Современные представления о видах и структуре интеллекта.
Структуру интеллекта трудно определить. Существуют множество так называемых моделей интеллекта. Классический пример многофакторной теории интеллекта является модель Л.Терстоуна, выделившего 7 первичных умственных способностей, отвечающих за конкретные группы мыслительных операций. Развивая эту идею, Дж.Гилфорд создает структурную модель интеллекта, в которой каждый фактор сочетается с одним из типом умственных операций. В продолжение этих идей разработаны концепция Кэрролла, включающая 24 фактора и тд. Но данный подход осложняет процесс количественного измерения интеллекта, а описывает его в большей степени качественно. Ч.Спирмен выделил 2 фактора интеллекта: 1) Общий фактор интеллекта G (generalfactor) - это умственная энергия. 2) Специфический фактор S (разделен на группы арифметических, механических и лингвистических способностей. Исследования Р.Кэттелла позволили выделить в общем факторе 2 компонента: – кристаллизованный интеллект (основан на субъективном опыте); – текущий интеллект (проявляется в приспособлении к новым условиям и ситуациям). Иерархическая модель интеллекта: включает три уровня:
Обыденные концепции интеллекта имеют двухкомпонентную структуру. В интеллекте выделяют «технологический» и «социальный» компоненты. Ряд авторов (Д.Майер, П.Саловей, Д.Гоулмин) выделяют понятие «эмоциональный интеллект» и включают в его структуру: - выражение и переживание чувств; - распознавание чувств; - управление эмоциями; - управление чувствами окружающих, распознавание и понимание чувств окружающих. В западно-европейской и северо-американской культурах большую роль играет «технологический» компонент: внимательность, наблюдательность, быстрота обучения, школьная успеваемость и другие когнитивные способности. Однако имеется и социальный компонент: честность, ответственность, социабельность, искренность и т.п. У японцев преобладает социальный компонент, особенно социальная компетентность, куда входят такие характеристики человека, как «хороший оратор», «рассказывает с юмором». Кроме того, выделены факторы эффективности: «работает умело», «не тратит времени», «быстро рассуждает», «планирует вперед»; факторы оригинальности: «оригинальный», «точный»; фактор письменной культуры: «хорошо пишет», «часто пишет письма домой», «много читает». В России выделяют пять факторов интеллектуальности: 1) социально-этический (скромный, порядочный, доброжелательный, добрый, честный, помогающий другим); 2) культура мышления (эрудированный, хорошо образованный, много читающий, творческий); 3) самоорганизация (независимый от эмоций, практичный, не повторяющий собственных ошибок, хорошо действующий в сложной ситуации, логичный, стремящийся к поставленной цели); 4) социальная компетентность (умеет понравиться, хорошо говорит, активный, общительный, с чувством юмора, интересный собеседник); 5) опытность (много умеет, мужественный, работоспособный, мудрый, критичный) (Рамендик Д.М., Одинцова О.В., 2004). Коэффициент интеллекта (IQ) введен В.Штерном в 1912 г. – это количественный показатель уровня интеллектуального развития. Д.Векслером была предложена полученная по американской выборке классификация уровней развития интеллекта: 130 баллов и выше - весьма высокий уровень; 120-129 – высокий; 110-119 – выше среднего; 90-109 – средний; 80-89 – сниженная норма; 70-79 – пограничный уровень; 69 баллов и ниже – слабоумие. Теория принадлежит ГовардуГарднеру, который в 1983 году не побоялся бросить вызов устоявшейся школе когнитивных наук. Виды интеллекта согласно данной теории: Пространственный. Отличная ориентировка в пространстве, как большого масштаба, так и маленького. Наиболее развит данный вид интеллекта у водителей различного транспорта, архитекторов, игроков в шахматы. Телесно-кинестетический. Умение пользоваться собственным телом, что выражается в точности движений, балансе и т. д. Помимо танцоров, данный вид хорошо развит у всех представителей прикладных профессий. Музыкальный. Данный вид интеллекта определяется высокой чувственностью к звукам в любых их проявлениях и ритму. Представителями являются певцы, игроки на различных инструментах. Лингвистический. Развитое восприятие всего, что связано со словами, их пониманием, сочетанием. Этот вид наиболее доминирует у писателей, поэтов. Логико-математический. Способность улавливать взаимосвязи между символами, фактами. Наиболее развит у ученых. Межличностный. Умение взаимодействовать с окружающими людьми. Высокая способность понимать их, улавливать настроение, отношение, эмоции. Внутриличностный. Способность правильно и четко понимать собственные чувства и эмоции, находить решения для успокоения. Натуралистический. Умение разбираться в различиях природы, находить разницу между растениями и т. д.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (822)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |