Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее понятие о памяти. Роль памяти в жизнедеятельности человека.



2018-07-06 861 Обсуждений (0)
Общее понятие о памяти. Роль памяти в жизнедеятельности человека. 0.00 из 5.00 0 оценок




Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окруж мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает её. В течении всей жизни мы узнаём что-то новое и сохраняем информацию благодаря памяти. С.Л.Рубинштейн указывал, что без памяти человек представлял бы собой существо мгновения, а по словам Сетченова он постоянно бы находился в положении новорождённого.

Нельзя утверждать, что вся информация, с которой челокек сталкивается в своей жизни, надолго хранится в психике. Память человека избирательная и работает по своим законам.

Память- псих познавательный процесс, заключаюзийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Память – лежащий в основе развития, обучения, социализа- ции личности психический процесс, базовый компонент мышле- ния, является основой психической жизни человека, позволяю- щей ориентироваться в окружающей среде. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – не было бы психической жизни».

Психологические особенности видов памяти.

Виды памяти классифицируют по разным основаниям. Вы- деляют генетическую и индивидуальную память: – генетическая память (биологическая, наследственная) со- храняет информацию, определяющую анатомическое и физио- логическое строение организма и врожденные формы поведения (инстинкты); – индивидуальная память (прижизненная) – отражение прош- лого опыта, полученного с момента рождения.

По характеру психической активности:

1.Двигательная память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их последовательности.

2.Эмоциональная память- запоминание переживаний связи с восприятием каких-либо значимых объектов, событий, ситуаций.

3.Образная память- это память, при которой информация запоминается в виде представлений.

4.Словесно-логическая память-связана с формами и операциями мышления и позволяет усваивать понятия, термины посредством слов.

По длительности сохранения

1.Кратковременная память-быстрое запоминание информации на короткий срок.

2.Долговременная- сохранение информ в психике в течении длительного времени.

3.Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информ, необходимой для обеспечения текущей деятельности.

По характеру целевой деятельности:

1.Непроизвольная память- память, при которой происходит запоминание, сохранение информ без принятия целей и волевых усилий.

2.Произвольная память-целенаправленно запоминаем нужную информацию, применяя волевые усилия.

От способа запоминания

1.Механическая память- предполагает запоминание информ посредством многократного повторения, без установления смысловых связей между разными объектами.

2.Смысловая память- связана с установлением смысловых связей между запоминаемой и имеющейся информацией.

 

Процессы памяти и их основные характеристики.

1.Запоминание-процесс памяти, в результате которого происходит закрепление информации путём связывания её с информ усвоенной ранее. Запоминание бывает: кратковременным, долговременным, оперативным (на опред момент), произвольным и непроизвольным. Условно можно говорить о субъективных (связанных с особенностями индивида) и объективных (независимых от индивида) причинах эффективного запоминания.

2.Сохранение- процесс памяти, направленный на удержание в психике сведений о мире. Может быть: динамическим-характеризуется тем, что информ изменяется при сохранении; статическим- информ не меняется.

3.Воспроизведение- процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённой ранее в психике информации. Воспроизведение бывает: преднамеренным и непреднамеренным. В ситуации, когда человеку приходится прилагать значительные и длительные усилия на извлечение из памяти нужной информ употребляют понятие припоминание. Узнавание возникает при повторном восприятии объекта. Реминисценция- более полное и точное воспроизведение материала по сравнению с первоначально запечатлённым.

4.Забывание- процесс памяти, указывающий на невозможность или неверность воспроизведения информ. Забывание имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Негативность забывания проявляется в том, что человек, не имея возможности использовать воспринятую ранее информ, хуже решает поставленные задачи. Позитивность забывания связана с тем, что если бы человек в течении времени хранил всю воспринятую информ, он бы смог перезагрузить психику лишними данными, что привело бы к перенапряжению.

Теории памяти.

Ассоциативная теория.

Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которых одно из этих представлений вызывает другое.

Ассоциации образуются на случайной основе, поэтому ассоциативная теория не объясняет избирательности памяти. Тем не менее, ассоциативная теория дала много полезного для понимания законов памяти. В рамках этой теории работал Г. Эббингауз («о памяти», 1885), которому принадлежит открытие ряда механизмов и закономерностей памяти.

Память – это способность души образовывать, хранить и воспроизводить ассоциации (Г. Эббингауз)

Процесс возрождения некоторого психического содержания, воспринятого ранее в виде представлений, Эббингауз назвал воспроизведением. Механизм воспроизведения он назвал ассоциацией - мысленной связью, возникающей между процессом, наблюдаемым в действительности, и возможностью его наступления в случае его отсутствия, связи между психологическими явлениями, когда актуализация одного из них влечёт за собой появление другого. Таким образом, ассоциация - это внутренняя причина воспроизведения. При этом Эббингауз подчеркивал, что воспроизводимые ощущения и представления не тождественны с существовавшими ранее, а только сходны с ними, и, тем не менее, способны пробуждать наблюдаемые ранее душевные образования.

Особенности изучения памяти в ассоциативной психологии:

  1. изучение “чистой” памяти, т.е. максимальное выключение сложной психической деятельности ( мыслительной, эмоциональной т.д.) при запоминании,
  2. строжайшая регламентация и стандартизация экспериментального исследования,
  3. исследование зависимости эффективности памяти от внешних условий, особенно от количества и организации повторений,
  4. почти исключительное внимание к результативной (количественной, а не качественной) стороне памяти.

Гештальттеория.

Гештальттеория пришла на смену ассоциативной теории. Исследования памяти были проведены К.Левином. По мнению ее создателей, память определяется законами формирования гештальта (целостной структуры). В этой связи для эффективного функционирования памяти чрезвычайно важным признается структурирование материала, его систематизация при запоминании и воспроизведении. Она подчиняется действующим независимо от запоминающего субъекта законам: “близости”, сходства, “замкнутости пространства”, “хорошего продолжения”,”хорошей формы” и др. Процессуально память представлялась так: у человека имеется некоторая необходимость (потребность), дающая установку на запоминание или воспроизведение. Данная установка оживляет в сознании человека некие целостные структуры, выступающие основой для запоминания или воспроизведения.Субъект в процессе взаимодействия с окружающей средой оказывается в целостном силовом поле, которое включает субъект, реализующий свои потребности и намерения, объекты, на которые он действует и действие которых он на себе испытывает, динамика поля при этом обусловлена напряжением потребностей и мотивов субъекта

Теория бихевиоризма.

Уотсон: Память – общий термин для выражения того факта, что после некоторого периода неупражнения навык не исчезает, а сохраняется как часть организации индивида.Память – это научение, единицей которого является навык.

Есть вид поведения, кот.формируется в процессе многократного повторения связей между стимулами и реакциями. Осн.Уотсон, Э.Торондайк, Скиннер. Вместо слова память часто испол.научение.Память рассматривалась бихевиористами как процесс, обеспечивающий научение. Результативность научения зависела от качества памяти. Продуктивность же последней определялась подкреплениями - как положительными, так и отрицательными. Таким образом, теория памяти в таком представлении формировалась как теория подкреплений. Фазы формирования навыков (по Уотсону): заучивание навыка, период без практики, период возобновления навыка.

Культурно-историческая теория памяти Выготский Л.С. выделял формы памяти. Главный критерий их различения – использование культурных средств (внешних и внутренних) для организации памяти. Формы памяти: Натуральная (биологическая) память – низшая психическая функция, Память специфически человеческая – высшая психическая функция:системная по строению;произвольно-регулируемая;развивается на основе натуральной памяти в процессе овладения культурными средствами, т.е. их интериоризации;становится опосредованной по структуре.

Деятельностная теория памяти (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.). Память неразрывно связана с жизнью людей; основное содержание их жизни – практическая деятельность.Всегда включённая в какую-либо деятельность, память сама может выступать как особого рода деятельность – мнемическая деятельность (произвольная память), направленная на достижение мнемической цели.В контексте этой теории память выступает как особая психическая деятельность, направленная на решение определенной мнемической задачи. Память как деятельность включает действия запоминания, сохранения и воспроизведения. Будучи деятельностью память имеет все ее структурные элементы, в частности - цель, средства, операции. А результат мнемической деятельности всегда зависит от ее организации (П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Смирнов). П.И.Зинченко показал, что слова, кодируемые значащими средствами, будут сохраняться лучше, чем слова, кодируемые более поверхностными средствами. Запоминаемость слов сильно зависит от цели, стоящей при усвоении материала. Таким образом, "уровень воспроизведения" определяется целью действия. А.А.Смирнов показал, что действия запоминаются лучше, чем мысли, и особенно те действия, которые тесно связаны с преодолением трудностей. В части развития памяти в онтогенезе в рамках данной теории (А.Н.Леонтьев) была выявлена общая закономерность: развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью

 

 

. 34.Свойства памяти. Закономерности памяти.

Отмечается ряд свойств памяти:

– точность – способность воспроизводить хранящуюся в памяти информацию без искажения; – прочность – способность долго удерживать информацию, быстро ее воспроизводить и сохранять эту готовность в услож- ненных условиях деятельности;

наличие объема (емкости по Г. Эббигаузу), характеризу- ющегося запоминанием и непосредственным воспроизведением каких-либо знаков (слов, чисел), не связанных смысловыми от- ношениями (из которых нельзя составить логические цепочки). Оценивается количество запоминаемого материала;

– быстрота запоминания – определяется временем, необхо- димым для полного запоминания соответствующего материала;

длительность сохранения – характеризуется временем удержания в памяти стимульного материала, тем максимальным сроком, по истечении которого запечатленное еще может быть воспроизведено;

мобилизационная готовность – способность осуществить воспроизведение стимульного материала в требуемом объеме в нужный момент.

Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

 



2018-07-06 861 Обсуждений (0)
Общее понятие о памяти. Роль памяти в жизнедеятельности человека. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее понятие о памяти. Роль памяти в жизнедеятельности человека.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (861)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)