Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение воображения и других познавательных процессов.



2018-07-06 630 Обсуждений (0)
Соотношение воображения и других познавательных процессов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Воображенгие и мышление в процессе деятельности выступают в единстве. Можно выделить из следующие общие характеристики:1.опосредованность уровнем развития самосознания человека.

2.связь с опосредованным отражением действительности.

3.направленность на создание нового знания путём активной переработки прошлого опыта.

В тоже время можно указать и на существенные отличия воображения и мышления:

1.основынм содержанием воображения выступают образы, конкретные предстваления, а мышления- понятия.

2.мышление возможно в ситуации, когда имеются исходные данные, а благодаря воображению человек может решать задачи высокой степени неопределённости.

Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них. В восприятии образы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты. Образ объекта при восприятии повторяет с той или иной точностью свой оригинал. В воображении же образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет. Поэтому о точности образа воображения говорить не имеет смысла. Представления порождают образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять (восстанавливать) свои реальные оригиналы. Память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда не отражалось в памяти. Образы, появляющиеся при мышлении, есть результат заранее поставленной цели (иначе зачем мыслить!). Образы воображения заранее непредсказуемы, динамичны, непостоянны. В сфере деятельности взаимодействие воображения с мышлением обусловлено уровнем неопределенности ситуации: преобладание ситуаций с высоким уровнем неопределенности (отсутствие исходных данных, неизвестность механизмов решения задач, нечеткость ограничений) выдвигает на первый план процесс воображения. Снижение уровня неопределенности подчиняет ситуацию законам мышления.

 

Психологические особенности видов воображения.

По участию волевого процесса воображение классифици- руют на непроизвольное и произвольное:

– непроизвольное воображение возникает без приложения волевых усилий, например: в дремотном состоянии, когда раз- ные образы приходят в сознание, принимая фантастические фор- мы, во сне и в форме галлюцинаций при измененном состоянии сознания. Оно всегда пассивно;

– произвольное воображение заключается в преднамеренном построении различных образов в связи с поставленными задача- ми. Оно может быть пассивным(примером пассивного произ- 100 вольного воображения являются грезы – несбыточные мечтания о чем-то приятном, заманчивом, далеком) и активным:

Пассивное воображение-воображение, характеризующееся созданием образов, которые в последствии не воплощаются в практических делах, деятельности.

Активное воображение- воображение, связанное с выполнением конекртеной практической деятельности.

От характера создаваемого образа.

1.Воссоздающее воображение- это представление чего-то нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового.

2.Творческое воображение- это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.

 

Способы создания образов воображения.

Приемами творческого воображения выступают агглюти- нация, аналогия, акцентирование, гиперболизация, типизация:

– агглютинация – склеивание различных, в реальности не- соединимых качеств, свойств, частей реальных или нереальных объектов, например: кентавр, русалка и др.; –аналогия – создание объекта, имеющего общие черты с каким-то реально существующим объектом. Так, в локаторе ис- пользованы аналоги системы ориентации летучей мыши. Ис- пользование аналогий вызвало к жизни новую науку – бионику; – акцентирование – создание образов путем увеличения от- дельных деталей, например, на карикатуре отдельные части тела резко увеличены: лицо полного Людовика XVIII изображали в виде груши;

гиперболизация – преувеличение размеров объектов или изменение количества его частей, например: великан, трехгла- вый Цербер со змеями вместо гривы;

– типизация – прием обобщения наиболее характерных особенностей какой-то большой группы объектов и воплощение их в конкретном образе.

Комбинированиепредставляет создание нового образа, в котором сочетаются отдельные элементы разных образов.

 

Формы воображения.

Формы проявления воображения

1. Мечта – форма проявления активного воображения и не- обходимое условие претворения в жизнь творческих сил челове- ка, направленных на преобразование действительности. Мечты – отодвинутые во времени желания, образ желаемого будущего, который возможно когда-нибудь осуществится. Фактически, лю- бой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта. Извечная мечта человечес- тва о скорости передвижения («ковер-самолет»), воплотилась в целую серию изобретений от колеса до ракеты.

2. Грезы – несбыточные мечтания, то есть воображение вы- ступает как замена деятельности, ее суррогат. Человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажу- щихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. В грезах отражается связь фантазии с потребнос- тями. Грезы принципиально неосуществимы и выполняют ком- 99 пенсаторную функцию: человек в иллюзорной, выдуманной жиз- ни получает то, чего ему недостает в реальности. Однако, если бесплодная мечтательность занимает значительное место в жизни человека, то это свидетельствует о дефекте личности. Классичес- ким примером грез наяву является созданный Н. В. Гоголем образ помещика Манилова («Мертвые души»).

3. Галлюцинации – фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с действительностью. Грезит субъект в нор- мальном психическом состоянии, галлюцинирует – в измененных состояниях сознания, при глубоких нарушениях функциональных состояний. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивного непроизвольного воображения, при котором челове- ком настолько ярко представляется несуществующий объект, что субъект убежден в его реальности. Разновидностью галлюцина- ций являются миражи. Например, человек, умирающий от жажды в пустыне, видит оазис, озеро с пресной водой, а то и водопад.

4. Сновидения – форма пассивного непроизвольного вооб- ражения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому. Осознание и субъективное переживание сновиде- ния происходит сразу (или в течение нескольких минут) после пробуждения человека из фазы быстрого сна. В образах снови- дения в самом невероятном сюжете переплетаются объекты раз- личной природы (события, процессы, предметы, люди, живот- ные), относящиеся как к давно ушедшим годам, так и событиям пережитого дня, что сопровождается чувственными и эмоцио- нальными переживаниями. Согласно З. Фрейду, в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.

 

 



2018-07-06 630 Обсуждений (0)
Соотношение воображения и других познавательных процессов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение воображения и других познавательных процессов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)