный анализ заключается в дифференциации об- рабатываемого материала по типам, видам, вариантам, его си- 47 стематизации, в категоризации количественно обработанного материала, что необходимо для подготовки обобщающей фазы исследования.

VI группа – интерпретационные методы. Интерпретационные методы синтетического характера в психологии складываются в зависимости от двух основных ви- дов взаимосвязей психических явлений – «вертикальных», гене- тических связей между фазами и уровнями развития и «гори- зонтальных», структурных связей между всеми изученными ха- рактеристиками личности. Генетический метод интерпретирует весь обработанный ма- териал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психиче- ских функций, образований или свойств личности.

 

 



2018-07-06 458 Обсуждений (0)
Классификация методов психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация методов психологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)