Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее понятие о речи. Речь и язык.



2018-07-06 859 Обсуждений (0)
Общее понятие о речи. Речь и язык. 0.00 из 5.00 0 оценок




Речь-исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Язык- система знаков, выступающая средством человеческого общения и мыслительной деятельности, а также способом передачи информации от поколения к поколению.

Язык и речь выполняют основную функцию сознания – от- ражение реальной действительности, ее осознание специфичес- ким образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь и язык едины и различны. Они обозначают два различных аспекта еди- ного целого. Язык относится к явлениям духовной культуры. Это кате- гория историческая, достояние всего народа. Язык – строго нор- мализованная система знаков, способ передачи социального опыта. Индивидуальное использование языка в целях общения называется речью. Язык существует и реализуется через речь. Речь – это сложившаяся исторически форма общения чело- века с другим человеком или с самим собой, опосредованная использованием естественного языка. Формирование высших психических функций у человека осуществляется только благо- даря речи. Слово, по выражению И. П. Павлова, – «сигнал сиг- налов», является специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Слово обозначает предмет, который оно обобщенно отражает.

 

Психологические особенности видов речи.

При вербальной коммуникации выделяют внешнюю и внут- реннюю виды речи.

Во внешней речи выделяют: устную (диалогическую и мо- нологическую) и письменную речь. Устная речь – вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь может быть мо- нологической и диалогической. Количество говорящих не явля- ется решающим критерием в разграничении диалога и монолога. Диалог– это, прежде всего, речевое взаимодействие. В от- личие от монолога, в нем в речевой форме выражены две смыс- ловые позиции. Характерными чертами внешнего монологаявляются выра- женность во внешней речи одной смысловой позиции (говоря- щего) и отсутствие обращенной к нему внешней речи второго участника общения. Устная речь рождается, чаще всего, из непосредственного переживания: она ситуативна. Иногда, достаточно одного на- мека, чтобы быть понятым. Устная и письменная речь тесно связаны между собой, но их единство включает и существенные различия. Хотя знаки пись- менной речи (буквы) и обозначают звуки устной речи (фонемы), письменная речь не является простым переводом устной речи в письменные знаки.

Письменная речь – вербальное общение при помощи тек- стов. Общение может быть отсроченным (письмо) и непосред- ственным (обмен записками во время лекций). Письменная речь проявляется как речь деловая, научная, более безличная, предна- значенная для непосредственно не присутствующего собеседни- ка. Она требует систематического, логически связанного изло- жения, чтобы все было понятно. Письменная речь – контекстна.

Внутренняя речь – это использование языка вне процесса реальной коммуникации. Она органически входит во все мысли- тельные операции человека и всегда сопровождается иннерваци- ей речедвигательной мускулатуры, хотя слова вслух не произно- сятся. Генетически внутренняя речь является производной внеш- ней речи – она социальна по происхождению и по содержанию. Основными характеристиками внутренней речи являются: предназначенность для себя, свернутость, насыщенность субъ- ективным содержанием. Выделяют три основных типа внут- ренней речи: – «речь про себя», сохраняющую структуру внешней речи, но лишенную фонации (беззвучное проговаривание); – озвученную внутреннюю речь, представляющую собой аутокоммуникацию, когда субъект громко разговаривает сам с собой, обычно в состоянии сильного эмоционального возбужде- ния либо переутомления; – механизм и средство умственной деятельности.

Кроме того, выделяется эгоцентрическая речь. Л. С. Выгот- ский рассматривал ее как переходный этап от внешней речи к внутренней. Эгоцентрическая речь генетически восходит к внеш- ней речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Внутренняя речь также может быть монологической и диа- логической – направленной, если не на реального, то на возмож- ного слушателя.

 

Функции речи.

Функции речи: – сигнификативная функция (обозначающая) –использо- вание средств речи для сознательного общения посредством обозначения своих мыслей и чувств в вербализованной форме для сообщения их другому. Сигнификативная функция (присвоение значений объектам и явлениям) есть и у языка; – коммуникативная функция –собственно общение (ком- муникативная деятельность) людей, где речь выступает в качест- ве инструмента общения; 96 – регуляторная функция– воздействие на поведение, мыс- ли или чувства, на сознание других людей;– эмоциональная функция (экспрессивная, выразительная) –способность речи передавать внутренние состояния, желания, эмоции и т. д., принадлежащая к генетическим первичным функ- циям речи и сама по себе не определяющая речь. Речь есть толь- ко там, где есть семантика, значение, имеющее материальный носитель в виде звука, жеста, зрительного образа и т. д. Кроме того, выделяют фатическую, прагматическую, коннотативную, познавательную, репрезентативную функции речи.

Выражение-указывает на то, что благодаря речи мы имеем возможность высказать своё отношение к определённому объекту, ситуации.

Сообщение-связана с тем,что именно посредством слов, в основном, идёт обмен информации между людьми.

Обозначения- выражается в придании названия предметам и явлениям.

Воздействия-посредством речи мы можем оказывать влияние на мысли, эмоции.

 

Речь и мышление.

Взаимосвязь мышления и речи проявляется в их взаимном влиянии на развитие друг друга. Так речь, проникает в мышление, становясь внутренней. Но изначально она также связана с мышлением, когда является внешней эгоцентрической речью. Формирование такого мыслительного акта, как планирование основывается как раз на феномене эгоцентрической речи, которая по мнению Л.С. Выготского переходит во внутреннюю. Сначала существует проговаривание действия внешнее, а потом его проговаривание внутреннее (переход в процессе развития), что является предиктором самого действия. И уже после происходит реализация действия.

Внутренняя речь – это речь про себя, с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. При формировании умственных действий происходит образование обобщенных ассоциаций и семантических комплексов. Внутренняя речь обладает как функцией смыслового обобщения, так и функцией смыслового запоминания. При помощи внутренней речи происходит логическая переработка информации, получаемой из вне по различным каналам, таким образом внутренняя речь является центральным механизмом мышления или умственной деятельности. Хотя в зарубежной психологии существует другой подход к оценке внутренней речи, она понимается как начальный этап порога психолингвистики. Внутренняя речь имеет особенности:

1) ее синтаксис фрагментарен, отрывочен и сокращен (мама дай), сокращается подлежащее и связи между ними, центром является сказуемое.

2) структура внутренней речи предэкватна, т.е. относится к конкретному времени, действию или состоянию. Продуктивность тесно связана с планированием преобразования данной конкретной ситуации (Ванька отдай велосипед).

3) сокращается фонетическая сторона, она оказывается почти без слов, слова сокращаются, структурируются так, что значимая сторона слова (например корень) становится доминирующим.

4) во внутренней речи смысл начинает преобладать над значением слова, но значение слова в речи ребенка может претерпеть искажение и может быть непонимание между людьми в общении, более того смысл слова индивидуален, т.к. связан с эмоциями, чувствами, мыслями, ассоциациями. Смысл слова для разных людей различен, хотя его звуковое выражение одинаково.



2018-07-06 859 Обсуждений (0)
Общее понятие о речи. Речь и язык. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее понятие о речи. Речь и язык.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (859)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)